Если заходит речь о творчестве И. А. Гончарова, то даже тот, кто далек от литературы, знает главного героя его романа — Обломова. Черты характера и противоречивость этого персонажа позволяют увидеть, как воспитание может повлиять на формирование личности, а сложность с адаптацией к изменениям внешних условий делает человека потерянным и чужим в современном обществе.
Противоречивость Ильи Ильича , Почти каждый навскидку может ответить на такой вопрос так:
- неистребимая лень;
- мягкий диван, с которого гончаровский герой почти не встает;
- халат из персидской материи;
- длинные, мягкие и широкие туфли;
- слуга по имени Захар, без которого Илья Ильич не может ни умыться, ни одеться, ни поесть.
Обломов при всех перечисленных минусах трогает душу
Значение имени
Уже в самом названии романа, которое является фамилией героя, содержится что-то уютно-округлое. Критики и литературоведы почти единодушно о и созвучие со старинным словом «обло». Оно означает «кругло». Но тут же прослеживается и другое понятие — «облом», т. е. место, где что-то отломилось. Пожалуй, подойдет и современное толкование этого слова — «неудача, разочарование».
Можно применить и молодежно-жаргонное «влом» — лень. Герою много чего не хочется делать: разбираться с ситуацией в родовом имении, менять квартиру, читать книги, думать. Конечно, автор не мог предвидеть, что это слово появится, но классика на то таковой и является, чтобы всегда быть современной.
Образ Обломова — изображение национального русского характера. Стоит обратить внимание, что героя зовут Илья. В детстве Обломов заслушивался няниными сказками про богатырей, в том числе про своего могучего тезку, и воображал себя «непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит». Былинный Илья до 33 лет сиднем сидел, а гончаровский, предстающий перед читателем почти в том же возрасте, постоянно лежит.
Но если фольклорный богатырь оказался без сил и обездвиженным из-за недуга, то литературный персонаж лишил себя движения по доброй воле. И подвиги у героя романа куда скромнее, чем у его древнерусского собрата: вставать в семь часов, ежедневно заботиться о своей внешности, читать книги. Перед Ильей Муромцем стояла задача одолеть разбойника, перед Обломовым — победить собственную лень. Если говорить кратко, то с Соловьем было проще.
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление ...
... героя» на арену выходят эти персонажи. Иван Бездомный, поплатившийся за самонадеянное желание поймать самого Сатану, попадает в психиатрическую лечебницу. И здесь, наконец, встречается с главным героем романа. Описание Мастера дается глазами Ивана. ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Мастер и Маргарита":
Любовь
С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.
Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.
Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.
«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».
Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.
Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:
«находится у Ильинской на службе».
В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».
На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.
Роман «Обломов», который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как «обломовщина», великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя лучше характер общества того времени. Когда мы рассмотрим характеристику Обломова Ильи Ильича, главного героя романа, понятие «обломовщины» станет еще более понятным.
Итак, Илья Обломов родился в семье помещика с ее укладом жизни и принятыми нормами. Рос мальчик, впитывая окружающую среду и дух быта помещиков. Своими приоритетами он стал считать то, чему научился от родителей, и, конечно, личность его сформировалась именно в таких обстоятельствах.
Инфантильность персонажа
те, кто любит его, в той или иной степени относятся к нему, как к маленькому:
- Штольц опекает, защищает его, выручает в трудных ситуациях.
- Ольга хочет воспитать, развить героя как личность.
- Захар ухаживает за барином, чуть ли не как за младенцем.
- Агафья в конце романа окружила его материнской заботой и добротой.
Обломов — далеко не ребенок
Черты русского национального характера в Обломове
Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и у критиков. Л. Толстой писал: “Обломов” — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было… я в восторге от “Обломова” и перечитываю его еще раз”. Роман Гончарова — это центральное- произведение всей русской литературы по глубине художественного исследования российского дворянского “байбачества”. В нем детально обрисовано явление, формировавшееся веками русской крепостнической действительностью. На примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию. Обломов — это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.
Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)
... Почему обломов лежит на диване? , Школьное сочинение По роману И. А. Гончарова «облом». Лежания у Ильи Ильича не ... жизни, такого представления о ней, какое было у Обломова. Этот эпизод помогает раскрыть образ главного героя. «Сон Обломова» ... можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами. И А Гончаров Обломов Мищенко С Н Сочинение. ...
Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: “Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафрока”. Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к комфорту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат. С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры требует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика. Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания — Петербургу. Все, кто навещают Обломова, — друзья и товарищи по бывшей службе — ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечениях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, “и слеп, и глух, и нем для всего остального”.
Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он “сохраняет человеческое достоинство и свой покой”. Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже “ни разу не натянул себе чулок на ноги…”. Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов “лишних людей”. Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие меж* ду словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает мысль: “А хорошо бы, если бы вот это сделалось”. Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: “,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…” Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обломовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильинской.
Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов
... Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, ... деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность. Детство Ильи Обломова Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как ...
Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтательный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное нежелание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, переживать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, — развели мосты над Невой. Героя вновь победила “обломовщина”. Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формировался обломовский тип, что он не случаен. “Обломовщина” — это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава “Сон Обломова”. Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существованию.
“Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке”. Жители ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: “Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился…” Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли — идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, “истинное подобие смерти ”. В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обломова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни. В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие “обломовщина” же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против “западничества”, которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянским традициям.