Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Сочинение

Анализ образов

Главный герой – купец Калашников предстаёт образцом русского богатыря, он воплощает в себе чувство справедливости и чести. Его противопоставление воеводе Кирибеевичу подчёркивает тему конфликта между нравственным идеалом и порочной реальностью власти.

Идейное содержание

Моральный выбор – центральный момент поэмы. Калашников принимает решение бросить вызов несправедливости, что является проявлением его героического начала и одновременно причиной трагедии.

Философский аспект

В произведении прослеживается глубокий философский подтекст – рефлексия о вечном противостоянии добра и зла, чести и бесчестия, личной доблести и тирании.

Язык и стиль

Язык поэмы насыщен архаизмами и элементами народной речи, что придаёт тексту особую выразительность и помогает создать атмосферу древнерусского времени.

Функция образов и символов

Образы и символы служат важной ролью в раскрытии характеров героев и основных тем. Метафоры и эпитеты используются для усиления драматизма событий и художественного воздействия на читателя.

Значение произведения

«Песня про купца Калашникова» важна не только как художественное произведение, но и как исторический документ, отражающий образ мышления и чувствования русского человека в определённый исторический период.

Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Главные герои поэмы, такие как Купец Степан Калашников, Иван Грозный и Кирибеевич, представляют собой яркие и сложные личности, каждая из которых олицетворяет определенные аспекты русского общества и истории.

Купец Степан Калашников

Герой олицетворяет нравственные устои русского народа и богатырское благородство. Его поступки свидетельствуют о простоте, сердечности и уважении к другим, одновременно проявляя решимость и отвагу. Его поступок мести за Алену Дмитриевну отображает защиту семейных и родовых ценностей, что делает его героем в глазах народа.

Иван Грозный

Царь предстаёт в поэме как двойственная фигура, совмещающая величие и деспотичность. Его решения принимаются с жестокостью и безразличием к подданным. Его жестокие поступки делают его символом несправедливости и государственного произвола.

2 стр., 521 слов

Сочинения | Сочинения 7 класс. Мое отношение к поступку купца ...

... отношение к поступку Калашникова в поэме Лермонтова может быть только одним - восхищением и уважением. Его поступок отражает его сильный характер и преданность принципам справедливости и чести.Михаил Юрьевич Лермонтов, выдающийся русский ... пригорюнится" - такими словами Лермонтов выражает свое отношение к поступку купца. Таким образом, герой поэмы даже приняв смерть, одерживает победу над бесчестием, ...

Кирибеевич

Личность Кирибеевича отличается яркостью и силой, однако его страсть к Алене Дмитриевне приводит к возможным негативным последствиям. Его поступки оборачиваются своеволием и насилием, что делает его образ нравственно ущербным.

Итоговый анализ персонажей позволяет оценить их роль в поэме и их символическое значение для русской истории и культуры.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по жанру и художественному своеобразию оказалась единственным в своём роде литературным произведением, не получившим продолжения ни в творчестве Лермонтова, ни у других поэтов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Запев Обращение к царю Ивану Васильевичу. Часть 1 Знакомство с царским опричником Кирибеевичем, изображение эпохи царя Ивана Грозного.

Часть 2 Представление купца Калашникова, Кирибеевич опозорил жену купца.

Часть 3 Герои сходятся в поединке в присутствии царя и на глазах народа. Калашников убивает Кирибеевича, а затем Калашникова казнят.

Два припева

Концовка Воздание чести купцу Калашникову, его жене Алёне Дмитревне и всему народу.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Образы Характеристика, роль в произведении
Степан Калашников
  • живёт по христианскому закону, подобен русскому богатырю: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного …
  • не признаёт царского суда в делах совести: Я убил его вольною волей, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому

— честен, осознаёт своё достоинство, жаждет справедливости: А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой …

Опричник Кирибеевич
  • личные интересы ставит выше моральных ценностей: Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана
Царь Иван Васильевич
  • жестокий правитель, свой суд считает высшим: Я топор велю наточить-навострить … Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью …
  • заботливый государь: Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно.

Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.

Алёна Дмитревна ⦁ жена купца Калашникова, внимания и любви которой добивается Кирибеевич; её характер предопределён семейно-родовым укладом; ⦁ идеал женщины, жены той эпохи: хранит покой семьи, обеспечивает быт, встречает мужа, растит детей, ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни; ⦁ невольная жертва страсти опричника и последующей мести купца своему обидчику; обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорблённую женщину, но она «сиротинушка», её единственный защитник — муж; ⦁ искушение, которому подверглась Алёна Дмитревна, воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение: Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные …

Как из рук его я рванулася И домой стремглав бежать бросилась; И остались в руках у разбойника Мой узорный платок, твой подарочек …

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: вседозволенность царской власти и противостояние ей простых людей.

Идея : честь дороже жизни. Государь и его люди живут по своим законам, пользуются неограниченной властью, нарушают народные принципы морали. Человек должен противостоять власть имущим, защищать свою честь даже ценой собственной жизни. Ведь, по народным убеждениям, «не в силе Бог, но в правде». Автор уверен: его времени нужны люди чести, могучие, гордые личности.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Романтическая национально-историческая поэма. Сам автор назвал её песней, поскольку, с одной стороны, воспевает людей времён Ивана Грозного, с другой — прослеживается связь лермонтовского произведения с фольклором.

Стилизация под русское народное творчество. Фольклорные мотивы проявляются уже во вступлении «Песни про купца Калашникова» — это характерные выражения для песни, например: «Ох ты гой еси …».

Образ автора явно не выражен, потому мораль и нравственные принципы воспринимаются как народные.

Герои — яркие, самобытные, могучие личности.

Лирический герой является выразителем авторских мыслей и чувств (образы гусляров).

Внимание к глубоким нравственным и социальным проблемам, разворачивающимся на историческом фоне.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Просторечные слова: твово, мово, восплакалась, супротив, пужаешься, возговорил.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: кушачком, головушку, сиротинушка, детушкам.

Архаичные формы деепричастий и возвратных глаголов: распеваючи, играючи; как сходилися, собиралися.

Предлоги со, во: со дружиною, со родными, во тёмную ночь.

Повторы: плачем плачут, горько-горько, пир пировать.

Синонимы: и причитывали да прпсквзывали, наточить-навострить, одеть-нарядить.

Постоянные эпитеты: солнце красное, тучи синие, сабля вострая, удалой боец.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Образ Ивана IV Грозного раскрывается в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». И М. Ю. Лермонтов, и А. К. Толстой выражают ненависть к деспотизму, показывают его губительную силу.

А теперь подробный анализ, История создания поэмы.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» явилась результатом долгого поиска автора: еще в юношеском творчестве Лермонтов пытался написать поэму, героем которой стал бы народный защитник. В 1830 году поэт пишет поэму «Последний сын вольности» о таком защитнике — Вадиме Новгородском, погибшем за исчезающие идеалы древнего Новгорода:

Конфликт, описанный в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича…», представляет собой столкновение между представителями изначального населения Руси и новыми пришлыми, которые стремятся изменить старые традиции и обычаи. Главными героями этого противостояния стали купец Калашников и опричник Кирибеевич.

Поводом для столкновения стало влечение Кирибеевича к молодой жене Калашникова. В поэме отображается историческая жизнь России, и род Калашникова прослеживается еще с Киевской Руси. Кирибеевич в своем нападении ударил в грудь Калашникова, на которой был висящий медный крест с святыми мощами из Киева. Это сражение напоминает Куликовскую битву, где перед смертельным поединком богатыри выбирались на поле.

Однако, как история показывает, даже после гибели Калашникова радикальные изменения в жизни, традициях и духе русской нации не произошли. Могила героя осталась безымянной, но все люди, проходя мимо, по-своему проявляют уважение – старики перекрестятся, молодцы приосанятся, девушки пригорюнятся, а гусляры споют песню. Это показывает, что Россия не пропадет вместе с Калашниковым, ведь ее дух останется живым.

Историческая основа поэмы увлекает читателя в XVI век, во времена правления Ивана Грозного. Это время характеризуется переходом Руси от средневековых обычаев и веры к новым формам государственности. Калашников выступает отстаивать русскую старину, а Кирибеевич – представлять новый облик русского общества.

Таким образом, поэма Лермонтова наглядно показывает столкновение двух времен, двух мировоззрений и двух представителей русского народа. Вопрос о том, какое будет будущее России, остается открытым. Однако, одно неизменно – дух России и ее историческое наследие будут жить в сердцах и памяти людей, несмотря на переменчивость времени и внешние обстоятельства.

О русской земле сказал Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет». Художественные особенности поэмы. Лермонтов придает поэме фольклорную форму, подражая стилю народной песни. Такой выбор обусловлен тем, что поэт хочет представить развязку конфликта в поэме как следствие народного мнения, а само повествование вести в манере народного сказания. Подражание какому-либо стилю в литературе и использование в произведении присущих ему художественных средств называется стилизацией. Таким образом, «Песня про царя Ивана Васильевича…» является стилизацией народной песни, хотя в поэме можно обнаружить черты и других фольклорных жанров. Создавая поэму, Лермонтов обнаружил хорошее знание фольклора и народных обычаев.

Лермонтов ставил перед собой задачу проникновения в быт и характер эпохи, в психологию нравов. Поэтому поэма стилистически неоднородна. В ней две основные стилистические линии: Тема царя и опричников: условный, легендарный план; Тема Калашникова: бытовая реальность. Фольклорные мотивы в поэме. Подражая народной песне, Лермонтов словно бы убирает традиционную для авторского литературного произведения связь: автор — читатель. В поэме гусляры исполняют песню боярину Ромодановскому и его супруге, автор и читатель оказываются разделены этой песней.

На передний план повествования выходят герои, их поступки, историческая эпоха, а их оценка звучит в народном слове «Песни…» Повествование гусляров несет на себе печать народного одобрения и, стало быть, отвечает высшей художественной правде. Близость к фольклору придает идее этого лермонтовского произведения особую глубину и значительность: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили ее на старинный лад. Мы певали ее под гуслярский звон И причитывали да присказывали.

Гусляры в русской культуре: связующая роль и народное сознание

Гусляры играют важнейшую роль в русской культуре, объединяя героев и события произведений с народной жизнью. Они являются неотъемлемой частью народного фольклора, соединяя прошлое с настоящим, а традиционного певца с современностью.

В произведении «Песнь о вещем Олеге» гусляры выполняют связующую функцию, вводя свои песни как эпизоды, связывающие главные сюжеты и героев. Композиционные повторы, возникающие в начале и конце произведения, а также между его частями, напоминают о роли гусляров и их связи с русской жизнью.

Гусляры активно приурочивают содержание своих песен к различным сферам русской жизни. Они обращаются к царю, боярам и всему народу христианскому, связывая свои песни с конкретными историческими персонажами. Однако эти персонажи становятся также героями повествования, и жизнь сливается с поэзией в народном сознании, создавая особый фольклорный реализм.

Структура песни также способствует выражению народных суждений о событиях. Она включает в себя зачин, где вводятся герои и обстановка исполнения песни, а затем описывает основные фазы событий.

В истории «Песнь о вещем Олеге» гусляры выступают как ключевые персонажи, которые связывают исторические факты и народное сознание. Их роль позволяет создавать уникальный образец фольклорного реализма и передавать народные суждения о событиях.

Описание структуры произведения

«Песнь о вещем Олеге» состоит из трех частей, каждая из которых описывает основные этапы событий. В начале произведения возникает зачин, в котором представлены герои песни и обстановка ее исполнения. Затем следуют рассказы о страсти Кирибеевича и обращение царя Ивана Васильевича к молодцу.

Использование гусляров и их песен в «Песни о вещем Олеге» позволяет объединить народную поэзию с историческими событиями, делая русскую культуру единым целым. Гусляры играют связующую роль, передавая народное сознание и свидетельствуя о важности народного фольклора в формировании русской идентичности.

Развитие конфликта

Или конь захромал, худо кованный? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?

Отвечает так Кирибеевич, Покачав головою кудрявою: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом; Аргамак мой степной ходит весело; Как стекло горит сабля вострая; А на праздничный день твоею милостью Мы не хуже другого нарядимся. Как я сяду поеду на лихом коне За Моску-реку покатитися, Кушачком подтянуся шелковым.»

Заломлю на бочок шапку бархатную. Черным соболем отороченную, — У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки И любуются, глядя, перешептываясь; Лишь одна не глядит, не любуется, Полосатой фатой закрывается…

Переживания Калашникова: «Я скажу вам, братцы любезные. Что лиха беда со мною прикяючилася: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой На Москва-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника.

Буду насмерть биться, до последних сил; А побьет он меня — выходите вы За святую правду-матушку. Не сробейте, братцы любезные! Вы моложе меня, свежей силою. На вас меньше грехов накопилося. Так авось вас господь помилует!»;

Поединок: Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честного отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены. Не разбойничал ночью темною. Не таился от свету небесного… И промолвил ты правду истинную: По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; 92 И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи… Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!»;

И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз.

На раскрытых устах слово замерло… Вот молча оба расходятся, — Богатырский бой начинается. Разделяют песню припевы гусляров, задающие эмоциональный тон.

Повествование перемежается оценкой героев гуслярами: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб. Не сказал тебе правды истинной… За прилавкою сидит молодой купец.

Статный молодец Степан Парамонович, По прозванию Калашников; Шелковые товары раскладывает. Речью ласковой гостей он заманивает… Развязке следует концовка-итог, в которой описывается могила Калашникова. Замыкается структура песни хвалой, воздающей благодарность боярину, боярыне и всему народу. Колорит эпохи, образы царя Ивана Васильевича и опричника Кирибеевича Лермонтов воссоздал на основе песенных образов — в духе и стиле народных «разбойничьих» песен.

Народные песни помогли создать и фигуру Калашникова. В рукописном собрании П.А Киреевского Лермонтов познакомился с вариантами народных песен о Мастрюке Темрюковиче, ставшем прототипом опричника Кирибеевича. «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя главному герою поэмы.

Песня про царского шурина Темрю — ковича из сборника Кирши Данилова «Песня про… купца Калашникова»
А и гой еси. Царь Государь, Царь Иван Васильевич! Все Князи, Бояра, могучие богатыри Пьют, едят, потешаются На великих на радостях; Один не пьет не ест твой Царский гость дорогой, Мастрюк Темрюкович, молодой Чер — кашенин. Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы. Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова…

«Песня…» — произведение новаторское по овладению духом народной поэзии, без подражания какому-либо определенному образцу. Но народна здесь не только форма, народна сама нравственная позиция. По убещению Лермонтова, русскому человеку свойственно присутствие «ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность уничтожения». Именно с этой позиции народный певец славит в поэме сложную фигуру царя Ивана Грозного.

Образы героев поэмы.

Характеры героев определяются их позицией и поведением. Кири беевичу не дорога русская старина, он вторгается в православную семью, дерзко пренебрегает христианскими законами, ему чужд народ, и служит он только царю. Сравните, как кланяются перед поединком бойцы. Кирибеевич «царю в пояс молча кланяется», а Калашников, выйдя на бой, Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому.

Введение

В данной статье рассматривается сравнительный анализ характеров героев Кирибеевича и Калашникова в произведении. Рассматривая их различия и сходства, мы сможем понять, какие идеалы и ценности они представляют, и как эти идеалы влияют на их поступки и отношение к смерти.

Тело статьи

Кирибеевич и Калашников — два героя, которые, несмотря на свою обреченность, живут и поступают по-разному. Кирибеевич выступает как романтический герой, действующий для удовлетворения своих страстей и желаний. Он не считается с общественными нормами и законами, и его характер неровный и эмоциональный.

В отличие от Кирибеевича, Калашников — личность героическая, которая стоит за общую правду. Он связан с народной жизнью и с ее законами, которые формировались веками. Калашников видит свое назначение в защите того, что для народа свято и ценно. Он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы восстановить попранные моральные ценности.

Калашников объясняет свое решение выйти на поединок с опричником как личную месть за обиду, но также как исполнение «закона господнего». Это свидетельствует о его глубокой вере и преданности своим принципам. Он готов сразиться до последних сил и принять смерть ради святой правды.

Характер Калашникова является цельным и эпическим. Он сросся с народной жизнью и принимает ее законы и ограничения. Этот характер вырос из быта, из строго регламентированных семейных и общественных отношений. Он способен выразить все лучшие черты образовавшей его жизни, не разрушая ее уклад.

Заключение

Сравнительный анализ характеров героев Кирибеевича и Калашникова позволяет нам увидеть различия и сходства в их мировоззрении и поступках. Кирибеевич представляет собой романтического героя, действующего для себя, в то время как Калашников — герой, стоящий за общую правду и готовый пожертвовать своей жизнью ради восстановления моральных ценностей. Их характеры и отношение к смерти отражают их представления о свободе и верности принципам, которые они воплощают в своих действиях.

«Песня…» является уникальным произведением, которое объединяет в себе различные идеи и стили. Героическая идея былины и нравственная идея жития сочетаются в нем органично. Эпический размах исторической песни соединяется с силой и красотой личного чувства, как это проявляется в фольклорной лирике. Героические характеры «Песни…» не поддаются однозначному толкованию и не могут быть умещены в простую схему контраста. Они взаимодействуют друг с другом в социально-бытовой среде и создают содержание, превосходящее возможности каждого из них. Таким образом, «Песня…» обладает идейно-художественным качеством, которое является новым по сравнению с романтическими поэмами Лермонтова.

Образ Кирибеевича

В произведении особое внимание уделено образу Кирибеевича. Его любовная тоска и отчаяние не знают границ. Они широки и безоглядны, и он готов умереть от грусти. Он умоляет Алену Дмитревну полюбить его и обнять его хотя бы раз на прощание. Однако причиной его преступления «закона христианского» не только безудержный порыв страсти. Кирибеевич не считает себя преступником, он не сознает своей вины перед законом. Он считает, что получил особые права от царской власти, которая сама не ограничена никаким законом. Из-за этого он считает себя вправе стоять вне общего закона и вести себя особо. Опричником он становится, выходя из общества и народа, и его законом становится личный произвол, ограниченный лишь произволом царя.

Кирибеевич не ограничивает проявления своей натуры и воли. Он возвышается над общим законом, становясь исключительной личностью. Он относится к «люду московскому» с презрительным снисхождением, подсмеиваясь над плохими бойцами и обещая отпустить живого с покаянием лишь для потешения царя. Такое отношение он проявляет и к Калашникову. Однако тот напоминает Кирибеевичу о его преступлении против нравственного закона, и опричника начинает мучить совесть. Он испытывает чувство вины и страх наказания.

Анализ образа царя в поэме Лермонтова

Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» выступает как воплощение народного взгляда на историческую личность. Царь предстаёт перед читателем в двойственном аспекте: с одной стороны, он величественен и всепрощающ, с другой — строг и непоколебим в своих решениях.

Царь олицетворяет идею абсолютной власти, обладая при этом глубокой проницательностью и способностью к состраданию. Он выносит приговор Калашникову, но в то же время заботится о судьбе его семьи, подчёркивая сложность и многогранность царской власти.

Судьба Алены Дмитриевны

Алене Дмитриевне в поэме отведена роль ключевой фигуры, вокруг которой строится сюжетное напряжение. Её образ раскрывается через взаимодействие с другими персонажами, и особенно в контрасте с мужем, Калашниковым. Она представлена не только как объект страсти и причина конфликта, но и как личность, страдающая от неверности и обвинений.

Противопоставление и взаимосвязь главных персонажей

В поэме Лермонтов создаёт глубокий психологический портрет героини, раскрывающийся в диалогах и монологах других персонажей. Судьба Алены оказывается неразрывно связанной с решениями царя, что подчёркивает важность её образа в поэме и взаимосвязь личной драмы с историческим контекстом.

Заключение

Таким образом, в поэме Лермонтова образы царя и Алены Дмитриевны являются ключевыми для понимания основной темы и идей произведения. Они показывают глубину трагизма иронии судьбы, которые так тонко преподносит поэт, подчеркивая вечные вопросы морали, справедливости и человеческой судьбы.

Анализ символического сопоставления эпох в поэме

Изучение образа Алены Дмитриевны и связанной с ней зари выявляет многомерность символизма, присущего поэме. Воплощая в себе надежду и обновление, заря, подымающаяся над Москвой, является не только предвестником нового дня, но и метафорой возрождения, исцеления ран страны. Подобно тому, как Алена Дмитриевна тоскует по потерянным членам семьи, Россия ощущает потерю своих сыновей, унесённых вихрем исторических событий.

Сопоставление с «Смертью Поэта»

Сравнение с лирическим сюжетом «Смерти Поэта» подчеркивает универсальность борьбы с несправедливостью и цену чести. Гибель поэта, увенчанная мучениями и чувством мести, обнажает болезненную реакцию общества на истинную страсть и свободу слова. Подобно Алене, образ которой олицетворяет судьбу родины, поэт предстаёт невольником чести, павшим от рук общественного неверия и предательства.

Мотивы чести и мести

В обоих случаях честь выступает как движущая сила конфликта. В эпическом повествовании она связана с женской верностью и защитой героя, в лирическом — с неприятием социальной несправедливости. Мотив мести в «Смерти Поэта» отражает отчаянное желание исправить унижение и восстановить справедливость, что находит отклик в образе зари, символизирующей не только возрождение, но и возможное возмездие за пролитые слёзы.

Заключение

Таким образом, глубокий символический слой поэмы раскрывает сквозные темы чести, любви и преданности, оставаясь актуальными для любой эпохи. Образы Алены Дмитриевны и зари, возвышающейся над Москвой, а также героический поступок погибшего поэта выступают свидетельством неукротимой борьбы духа перед лицом исторических и социальных бедствий.

Критики и литературоведы оценили поэму «Мцыри» как произведение, которое перенесло поэта от реального мира, не удовлетворяющего его, в историческое прошлое, где он улавливал пульс жизни, проникал в глубокие тайники духа этой эпохи. Он освоил старинную речь и создал вымышленную быль, которая казалась достовернее реальности и истории. (В. Г. Белинский).

«Песня о зубре» также отразила процесс художественной эволюции Лермонтова — от лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского «я», к созданию психологических образов и сюжетов (Б.М. Эйхенбаум).

Идея поэмы заключалась во взаимодействии самостоятельных характеров в конкретно-историческом, социально-психологическом и эстетическом контексте (В.Л Котельников).

Таким образом, можно сделать вывод, что поэмы Лермонтова не только отражали его художественную эволюцию, но и представляли собой работу, в которой он тщательно изучал историю и общественные процессы, создавая вымышленные миры, которые несомненно казались достоверными и истинными. Это позволяло ему как бы изучать реальность через собственные творческие вымыслы.

5 / 5. 3

Темы и проблемы

  1. Основная тема — честь. Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
  2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти. Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
  3. Тема любви. Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
  4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
  5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
  6. Проблема несправедливости. Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.

Смертный бой за честь

Автор перемещает сюжетную линию рассказа в новую локацию. Около Москвы-реки сходятся бойцы для проведения кулачного боя. Сам царь приехал насладиться зрелищем и потешить своё больное воображение.

Тут происходит следующее:

Жизнь и смерть купца калашникова

  • Кирибеевич выходит, вызывая желающих сойтись с ним;
  • бойцы боятся вступить в поединок с таким сильным соперником;
  • опричник обещает сохранить жизнь проигравшему и отпустить с покаянием;
  • тут внезапно выходит купец, Калашников;
  • Кирибеевич интересуется именем и родом своего новоявленного противника;
  • купец гордо представляется;
  • опричник понимает, что перед ним муж поруганной им девушки и бледнеет.

После этого начинается поединок. Для публики — это обычное развлечение, но для сражающихся мужчин — настоящая дуэль.

Описание боя:

  • противники разошлись;
  • Кирибеевич бьёт оппонента в грудь первым;
  • Степан пошатнулся, но выдержал, благодаря медному кресту, принявшему энергию удара на себя;
  • купец наносит ответный удар в висок опричника;
  • травма оказалась смертельной, и Кирибеевич падает на снег.

Таким, пусть и силовым методом, купец доказывает свои права. Выиграв в равном бою у хитрого и подлого противника, Степан восстанавливает честь бесстыдно поруганной жены.

Главная мысль

Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

Анализируя характер Григория Александровича Печорина, можно увидеть, что его поступки основаны на неподдавающемся моральным нормам общества взгляде на мир. Для него важно брать жизнь в свои руки и не соглашаться на унизительное положение власти или архаичных традиций. Эта авторская позиция Лермонтова в его обращении к произволу презентуется так же как и в случае с Белым. Важность индивидуалистического противостояния системе становится ключевым камнем затыкания для вопроса о справедливости и порядке.

Что учить нас Лермонтов?

Мораль «Смерти Поэта» освещает посыл о жестокости реальности, с которой важно встретиться лицом к лицу. Важно обнарожить правду о нашем мире, сущность кровавых уз и упрямство реалий жестокости. Даже если окружающий мир словно разворачивается против нас, важно оставаться верным своему убеждению и не уступать давлению вокруг.

Лермонтов также акцентирует внимание на любви и уважении к окружающим людям и их защите. Хотя жизнь покрывается облаками сомнений и мошенничества, важно охранять своих близких от падений.

Заключение может быть сформировано в простой мудрости: мир испытывает исступленную потребность в справедливости, которую можно достичь лишь крепой волей ограниченного числа бесстрашных. Поэтому не стоит ожидать, что бездействием придет всеобщая справедливость. Наш мир требует ответственных действий, без которых беспорядок будет разузнан.

Автор: Алексей Пушкин

Хотите сохранить данное сообщение? Разместите его на своей стене!