Классный час «Что значит быть современным человеком или портрет моего современника

Сочинение

I. Историю вершат молодежи.

II. Молодежь на переднем крае жизни.

  • Достойные примеры предшественников.
  • Молодежь и демократизация страны.
  • В вире политической жизни.
  • Влияние молодежи на духовность общества.
  • Одолевая препятствия…

III. Без современного не бывает будущего.

Особенности сочинения-очерка

Сочинение на тему «Мой современник» является очерком. Под этим жанром в художественной литературе подразумевается рассказ, в котором присутствует подробное описание героя или явления. Описание затрагивает в основном социальные проблемы, здесь нет места для вымысла. Очерки бывают:

  • Портретными. В тексте необходимо описать личность героя и указать, чем он отличается от других. Указать на подробности, которые могут раскрыть его характер. Это более художественный жанр, чем другие разновидности очерков.
  • Проблемными. Автор обязан осветить общественную проблему, что имеет место в настоящее время или было актуальным ранее. Сначала необходимо описать собственно проблему, а потом сделать выводы по этому поводу, руководствуясь подлинными данными.
  • Путевыми. Пожалуй, это были самые первые очерки, в которых автору предстояло описать путешествие с одного города к другому. Описывать нужно было не только природу, дорогу, остановки, но и людей, с которыми пришлось встретиться их менталитет и нравы.

Сочинение-очерк «Мой современник» должно быть написано с натуры в полухудожественном, полудокументальном жанре. И здесь нужно описать реального человека, то есть создать портретный очерк.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс

Уроки 60–61 КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК. СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК «МОЙ СОВРЕМЕННИК»

28.03.2013 27240 1733

Уроки 60–61 как писать сочинение-очерк. сочинение-очерк «Мой современник»

Цели:

познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

2 стр., 732 слов

Конспект по литературе в 9 классе «Подготовка к домашнему сочинению-очерку ...

... что они постоянно развиваются? справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»? проще или сложнее стала жизнь твоего сверстника? сохранились ли в наше время те ... сравнение должно воплотиться в сочинение-очерк о себе и своем современнике, в котором вы расскажите ... впечатления); проблемный портретный – Какой вид очерка целесообразней писать по указанной теме, какой стиль речи подходит ...

Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.

II. Лекция учителя «Как писать сочинение-очерк?».

Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.

Что же такое очерк?

Очерк

  • это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.
  • Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?
  • Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.

Существуют такие разновидности очерка:

путевой очерк

  • проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями.

проблемный очерк

  • автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;

портретный очерк

  • в центре такого очерка человек, его дело;
  • очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.
  • Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?
  • Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?
  • Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический стиль речи допускает:

1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;

2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;

3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);

4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);

5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);

6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).

  • О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.

 Чем отличается жизнь современного молодого человека?

 Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

 Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

 Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

 Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?

 Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением;

2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;

3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

14 стр., 6904 слов

Пишем «Идеал человека…»

... его поучении все отсылки идут у нему. Современным идеалом считаются те люди, которые идеальны внешне, а не внутри. Например: какая нибудь красивая девушка внешне не умеет готовить, к этому и стремится ...

На странице приведен только фрагмент материала.

поурочные планы, 9 класс, литература