Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Любовь, сохранённая в нищете (по рассказу Ф

Сочинение

Всё самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное её назначение– быть матерью. Она любит дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! Современный писатель Ю. Бондарев в рассказе « Мать» говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его людям. Не случайно образ матери запечатлён во многих произведениях искусства. Лик матери, умиляющейся сыном, смотрит на нас с икон Богородицы, о материнской любви создано много фильмов, музыкальных произведений. И в литературе образ матери и её дитя является вечным, к нему обращаются поэты и писатели разных времён и народов. Многие авторы обращаются к этой теме, находя новые грани её развития, поэтому образы матери и дитя являются неисчерпаемыми и многоликими. Именно мать является человеком, сохраняющим жизнь на Земле. Именно дитя раскрывает в женщине лучшие стороны характера. К сожалению, сейчас мы часто наблюдаем отчуждённость этих самых близких существ, соединённых кровными узами. Но так было не всегда. Я тоже люблю свою маму, и сама в будущем мечтаю стать матерью, поэтому меня волнует эта вечная тема в литературе. Я исследую её на примере анализа произведений русской литературы 18-19 веков. В центре исследования оказались комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», «Казачья колыбельная песня» М. Ю. Лермонтова, повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

^

Задачи:

  1. Отобрать произведения по цели работы.

  2. Вычленить средства создания образа матери и дитя в работах разных авторов.

  3. Выявить соотношение традиций и новаторства в воплощение указанной темы.

  4. Обозначить позиции литературоведов по теме рефератов.

1. Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» мать является эпизодической героиней. Мы можем наблюдать её во время встречи любимых сыновей и накануне их отъезда. Но идейное место этих фрагментов очень велико: оно позволяет узнать о положении женщины в суровые времена Запорожской Сечи, увидеть горячую, сильную любовь матери к своим сыновьям и их ответные тёплые чувства.

Автор не жалеет красок для создания портрета матери «дюжих молодцов».

Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит своих детей. Эпитет «ненаглядные» подчёркивает великую силу материнской любви. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, — самое дорогое в жизни, смысл существования. Не случайно она пытается противостоять Тарасу в его затее бороться с сыновьями на кулачки. Матерью движет здесь чувство народной мудрости, которое не позволяет отцам и детям вступать в любое противостояние.

2 стр., 704 слов

Первая любовь повесть (Тургенев И. С.)

... потерять. Истомина Надя, 9 класс. Сочинение – отзыв По повести И. С Тургенев ” Первая любовь” Я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева ” Первая любовь”, которая очень понравилась в этой повести говорится о мальчике, который влюбился, но ...

– Вот еще что выдумал! – говорила мать, обнимавшая между тем младшего. – И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!»

Помимо этических представлений, в этом фрагменте женщиной руководит стремление побаловать детей, так рано отлучённых от отчего дома. Для неё высшее счастье – дать Остапу и Андрию «опочить и поесть чего-нибудь».

Тарас в противоположность жене считает, что настоящий мужчина должен жить по суровым законам Сечи, он вполне серьёзно призывает детей не слушаться матери. Его аргументы для современного читателя звучат кощунственно: «…: она – баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!».

В лирическом отступлении Гоголь рисует нам тяжёлую долю женщины того времени. Узнав о раннем отъезде детей, мать удручена не оскорблениями супруга – она даже и не воспринимает их как оскорбления – не короткой встречей, не быстрой разлукой, а невозможностью сыновей побыть в родном гнезде, отдохнуть.

«– И всего только одну неделю быть им дома? – говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. – И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

  • Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков;. [3] тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела как бешеная». В духе нравов времени Тарас не церемонится с женой и даже принижает значение матери перед сыновьями. Это видно из следующего эпизода:

« – Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки? – Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услышав о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах».

Сыновья вынуждены уехать.

Сцена прощания описана кратко, но все равно понятно, что она была драматической. Мать не знает, чего ей ожидать, и не имеет представления , придется ли ей еще хоть раз увидеть сыновей живыми. Она вцепляется в седло, на котором сидел один из сыновей и пытается удержать его. Но она все равно вырвалась, чтобы попрощаться с сынами. На ее месте любая мать повела бы себя подобным образом. Глядя на сыновей, можно подумать, что они совершенно спокойны. Но все же каждый из них по-своему переживает необходимость покинуть отчий дом, так и не поговорив толком с любимым человеком. Однако напускное мужество и грубость мешают Остапу и Андрию проявить открыто свои нежность и любовь к матери.

8 стр., 3919 слов

Отношение митрофана к матери цитаты. Cочинение «Сын, достойный своей матери

... не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер. Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать». Юноша – подлый, ...

Ссылка на произведение:

http://www.loveread.ru/read_book.php?id=2385

^

Главные герои рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»»- ребёнок и его мать, хотя дети выступают и как эпизодические персонажи образной системы.

Д остоевский описывает судьбу мальчика , неожиданно оказавшегося сиротой и не подозревавшего об этом. Он ещё очень маленький, и мать играет существенную роль в его жизни. Это маленькое беззащитное существо отвергли люди. Мать погибла, а он оказался один в чужом, пугающем безразличием городе. Наверное, поэтому развязка и страшна и гуманна одновременно: ребенок замерзает и попадает к Богу, единственному, кто может согреть его после матери.

В рассказе «Мальчик у Христа на Елке» матери описываются лишь в конце, и не так ярко, как, например, в повести «Тарас Бульба». Но даже такой обобщённый образ дает понять, насколько велико чувство материнства, увидеть всю нежность, теплоту, ласку и любовь матери и дитя, обиженных жизнью и всеми забытых.

В нескольких словах автору удается создать образы «униженных и оскорблённых» матерей и детей, оказавшихся на елке у Христа, который обогреет всех сирых и убогих. Для этого Достоевский использует уменьшительно-ласкательные слова (например, «утирают им слезы своими ручками»).

Нежность автор передает через просьбу («упрашивают их не плакать»).

В рассказе описывается маленький мальчик, точно такой же, как и все дети, но при этом духом он намного сильнее любого взрослого. Ребенок, потеряв маму, всеми силами старается выжить, во что бы ему это ни обошлось. Он помнит о маме, ее любви и нежности, и это дает ему силы.

В конце произведения встреча мальчика и матери состоится уже в ином мире. Но даже там героям удается сохранить все чувства, которые когда — то испытывали они на земле.

Вот как автор изображает эти отношения в Раю: «…А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе».

В эпизоде смерти ребёнка автор сочувствует ему и замечает, что, даже замерзая, мальчик вспоминает мать, и ее ласковый голос помогает герою легко уйти из жизни: «Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,- совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!» Образ матери даже после смерти представлен идеальным: она поет своему сыну, пусть и в его воображении, колыбельную. Не случайно ребенок, оказавшийся в раю, смешивает Христа с матерью – больше о нем никто не заботился за всю короткую жизнь: «- Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.

2 стр., 557 слов

Сын, достойный своей матери (“Недоросль”)

... чем-то Митрофан пошел дальше своей матери. Он хорошо понимает, кто действительный хозяин в доме, и топорно льстит матери. Слепо и безрассудно любит сына Простакова, видит его счастье в ... кем не делились. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учи этой бессмысленной науке!” Мать воспитывает Митрофана за своим образом и подобием: он бестолковый, жадный, ленивый. Она ...

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.» Но даже на Христовой елке мальчик не испытал бы такого всеобъемлющего счастья, если бы не встретился со своей мамой: « — Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их».

Автор дает понять, что, если любовь на земле существует, значит, она будет существовать и в ином мире. Попадая к Христу, мальчик тут же осваивается, находит маму. Он обретает здесь дом.

Ссылка на произведение:

http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0540.shtml

^

в «Казачьей колыбельной песне»:

Главная героиня песни — мать, поющая колыбельную. Её сын настолько мал, что мы можем вслед за ней представить только будущее казака.

В образе матери автор передает чувства и эмоции молодой матери, которая представляет своего сына в будущем смелым, храбрым и достойным человеком.

Здесь тема материнства получает дальнейшее развитие. Героиня представляет сложное будущее своего сына, наследника своего отца, но не желает ему иной судьбы. Ее дитя младше героя рассказа Достоевского, но даже в люльке оно уж ощущается нами воином. Мать посвящает ребёнку все свое драгоценное время, воспитывает настоящим мужчиной.

Вся песня представляет собой монолог. Мать предсказывает будущее своему сыночку-младенцу. И делает это так, будто точно знает, что все сбудется. Наверное, каждая женщина мечтает, чтобы ее сын вырос богатырем; сильным, умным, красивым, добрым, отважным мужчиной.

Описание матери отсутствует, но на протяжении произведения можно понять, что это человек очень чуткий, нежный, добрый, мудрый. Героиня не говорит о чем-то невозможном. В представлении матери все , что она предсказывает, на самом деле должно присутствовать в воспитании каждого мальчика.

Убаюкивая сыночка, женщина ведет с ним беседу, и, хотя разговаривать младенец не умеет, он знает голос мамы, слышит родные нотки, и все понимает.

С самых пеленок ребенок узнает маму по голосу, по улыбке, по глазам, доверяет ей. В «Казачьей колыбельной песне» это ярко выражено.

Мать с пеленок воспитывает дитя храбрецом, звуками колыбельной, Призывая к будущим подвигам :«Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», «богатырь ты будешь с виду и казак душой».

Женщина догадывается, насколько тяжело будет ей провожать молодого казака на кровопролитные битвы. Здесь она разделяет чувства матери гоголевских Остапа и Тараса, но понимает, что это ее горькая , но благородная миссия. Поэтому мать готова к подобному испытанию. Но сейчас дитя для нее – «младенец …прекрасный», «… ангел». В этих обращениях Лермонтов показывает традицию в изображении нерушимой связи матери и ребенка и их бесконечной любви.

Мать боготворит сына. Она сделает все возможное, что в ее силах, чтобы тот не был обделен любовью и знал, что мама всегда рядом: «Сколько горьких слез украдкой я в ту ночь пролью!..», «Стану я тоской томиться, безутешно ждать; стану целый день молиться, по ночам гадать; стану думать, что скучаешь ты в чужом краю…»

Ссылка на произведение:

http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/58.htm

^

Главные герои: г-жа Простакова, г-н простаков, Митрофанушка, Скотинин, Стародум, Софья, Милон, Еремеевна, Кутейкин, Цыфиркин

^

Мать ругает всех, кроме сына. Она называет его «мое утешение». Разрешает ему делать все, что ему угодно. При этом жестоко ругая всякого, кто посмеет нарушить покои сына.

Мать начинает всем рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Простакова выгораживает сына.

Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за “ребенка”.

Простакова хвалится Митрофаном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи.

Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Мать ради сына готова на все, но тот слишком избалован.

«Простакова кидается к Митрофану, ее последней надежде, а Митрофан отвечает: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” Простакова убита “предательством сына”. Даже Софья кидается ее утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: “Вот злонравия достойные плоды».

Имя Митрофан означает «подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой. Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и поэтому не прислушивалась ни к чьему мнению. «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”. У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: «Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: » Поди, порезвись, Митрофанушка”. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: » Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: » Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!” Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив. Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: » Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: » Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущее,

решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу

идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением. Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: » Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. «Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: » Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. Ночь всю така дрянь в глаза лезла”.

Какая же дрянь Митрофанушка?”. » Да то ты, матушка, то батюшка”. Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: » При твоих глазах мои ничего не видят”. Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: » Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: » что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”. Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее».

«Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может».

Ссылка на произведение:

http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0020.shtml

^

Главные герои произведения: Эраст, Лиза и ее мать., Отношения с матерью переданы через доверие, понимание и любовь., Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев.

Отношения основаны на доверии: «Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось», «Между тем добродушная старушка успела рассказать ему о своем горе и утешении — о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей, об ее трудолюбии и нежности, и проч. и проч.». Через произведение рассказчик старается донести до нас суть происходящего через прием доверия. Дочь всегда все рассказывала матери, и та ни разу не ошибалась в советах. Лиза доверяла маме, а та ей: «Наступила ночь — мать благословила дочь свою и

пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза

спала очень худо».

Бывало, конечно, дочь скрывала что-то, но это лишь во благо матери своей, чтобы не причинять лишних переживаний.

Как и в каждой семье случаются некие казусы, ссоры, неприятности, разногласия и т.д., но это все быстро улаживается и забывается, так как родственная любовь сильнее.

Даже чувства у них одни на двоих: ««Ах, матушка! — сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. — Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» — Старушка, подпираясь клюкою, вышла на луг, чтобы насладиться утром, которое Лиза такими прелестными красками описывала. Оно, в самом деле, показалось ей отменно приятным; любезная дочь весельем своим развеселяла для нее всю натуру».

Любовь матери безгранична, и поэтому после гибели дочери, не выдерживает боли и погибает сама «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».

Связь между душами в данном произведении передается через доверие, любовь и понимание.

^

http://ilibrary.ru/text/1087/p.1

Вывод

Многие литераторы писали об отношениях матерей и их детей. Хоть каждый делает это по-своему, все же в одном есть сходство. Все они используют самые нежные и добрые слова, чтобы рассказать о двух людях, связанных родственной любовью. Порой, указывая на то, что лишь такая любовь достойна всех похвал и наград. Лишь такая любовь – самая искренняя. Она не проходит даже после ухода одного из героев в мир иной. И даже в том мире это чувство продолжается. Только там она становится еще более сильной и чистой.

Почти у каждого из писателей есть хоть одно произведение, описывающее образ матери и дитя.

Каждому приятно читать книгу, в которой он узнает себя. В этом выигрывает и сам автор. Произведение становится более воспринятым и легко читается.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obraz-materi-taras-bulba/

1. Гоголь Н. В. Тарас Бульба. Издательство: Эксмо/Н.В. Гоголь, 2009 г.

2. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке. Издательство: Эксмо, 2005 г.

3. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Издательство: Эксмо/Н,М. Карамзин, 2010 г.

4. Лермонтов М. Казачья колыбельная песня. Издательство «Правда»/М.Лермонтов, 1969 г.

5. Фонвизин Д.И. Недоросль. Издательство: Эксмо/Д. Фонвизин, 2008 г.