Образ крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

Русская крестьянская женщина, олицетворяющая идеал счастливой и свободной жизни, является одним из ключевых персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. Этот образ, названный «губернаторшей», символизирует не только силу и здоровье, но и независимость и самостоятельность.

Матрена Тимофеевна — осанистая женщина с широкими плечами и плотным телосложением, ей около тридцати восьми лет. Ее внешность соответствует идеалу красоты, признанному народом: проседевшие волосы, большие и строгие глаза, ресницы, которые кажутся богатейшими. Ее кожа смуглая, выражая ее трудовую природу и присущую ей суровость. Она носит белую рубашку и хорошенький сарафан, а через плечо у нее висит серп — символ ее трудовой деятельности.

Матрена Тимофеевна является примером сильной и независимой женщины, которая не только трудится на поле, но и заботится о своей семье. Ее образ отражает не только физическую силу, но и моральную силу, которая позволяет ей преодолевать трудности и препятствия. Она является примером для других женщин, которые стремятся к свободе и независимости.

Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной говорит о том, что счастье и свобода доступны каждому, независимо от положения в обществе. Некрасов, создавая этот образ, подчеркивает важность эмансипации женщины и освобождения ее от зависимости. Он показывает, что женщина может быть не только труженицей, но и лидером, способным вести семью и принимать важные решения.

Таким образом, образ Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является важной частью рассмотрения «женского вопроса» в русской жизни XIX века. Она символизирует силу, независимость и свободу женщины, а ее пример вдохновляет других женщин стремиться к счастью и свободе.

Матрена Тимофеевна, несмотря на свой возраст, считает себя «старухой» и рассказывает о своей жизни, подводя итог прожитому. Она отмечает счастливые моменты, такие как счастье в девках и хорошая, непьющая семья. Однако и детство и юность были связаны с трудом, который она воспринимала как естественную часть своей жизни. Она также говорит о себе как о доброй работнице и петь-плясать охотнице. Замужество по любви было счастливым даром судьбы, но сопровождалось угнетением со стороны родных, особенно когда муж уходил на заработки. Родные становились угнетателями, придираясь по мелочам и отравляя жизнь Матрены Тимофеевны. Она осталась с золовками, свекром и свекровушкой, без любви и поддержки. Она также вспоминает обиду, нанесенную мужем по наущению родни. Ее жизнь сводится к тому, что она работает и молчит, несмотря на то, что ее бранят.

4 стр., 1831 слов

Влияние танца на здоровый образ жизни

... с незапамятных времён занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Танец возник тогда, когда чувства, ... быстрое, движения - естественные и гармоничные. Для женщин немаловажен тот факт, что при занятиях танцами повышается общий мышечный тонус, таким образом, лицо, шея и руки надолго останутся ...

Жизнь крепостной женщины в России была полна трудностей и страданий. Она оставалась без защиты родственников и часто вынуждена была решать свои проблемы самостоятельно, стоя перед выбором сохранить честь и верность или подвергнуться насилию. Матрена Тимофеевна, главная героиня рассказа Н. А. Некрасова «Демушка», попала впросак и потеряла своего сына-первенца. Родня отказалась заступиться за нее, а надругательства, которые она вынуждена была выдержать, только усугубили ее горе.

Параллелизм

Некрасов использует поэтический прием параллелизма, сравнивая Матрену с птицей, которой грозою сожжено гнездо. Она запугана и заругана родственниками, оставлена одна наедине со своим горем.

Сонетизация

Некрасов прибегает к сонетизации в описании Матрены, которая стоит перед непреодолимой трудностью решить свою проблему:

  • «Стерпи грозу великую»
  • «Прими побои лишние»
  • «А глазу с неразумного Младенца не спускай!»

Исповедь крестьянки

В исповеди Матрены она выражает свое нежелание жить и готовность умереть, чтобы освободиться от всех страданий и обид.

Безысходность ситуации

Матрена связывает свои беды не с конкретными людьми, а с какой-то большой темной силой, которую не побороть. Даже ее родители уже не могут ей помочь.

В рассказе «Демушка» Н. А. Некрасов искренне сочувствует героине, художественно отображая ее трагическую судьбу. Рассказ показывает жестокость жизни крепостных женщин в те времена и поднимает важные вопросы о свободе и равенстве всех людей.

Матрена Тимофеевна, крестьянка, привыкла к жизненным трудностям и бедам, рассказывая о них без всякого претекста. Даже умирающий дед Савелий видит жизнь крестьянина как беспросветную неизбежность. Матрена же находит силы защитить своих детей, принимая на себя грех перед Богом в ситуациях, когда требуется не кормить грудных детей и предотвращает возможную беду, например, когда ее сын, малолетний подпасок, скормил волчице овцу. Она понимает, что без заступника жить трудно, и беспокоится за голодных сироток-деточек, стоящих перед ней.

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать!..

Молчи, солдатка-мать!

Желая защитить их от неминуемой беды, от будущего сирот-побирушек при солдате-отце и бесправной по сельским законам матери, Матрена Тимофеевна, будучи на сносях, в зимнюю ночь идет пешком в город просить губернатора о справедливости.

Ее мольба, обращенная под звездным небом к Божьей Матери, — не заученные слова, не проявление тупой покорности и обреченности, а в чем-то и попытка сказать о себе, восстановить справедливость:

  • Открой мне, матерь божия,

  • Чем бога прогневила я?

  • Владычица! во мне

  • Нет косточки наломанной,

  • Нет жилочки натянутой,

    3 стр., 1448 слов

    В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова ...

    ... Матреной Тимофеевной и спрашивают на самом ли деле она самая счастливая на Руси. Женщина подумала над вопросом и стала рассказывать путникам свою историю жизни ... В романе Тургенева «Отцы и дети» Виктор Ситников является второстепенным персонажем. ... беды, спасла Федота от плетей, а мужа от солдатчины и у нее остались силы дарить им любовь и создавать семейный уют. Также читают: Картинка к сочинению ...

  • Кровинки нет непорченой —

  • Терплю и не ропицу!

  • Всю силу, богом данную,

  • В работу полагаю я,

  • Всю в деточек любовь!

  • Ты видишь все, заступница!

  • Спаси рабу свою!..

В последние минуты перед родами Матрена Тимофеевна успевает обратиться к жене губернатора:

  • Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Заступничество губернаторши

Ее внимание и помощь Матрене и младенцу, счастливое разрешение судьбы Филиппа воспринимается в рассказе крестьянки, искренне благодарной вельможной барыне, все-таки как счастливый случай, а не типичное явление.

Будущие беды

Дальнейший рассказ крестьянки — снова перечень бед, свершившихся и предстоящих. Не утешает даже прекращение семейного гнета (очевидно, со смертью свекра и свекрови), потому что нет уверенности в будущем детей.

  • «Ращу детей… На радость ли?»

  • «Пять сыновей! Крестьянские порядки нескончаемы — уж взяли одного!»

Конец исповеди

Звучит уже не только рассказом-жалобой — крестьянка, может, еще несознательно, поднимается до вершин обвинения, защиты своего человеческого достоинства, своего женского я, сути матери, жены, любимой.

  • «Дважды погорели мы, что бог сибирской язвою нас трижды посетил?»

  • «Потуги лошадиные несли мы; погуляла я, как мерин в бороне!..»

  • «Ногами я не топтана, веревками не вязана, иголками не колота… По мне — тиха, невидима — прошла гроза душевна, покажешь ли ее?»

  • «По матери поруганной, как по змее растоптанной, кровь первенца прошла, по мне обиды смертные прошли неотплаченные, и плеть по мне прошла!»

    Матрена Тимофеевна — человек, прославившийся за пределами своего села и отважившийся изменить свою судьбу. Ее бунтарский дух, возможно, был зажжен дедом Савелием, а поддерживался всю жизнь горячей любовью к детям и мужу. Поэт хотел, чтобы было больше людей, подобных Матрене Тимофеевне, и назвал эту часть поэмы «Крестьянка».