I. Историю вершат молодежи.
II. Молодежь на переднем крае жизни.
- Достойные примеры предшественников.
- Молодежь и демократизация страны.
- В вире политической жизни.
- Влияние молодежи на духовность общества.
- Одолевая препятствия…
III. Без современного не бывает будущего.
Особенности сочинения-очерка
Сочинение на тему «Мой современник» является очерком. Под этим жанром в художественной литературе подразумевается рассказ, в котором присутствует подробное описание героя или явления. Описание затрагивает в основном социальные проблемы, здесь нет места для вымысла. Очерки бывают:
- Портретными. В тексте необходимо описать личность героя и указать, чем он отличается от других. Указать на подробности, которые могут раскрыть его характер. Это более художественный жанр, чем другие разновидности очерков.
- Проблемными. Автор обязан осветить общественную проблему, что имеет место в настоящее время или было актуальным ранее. Сначала необходимо описать собственно проблему, а потом сделать выводы по этому поводу, руководствуясь подлинными данными.
- Путевыми. Пожалуй, это были самые первые очерки, в которых автору предстояло описать путешествие с одного города к другому. Описывать нужно было не только природу, дорогу, остановки, но и людей, с которыми пришлось встретиться их менталитет и нравы.
Сочинение-очерк «Мой современник» должно быть написано с натуры в полухудожественном, полудокументальном жанре. И здесь нужно описать реального человека, то есть создать портретный очерк.
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс
Уроки 60–61 КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК. СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК «МОЙ СОВРЕМЕННИК»
28.03.2013 27240 1733
Уроки 60–61 как писать сочинение-очерк. сочинение-очерк «Мой современник»
Цели:
познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Конспект по литературе в 9 классе «Подготовка к домашнему сочинению-очерку ...
... что они постоянно развиваются? справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»? проще или сложнее стала жизнь твоего сверстника? сохранились ли в наше время те ... сравнение должно воплотиться в сочинение-очерк о себе и своем современнике, в котором вы расскажите ... впечатления); проблемный портретный – Какой вид очерка целесообразней писать по указанной теме, какой стиль речи подходит ...
Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.
II. Лекция учителя «Как писать сочинение-очерк?».
Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.
Что же такое очерк?
Очерк
- это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.
- Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?
- Почему указанная тема может считаться общественно значимой?
Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.
Существуют такие разновидности очерка:
путевой очерк
- проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями.
проблемный очерк
- автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;
портретный очерк
- в центре такого очерка человек, его дело;
- очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.
- Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?
- Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?
- Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.
Публицистический стиль речи допускает:
1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;
2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;
3) антитезы (сила – слабость; вера – безверие);
4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);
5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе…», «Вспомните…» и т. д.);
6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди…»).
- О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.
Чем отличается жизнь современного молодого человека?
Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?
Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?
Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?
Проще или сложнее, по сравнению с веком XIX, стала жизнь твоего сверстника?
Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди XIX в.?
III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».
Домашнее задание:
1) завершить работу над сочинением;
2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;
3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
14 стр., 6904 словПишем «Идеал человека…»
... его поучении все отсылки идут у нему. Современным идеалом считаются те люди, которые идеальны внешне, а не внутри. Например: какая нибудь красивая девушка внешне не умеет готовить, к этому и стремится ...
На странице приведен только фрагмент материала.