О Наталку Полтавку и не только о ней (по произведению Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»)

Сочинение

О Наталку Полтавку и не только о ней (по произведению Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»)

Если «Энеида» И. Котляревского была первым произведением новой украин-ской литературы вообще, то «Недоросль» вошла в литературу как первое драматическое произведение и была сразу же оценена театральными деятелями, в том числе известным российским актером М. С. Щепкиным и близким в театр великим украинским композитором Н. Лысенко, написавший к ней музыку. С 1819 года эта пьеса не сходит с театралы ной сцены сих пор пользуется успехом. Так в чем же секрет успеха?

Сюжет пьесы, созданный на жизненной ситуации, отражающей реальные взаимоотношения между крестьянами, довольно прост: господин пристав, пользуясь своим положением, пытается заставить бедную крестьянскую девушку выйти за него замуж. Но Наташа любит Петра — сироту да еще бывшего батрака ее отца, который ушел бурлачить, — и находит в себе силы преодолеть все препятствия на пути к женитьбе с ним.

Похожие сюжеты можно встретить во многих народных песнях и в драматургии, существовавшей до И. Коляревського, — в интермедиях и вертепных драмах. Но по сравнению с ними «Недоросль» сделала большой шаг вперед — и развитие действия, и язык, и полноценность изображаемых образов, и идейное обобщение свидетельствуют о яркой мастерство Котляревского-драматурга.

Выдающийся украинский актер и драматург И. Карпенко-Карый называл пьесу «праматерью украинского народного театра» и отмечал большой эмоциональное воздействие ее на зрителей: «радость, и горе, и слезы Наташи были горем, слезами и радостью всей зала».

Последнее утверждение заслуживает особого внимания — сочувствие зрителей вызывает прежде всего образ Наталка Полтавка, именем которого не случайно назван всю пьесу.

Фигура главной героини — Наташи — трогает и привлекает своими добродетелями. Она изображена как идеал крестьянской девушки. Наталья вобрала в себя все лучшие черты женщины: скромность, честность, доброту, сердечность и душевную силу.

«Золото — не девка! … — Рассказывает о ней выборный .- Кроме того, что красивая, умная, проворная и ко всякому делу остроумная, — какое у нее доброе сердце, как она уважает мать свою; уважает всех старше себя; которая Трудящийся, которая рукодельница; себя и свою мать на свете держит «.

8 стр., 3813 слов

Каким я увидел митрофана из комедии недоросль

... Во времена Фонвизина «недорослем» называли молодого дворянина, который не получил образования и не принят на службу. Главный герой – пятнадцатилетний Митрофан Простаков. Его мать – госпожа Простакова – грубая и жестокая помещица. Её ... пренебрежительно к своей матушке, он совершенно её не любит и не уважает, использует лишь только в личных целях и для своей выгоды. Когда же приходит момент, что ...

Котляревский подчеркивает и другие важные черты характера Наташи: храбрость, енергийнись и настойчивость в борьбе за свое счастье, ее осознание собственного достоинства.

Об этом свидетельствуют также слова ее песни:

Небогатая я и простая, но честного рода,

НЕ стижуся прясть, шить и носить воду.

Еще в первом действии пьесы после разговора Наташи с возным заметно, что эта простая девушка действительности является умнее хитрого «юристу». Разговор с матерью убеждает, что Наталья способна к глубокой критической оценки людей, а собственные поступки доказывают, что ее слова нкакая видсторо нена от жизни теория — Наталья и действует так, как мыслит: умеренно, но решительно. Хотя это вовсе не мешает ей иметь чувство юмора — в течение пьесы она неоднократно говорит меткие и остроумные слова. В целом речь Натальи красивая, богатая и певучая, полна мудрыми народными пословицами.

Только материнские слезы заставляют ее согласиться выйти замуж за первого, кто посватаеться — но это не измена собственных принципов, Наташа вескую причину пойти на самопожертвование. «Добрая ребенок», — говорит о ней Терпилиха. Матери ставят Наташу в пример своим дочерям.

Трудолюбие девушки подчеркивается тем, что на протяжении всей пьесы мы не видим ее без дела: она то шьет, то идет за водой.

Она не ищет материального достатка, наоборот, по ее мнению в состоятельного мужчину бедная женщина «будет хуже батрачки, будет крепостной» — разве много девушек понимает эту будто простую истину? Надо быть непересич ной личностью, чтобы решаться выступать против распространенных ценностей и защищать свои.

Способность Натальи настаивать на своем отчетливо проявляеть ся, когда возвращается ее любимый Петр. Тут уж она готова отвергнуть не только какие практические соображения, а также все традиционные обычаи, и выступить против воли старших — ведь речь идет о ее любви.

«Когда Петр мой вернулся, то я не ваша, сударь», — заявляет Наталья при всех и твердо стоит на своем. Несгибаемая воля и сильный характер позволяют ей победить в борьбе за свое счастье.

Но черты ее характера — не просто черты определенного отдельного лица, то ли просто идеальной женщины. Речь идет не только о ней. Несмотря на подчеркнутую индивидуализованисть, живо и реалистично изображен образ Наташи прежде всего является обобщенный образ лучших человеческих качеств всего украинского народа. Котляревский создал его, чтобы воспеть высокие моральные и умственные качества низов тогдашнего общества. Этим выдающийся поэт и драматург выразил свою веру в народ и оптимизм относительно его будущего, а изображая победу Натальи подчеркнул веру в победу общечеловеческих гуманистических принципов. Именно поэтому образ Наташи не стареет, а продолжает очаровывать новые поколения читателей и зрителей.