В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт стремится создать широкую панораму русской жизни после отмены крепостного права. Впрочем, и ужасам крепостничества уделяется немало страниц. Так, например, в части, посвященной Матрене Тимофеевне, автор обращается к образу Савелия, к событиям, произошедшим еще при крепостном праве.
Савелий – дедушка из семьи мужа Матрены Тимофеевны. Он уже чрезвычайно стар, согбен, слаб. Невозможно поверить, что когда-то этот человек обладал недюжинной силой и богатырским сложением. Но это было именно так. Савелий рассказывает Матрене, которую очень любит за добрый, ровный характер, о своей жизни.
Молодость дедушки прошла в селе среди лесов и болот. Крестьяне, что там жили, все были богатыри статью, крепостные, но барину Шалашникову было до них не добраться. Они не отрабатывали барщину, а оброк платили кое-как, изредка. Потом барин стал их все же требовать к себе и немилосердно драл, требуя денег. Немного ему отдавали, терпели страшные побои.
Однако наследник Шалашникова придумал, как сладить с вольнолюбивыми мужиками: прислал к ним хитрого управляющего – немца Фогеля. Он, пользуясь простотой мужиков, давал им несложные задания, где вырубить лес, где настелить мостик и тому подобное. Простодушные крестьяне и не поняли сначала, зачем все это нужно, а когда поняли, было поздно: в лесу появилась дорога, и по ней теперь могла проехать полиция.
Немец был очень жадный, не отставал от крестьянина, пока совсем не разорит, и тоже сильно порол. Однажды приказал он копать колодец, люди работали долго, устали и захотели перекусить. Но немец стал их ругать за нерадивость, утверждая, что они мало сделали. Мужики разгневались, столкнули управляющего в яму и закопали.
За это им пришлось поплатиться: их отправили на каторгу на двадцать лет.
Савелий рассуждает о том, что русский мужик – это настоящий богатырь. Он много работает и любит свою землю. Никакие беды и притеснения не могут его сломить:
Всё терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь?
В этих словах Некрасов выражает собственное мнение о русском мужике. Ведь и в самом деле на долю его выпало много горя и лишений, но он не сломился и продолжил возделывать свою скудную ниву и выращивать хлеб. Савелий много говорит и думает и о будущем, но оно темно для него. Прошлое русского крестьянства видится ему героическим, но беспримерно тяжелым и трагическим, настоящее – безрадостным, а на будущее он боится возлагать надежды:
» В чём трагизм судьбы Матрёны? Почему писатель называет главную ...
... пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот ... известно. Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим». Жизнь в одиночестве Матрена была доброй и общительной. Она ... съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено ...
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы — кровь течет!
Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо!
Автор вкладывает в уста героя грустные слова о русском крестьянстве – это его собственные мысли. Поэту горько сознавать, что великий народ растрачивает свои богатырские силы на жадных притеснителей и жестоких крепостников, которые только секут и обирают мужиков. Он понимает, что в бесчеловечных условиях люди теряют человеческий облик, слабеют физически и духовно. Поэтому, может быть, Савелий в старости ищет опоры в религии, отправляется на богомолье в монастырь после того, как по его недосмотру гибнет младенец Дёмушка. Он заново осмысливает свою жизнь и жалеет о том, что он не смог принести достаточно пользы, как и другие мужики, закабаленные и бесправные:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?-
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Эту же мысль мы встречаем и в других произведениях Некрасова. Поэт печалился о грустной доле русского народа и мечтал о «поре прекрасной» для всех трудящихся людей.
В образе Савелия – богатыря святорусского Н.А.Некрасов словно бы изображает все русское крестьянство, когда-то сильное и вольное, а позже закабаленное, униженное, изуродованное жестоким обращением, да и в современный поэту период по-прежнему забитое и неспособное уже к работе или борьбе за свое счастье.