Идея поэмы «Мцыри» зародилась в душе Михаила Юрьевича Лермонтова, когда поэту было лишь 17 лет. Образ молодого юноши, «душой дитя, судьбой монах», не знавшего ничего кроме монастырской жизни, но чья душа была объята неудержимой страстью, воплотился в жизнь именно в этом произведении, написанном Лермонтовым в 1838-1839 годах. Но что же, так поражает каждого читателя, открывшего том на страницах данной поэмы?
Действия «Мцыри» разворачиваются в Грузии, как и все поздние работы поэта – кавказские поэмы.
В центре произведения – юноша, плененный русским генералом, будучи еще ребенком, и принятый монахом в его монастырь. Но время идет, сирота взрослеет и даже собирается принять постриг, как внезапно совершает побег из своей «тюрьмы». Что стало причиной для столь отчаянного поступка, чего возжелало сердце молодого послушника? Об этом читатель узнает из исповеди Мцыри, находящегося при смерти после трехдневного бегства.
Знакомство с данным произведением Михаила Юрьевича Лермонтова однозначно не останется бессмысленным или малозначительным. Темы, поднимаемые поэтом – тема свободы, тема значения родного дома для каждого из нас, тема одиночества – все это позволяет читателю не только открыть новую идеологию и найти ответы на поставленные вопросы, но вынести нечто важное и для самого себя. Я лично возвращалась к поэме дважды, таким необходимым мне показалось достижение самой сути произведения.
Что же выделяет эту поэму из всех кавказских работ Михаила Юрьевича? По моему мнению, «Мцыри» способен зацепить читателя своей уникальной двоякостью, многогранностью. Ведь ответы на все вопросы, с одной стороны будто бы лежат на поверхности, а с другой стороны – спрятаны от любопытных глаз. Это заставляет думать, развивать себя как мыслящего читателя. Подобный эффект достигается поэтом путем использования большого количества контрастов: природа родного края – природа монастыря, тело – душа, злой дух – ангел, бездна обрыва – синева небосклона и т.д. А так же точных метафор:
Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
... намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Кавказ в художественных произведениях и живописи Михаила Юрьевича Лермонтова. 1.Тема кавказской природы в стиха и поэмах М.Ю. Лермонтова. Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» ...
«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…»
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой…»
Стоит так же отметить, как удачно авторский слог выражает эмоции главного персонажа. И как несравним этот эмоциональный опыт для читателя. Душевые метания юноши, коими пронизано все произведение, усиливаются на протяжении всей поэмы, развиваясь согласно сюжету. Это позволило мне погрузиться в произведение и, как будто плывя по течению реки, окунуться в чувства главного героя. На холсте поэта вырисовываются все эмоции: тоска, отчаяние, жажда битвы, смирение…
« Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас
Зачем? … Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»».
«Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом…»
«Я ждал, схватив рогатый сук
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови…»
«И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!…»
Благодаря такому преподнесению чувств главного героя, любой из нас моментально оказывается на его стороне. Мне кажется, что насколько бы трезвую оценку безответственным, импульсивным действиям молодого монаха не старался бы дать читатель, он все равно будет симпатизировать юноше. Потому, через героический, романтический образ Мцыри, поэт помогает нам понять смысл произведения, приподнять завесу тайн.
Все выше перечисленные преимущества и особенности поэмы: эмоциональность, философичность, изобилие метафор, воплотились в отрывке из 21 строфы, понравившемся мне более всего:
«Оставила…Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…»
Для меня, «Мцыри» остается одним из лучших произведений, входящих в программу 8 класса, с которыми я познакомилась еще на летних каникулах. C этим произведением невозможно ознакомиться и вникнуть в его суть, читая лишь небольшие фрагменты. Тот, кто прочтет две строфы в начале и в конце, ни на шаг не приблизиться к душе поэмы, не получит и представления о столь гармоничной и целостной её природе.
Стоит так же отметить, что «Мцыри» идеально подходить для знакомства с творчеством Лермонтова как таковым. В этой поэме нашли отражение все черты, присущие поэту: и особенности слога, и любовь к аллегориям и максимализму, и демонический мотив, и тема изгнания, высокого зла.
Эта поэма способна преподнести нам бесценный дар – возможность изменить свою систему ценностей и взгляды на мир, заставить задуматься о своем предназначении, и о том, что мы готовы сделать ради достижения своих целей.