б) какое событие развивается в данном эпизоде, умение видеть сцены в эпизоде;
в) какое время охватывает эпизод.
5. Лирический, драматический, познавательный – какой характер данного эпизода?
6. Детали описания места действия.
а) изменяется ли место действия (локально или масштабно)?
б) Время и пространство в эпизоде.
-
Способы повествования:
а) от чьего лица ведётся повествование;
б) какое место в нём занимает рассуждение;
в) описание, интерьер, пейзаж, внутренний монолог, диалог.
Всё это дать в последовательности.
Ниже приводятся пример, содержащий цепочку заданий, которые помогут обучающимся выработать общие подходы к анализу эпизода, научат их обращать внимание на художественные детали, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины, определять значение эпизода для характеристики персонажей произведения, раскрытия его идейного смысла.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
-
В каких известных вам произведениях русской литературы есть эпизоды дуэли? Какова обычно их идейно-композиционная роль? Сформулируйте тезис – предположение о своеобразии идейно-композиционной роли дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
-
Какой фазе развития основного конфликта романа соответствует эпизод дуэли между Базаровым н Павлом Петровичем? В какой из глав романа она изображена?
-
Как ведут себя персонажи в сцене вызова? Какая художественная деталь использована в ней и с какой художественной целью? Какие особенности характера и позиции каждого персонажа отражены в их диалоге? Какова интонация авторских комментариев?
1 стр., 490 словСцена свидания господина Н.Н. и Аси (анализ эпизода повести Тургенева «Ася»)
... того, как узнает о чувствах Аси. Кульминационным моментом всей повести и, конечно, развития любовной истории, становится встреча Аси и господина Н.Н. в домике ... когда можно было все изменить, изменить лишь только одним словом. Понравилось сочинение? А вот еще: ... их вместе. Ася, скромная и стеснительная девушка, сама назначает это свидание, и сама же первой признается в чувствах. Тургенев ярко и ...
-
В соответствии с литературной традицией накануне дуэли герой обычно, подводя итоги прожитой жизни, размышлял, взвешивал. Приведите примеры, подтверждающие это. Соответствует ли поведение Базарова, характер его размышления этой традиции? Аргументируйте свои выводы.
-
С чего начинает автор описание утра поединка? В чём контраст между пейзажной зарисовкой, появлением мужика с лошадьми и предстоящим событием?
-
Отметьте приёмы, с помощью которых автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли.
-
Обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на иностранных языках. Как это их характеризует?
-
Психологическое состояние кого из героев изображает автор более подробно? Почему? Каков характер переживаний героя?
-
Охарактеризуйте поведение персонажей в кульминационный момент дуэли. Каков эффект авторского комментария: «Струйка крови потекла по его белым панталонам»?
-
Какой характер придаёт развязке дуэли обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея?
-
Каково психологическое состояние героев после дуэли во время ожидания дрожек? Почему из авторского комментария исчезает ирония? Какую роль в композиционном оформлении эпизода дуэли играет второе появление мужика с лошадьми?
-
Сделайте вывод о том, что изменилось в поведении героев и их отношении друг к другу после дуэли, способствовала ли она разрешению основного конфликта и почему? С каким чувством покидает Базаров имение Кирсановых? Как приблизила дуэль сюжетную развязку романа? Как отъезд Базарова и эпизод дуэли в целом отражают авторскую позицию в конфликте «отцов» и «детей»?
Сочинение.
Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и дети» к моменту дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича уже позади (10 глава, спор за чаем).
Цитаты о Наташе Ростовой (том 1 и том 2): описание характера ...
... она к гостье. Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо. Том 2 часть 1 (Наташа Ростова ... три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ...
Роль эпизода дуэли в этом произведении — показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение, направлена «против дворянства как передового класса».
Эпизод пропитан авторской иронией от начала и до конца. Курьёзна уже сама причина дуэли, ведь общепринятым было драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того, что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати, Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине Р.
Почему Базаров принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль — нелепость, ну, а с практической точки зрения — это дело другое». Согласившись следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова нарушать заповеди нигилизма.
В завязке эпизода Базаров — в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчёркивает слова Базарова: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так на задних лапах танцуют».
Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Нет, я ещё долго на свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой.
Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин).
Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.
Итак, наступило «славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остаётся неизменно красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчёркивает мысль о том, что всё острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы… говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной…» — будет написано в финале романа.
И в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за делом, а мы?»
Павел Петрович пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом действии Базарова просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я шаги буду отмеривать», потому что «ноги у меня длиннее»).
Он с издёвкой относится ко всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.
Евгений Базаров и Павел Кирсанов: противостояние героев
... и он, как и Базаров, неспособен дать ей ничего. Тургенев, как умелый психолог, раскрывает несостоятельность и бесперспективность максималистических мироощущений и Павла Петровича, и Евгения Базарова, ... — как, впрочем, и интерес к конфликту между ним и Базаровым. Впервые герои — антагонисты сталкиваются ... Базарова отчётливо проявляется в этом эпизоде. Нигилист, прекрасно понимающий бессмысленность дуэли, ...
Кульминацией этого эпизода является ранение Павла Петровича. И в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых щёгольских панталонах — как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным выглядит побег секунданта: «Пётр! Поди сюда, Пётр! куда ты спрятался?»
Базаров же проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я уже не дуэлист, а доктор», — произносит он, и в его словах чувствуется облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».
Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, оно подчёркивает контраст между народом и обоими героями.
Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но Базаров остался холоден, как лёд». Он понимал, что Павлу Петровичу хотелось «повеликодушничать».
Ведущие герои Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети» — герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Всё это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде дуэли, так и в других эпизодах.
Вопросы для обучения учащихся рецензии на сочинение – анализ эпизода:
-
Внимательно прочитайте предложенное вам сочинение.
-
Ответьте на вопросы:
— Придерживается ли автор сочинения плана анализа эпизода?
— Соблюдается ли логическая последовательность в изложении мыслей?
— Умело и уместно ли используются цитаты?
— Есть ли в сочинении выводы и обобщения?