Никогда еще так не звонил старый михеич

Сочинение

Диктанты на основные правила орфографии

251. Азбука природы

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Всегда с удовольствием приезжаю в подмосковный город Пущино. Аккуратные асфальтовые дорожки среди густого леса, дома, спрятанные за кронами деревьев… Жители города бережно охраняют всю эту красоту. Пущинские ребята в школе слушают специальные лекции, много часов проводят в лесу, воспитывают в себе любознательное отношение к природе. С этого и начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, а не поймать, не сорвать, не растоптать. Глубоко познавая законы природы, ребята и взрослые стараются не наносить природе никакого вреда.

(По В. Соколову.)

(167 слов.

Задание Напишите сочинение на тему «Как я привожу в порядок свою планету».

252. Кабинет

Николай Алексеевич скучающими глазами обвёл знакомые, приятно-привычные предметы своего кабинета. Всё здесь было дорого, просто, прочно и красиво, в строгом скандинавском духе. Преобладал спокойный, холодный тёмно-синий цвет.

На громадном письменном столе были расположены в педантичном порядке бумаги, конверты, чернильницы, карандаши, перья, рамки с портретами, часы, лампа, подсвечники, вазы с цветами, бронзовые фигурки для надавливания на разрозненные бумажки и ещё какие-то красивые вещицы без определённого назначения. По стенам стояли шкафы американской системы, набитые книгами в переплётах и без переплётов, и все эти книги были расставлены строго по форматам — маленькие повыше, — и в каждом формате по алфавиту.

В данном тексте описывается странная скульптура, стоящая в углу комнаты. Эта скульптура была вырезана из мрамора и представляла собой фигуру голого увальни, опирающегося на палку. Несмотря на свою необычность и неуклюжесть, эта скульптура была выполнена с большим талантом и выразительностью.

Также в комнате висели картин, выполненные в необычном стиле. Краски на них были яркими, а фигуры нарисованы так, что их трудно было понять с первого взгляда. Однако, эти картины были отмечены печатью таланта и смелости.

10 стр., 4590 слов

Приведем в порядок свою планету – “Приведи в порядок свою планету”

... большим желанием помочь родной природе. Сообща можно добиться того, к чему мы и стремимся – привести в порядок свою планету! detskiychas.ru Сочинение Приведи в порядок свою планету рассуждение Это очень ... тем, какой вклад он может внести в дело защиты планеты и в будущее следующих поколений. 5 класс Приведи в порядок свою планету Сейчас читают: Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на ...

Сологуб.)

(260 слов.

Задание Напишите изложение по данному тексту и придумайте ему свой заголовок.

253. На перевозе

Мальчик Вася с трудом оттягивает паром по реке, уставая от натуги. Когда они подошли к берегу, Кирилл вышел и выразил свое недовольство задержкой. Он приказал Васе заняться починкой лодки.

Вася взял необходимые инструменты и пошел к лодке, чтобы заделать в ней трещины.

(По А. Серафимовичу.)

(166 слов.

Задание Выпишите из текста глаголы и выделите в них основу инфинитива и основу настоящего времени. Определите спряжение глаголов.

254. Вальс Шопена

В детстве мы учились играть на фортепиано. Мой брат Илья был неспособен к этому и его игра вызывала убегание собак.

Различия между прямой и косвенной речью

Прямая речь — это цитата или высказывание, которое передается без изменений в точности так, как оно было сказано или написано. В прямой речи используются кавычки для обозначения начала и конца высказывания. В данном тексте прямая речь используется в следующих фрагментах:

Однажды, когда отец [Л. Н. Толстой] занимался в своём кабинете, он вдруг услышал, как Илья поразительно лихо стал играть Шопена, ни на минуту не отпуская педали. Не обращая внимания на фальшивые ноты, он продолжал в ужасающем темпе.

Отец поднялся и приоткрыл дверь в комнату, где играл Илья. Тут он понял, почему Илья стал таким виртуозом: в кабинете он был не один. Там находился наш столяр Прохор, вставлявший двойные рамы в окна. Мы все, особенно Илья, дружили со старым Прохором. Илья часто бывал у него в мастерской, научился столярничать и делать маленькие вещицы из дерева.

Отец понял, что Илья хотел блеснуть своей игрой перед Прохором. Вот почему бедный Шопен был принесён в жертву. Отец тихо вернулся к себе, а потом поделился с нами своим наблюдением.

Косвенная речь — это передача высказывания или мыслей другого человека без использования точной цитаты. В косвенной речи используются глаголы говорения или мышления, а также изменяется форма глаголов и местоимений. В данном тексте косвенная речь использована в следующем фрагменте:

Отец понял, что Илья хотел блеснуть своей игрой перед Прохором. Вот почему бедный Шопен был принесён в жертву. Отец тихо вернулся к себе, а потом поделился с нами своим наблюдением.

В данном фрагменте автор передает мысли и выводы отца, но не использует прямую цитату его слов.

В данном исследовании будет рассмотрена тема «Лес шумит». Для этого будет проанализирован текст, предоставленный в качестве примера. В тексте содержатся сложные предложения с разными видами связи, которые будут выделены и пронумерованы, а также будут подчеркнуты грамматические основы этих предложений. Затем будут составлены схемы этих предложений.

1. По обе стороны улицы были небольшие палисадники, в которых цвели сирень и тюльпаны.

Схема: [Палисадники] [были] [по обе стороны улицы], [в которых цвели сирень и тюльпаны].

2. За палисадниками тянулись одноэтажные уютные домики под красными крышами, покрашенные в весёлые цвета.

Схема: [Одноэтажные уютные домики] [тянулись] [за палисадниками], [под красными крышами], [покрашенные в весёлые цвета].

11 стр., 5352 слов

Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал ...

... которых он видел источник их бед, сгорели вместе с домом. У молодого Дубровского были свои планы. Возможно, он вернулся бы ... соседей: если Троекуров был достаточно богат, то в распоряжении Дубровского-отца оставалось лишь его фамильное имение — небольшая деревушка, уже ... в Петербург и продолжил бы службу, только мужики, участвовавшие в бунте и потом ...

3. Из труб вились дымки, а из кухонных окошек тянуло вкусной пищей.

Схема: [Из труб] [вились дымки], [а из кухонных окошек] [тянуло вкусной пищей].

4. Кое-где в палисадничках копались старушки, сажали рассаду, пропалывали грядки.

Схема: [В палисадничках] [копались старушки], [сажали рассаду], [пропалывали грядки].

5. При виде нас некоторые распрямляли свои старые спины и вежливо с нами здоровались.

Схема: [Некоторые] [распрямляли свои старые спины], [и вежливо с нами здоровались].

6. Из некоторых открытых окон доносилась приятная музыка.

Схема: [Из открытых окон] [доносилась приятная музыка].

7. Я заглянул в одно из них и увидел, что там, за небольшим пианино, сидит приятная девушка с высокой причёской и играет.

Схема: [Я заглянул в одно из них], [и увидел], [что там], [сидит приятная девушка с высокой причёской], [и играет].

8. Когда короткая улица особнячков окончилась, мы повернули на другую, где палисадников перед домами, как правило, не было, да и сами дома были крупнее, порой двухэтажными, кирпичными.

Схема: [Когда короткая улица особнячков окончилась], [мы повернули на другую], [где палисадников перед домами, как правило, не было], [да и сами дома были крупнее, порой двухэтажными, кирпичными].

9. На подоконниках окон, выходивших на улицу, стояли горшки с цветами, а также аквариумы и клетки с певчими птицами.

Схема: [На подоконниках окон, выходивших на улицу], [стояли горшки с цветами], [а также аквариумы и клетки с певчими птицами].

10. Порой между ними выглядывала бабушкина или дедушкина голова и улыбалась нам.

Схема: [Между ними] [выглядывала бабушкина или дедушкина голова], [и улыбалась нам].

11. Мы улыбались в ответ.

Схема: [Мы улыбались] [в ответ].

12. На всём, что мы видели, была печать довольства, обеспеченности и аккуратности.

Схема: [На всём, что мы видели], [была печать довольства, обеспеченности и аккуратности].

13. В конце той улицы, которая, судя по табличке на почтовом ящике крайнего дома, называлась Яблоневая, мы нашли кафе «Уют».

Схема: [В конце той улицы], [которая, судя по табличке на почтовом ящике крайнего дома, называлась Яблоневая], [мы нашли кафе «Уют»].

14. Оно занимало первый этаж небольшого розового дома.

Схема: [Оно занимало первый этаж], [небольшого розового дома].

15. Перед открытой дверью на тротуаре стояли под полосатыми зонтиками два столика, покрытые клетчатыми скатертями.

Схема: [Перед открытой дверью на тротуаре] [стояли под полосатыми зонтиками два столика], [покрытые клетчатыми скатертями].

16. Мы заглянули внутрь.

Схема: [Мы заглянули внутрь].

17. Там тоже были столики.

Схема: [Там тоже были столики].

18. За одним сидел бледный худой человек в чёрном костюме.

Схема: [За одним сидел бледный худой человек], [в чёрном костюме].

19. На полу рядом с его стулом лежал моток верёвки и высокая чёрная шляпа, которая, как я потом узнал, называется цилиндром.

Схема: [На полу рядом с его стулом] [лежал моток верёвки] [и высокая чёрная шляпа], [которая, как я потом узнал, называется цилиндром].

20. Чёрный человек большой ложкой ел из хрустальной вазы мороженое с фруктами.

19 стр., 9207 слов

Развитие орфографической грамотности на х русского языка при ...

... культуры личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности ... в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций ... (модификация теста Рея) 6. «Методика использования фигурных таблиц»./Распределение внимания/ 7. «Доскажи словечко»./Метод ... окружающим. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в ...

Схема: [Чёрный человек] [большой ложкой ел] [из хрустальной вазы] [мороженое с фруктами].

(К, Булычёв.)

(276 слов.)

Для создания поэтического настроения в тексте используются разнообразные лексические и синтаксические языковые средства. Автор описывает лес как старый, дремучий бор, не касавшийся пилы и топора лесного барышника. Это создает образ столетних сосен с красными могучими стволами, которые стоят хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Также автор описывает тихую атмосферу леса, запах смолы, яркие папоротники и зеленые травы. Весь этот мир природы окутан шумом, который напоминает отголосок дальнего звона, тихую песню без слов, неясное воспоминание о прошедшем. Это создает спокойное и смутное настроение текста, подобное вздохам старого бора.

В тексте также используются синтаксические средства, которые помогают создать поэтическую атмосферу. Автор использует длинные, протяжные предложения, которые передают спокойствие и монотонность лесного шума. Также автор использует метафоры и сравнения, чтобы описать природу и создать образность текста. Например, лес описывается как «старый, дремучий бор», а папоротники раскидываются «причудливою бахромой». Эти средства помогают передать поэтическое настроение текста и создать яркие образы в воображении читателя.

Из текста можно выделить следующие сочетания слов, которые придают ему поэтичность и образность:

  • дремучий бор
  • красные могучие стволы
  • зелёными вершинами
  • яркие папоротники
  • причудливою бахромой
  • тянул лесной шум
  • смутные вздохи старого бора

Эти сочетания слов придают тексту поэтичность и образность. Они относятся к различным частям речи, включая прилагательные, существительные и глаголы.

Город детства

Город детства возник на раннем рассвете, в тумане, за марлей мельчайшего тёплого дождя, в том самом странном мерцании, в каком снился много лет подряд. И не волнение, а насторожённая тишина вставала во мне, когда я увидела его ещё издали, ещё до входа под грандиозную арку шлюза с аккуратно-пышным цветником. Рядом с прямоугольным, огромным, почти нагим по архитектуре зданием знаменитой гидростанции, город простирался, словно расправивший крылья птицы.

Он притягивал к себе взглядом многочисленные башни и шпили церквей, настоящую симфонию гранита, кирпича и камня. Полнота, обилие, броскость, архитектурная чистота говорили о трудолюбии и таланте каменщиков, построивших этот город. Он казался нереальным, будто загадочная страна с мушкетёрами, любовниками и сентиментальными дамами, расцветающими по невероятной жизненной произвольности в вязовых туфлях и кружевных очках, созданная для того, чтобы затеряться задремавшей в прошлом мифической эпохи.

Да всё в этом городе вместе с тем, было непоколебимо реальным: пляшущие огульно люди на улицах, мелькающие колеса дилижансов, поросшие зверобоем железные ограды, кривые мощёные тротуары, устланные листьями из трав лужи, запирающиеся на замки гигантские ворота, из которых дымилась и вилась чёрная щетина коромысленных кулачков, вернули меня обратно в настоящее. Я была чужой в этом городе давней юности, знавшей эту местность до всех перемен.

Мое сердце замерло, и я пошла за тувинскими музыкантами, игравшими в этом городе до нашего времени в арочных подъёмах под навесом караванной мечети. Дошла до тягучей протяженной улицы, проскользнула меж деревьев, где на берегу Москвы-реки была петля ткацкого похода. И тут я вдруг заметила, что небо стало изумительным на своей прозрачности, что деревья и якутскые хаты возникали в каких-то новых пугающих тенистых контрастах. Вот музыко, опять провожайте меня своими вереницами к заброшенным дворам и задворкам города порядка воспоминаний!

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...

(По О. Берггольц.)

Портниха

В одиннадцать часов Надежда Порфирьевна, оставив дочь на попечение квартирной хозяйки, подъехала на извозчике, с большим коробом на коленях, к красивому дому на Гагаринской набережной и поднялась на второй этаж.

Она была одета со вкусом и имела очень элегантный вид в своей тёмной суконной жакетке, плотно облегавшей её тонкий, гибкий стан, и в фетровой, скромно отделанной шляпке. Из-под шерстяной юбки светлого праздничного платья виднелись изящные ботинки. На маленьких руках были свежие шведские перчатки. Надежда Порфирьевна всегда старалась быть хорошо одетой при посещении клиенток. Её красиво и ловко сидящие платья сразу располагали заказчиц в пользу её искусства.

Молодой видный лакей во фраке отпер двери, имея наготове праздничную улыбку в ожидании подачки от визитёра, но при виде портнихи улыбка быстро исчезла с его лица, и он небрежно проговорил, впуская Надежду Порфирьевну: «Подождите!»

(По К. Станюковичу.)

(176 слов.

Задание Установите время действия, описанного в тексте. Какие языковые единицы автор использовал как средство исторической стилизации?

Ночь

(По А. Шеллеру.)

(169 слов.

Задание Установите значение слова головоломная в словосочетании головоломная лестница. Приведите другие словосочетания с этим словом.

Степной край

(По А. Эртелю.)

(142 слова.

Задание Выделите в тексте поэтические средства языка. Установите, к какой части речи они относятся.

В бурю

Проблема использования пластиковых изделий и их влияние на окружающую среду

В настоящее время использование пластиковых изделий становится все более распространенным. Однако, такое использование имеет свои негативные последствия. Одним из главных проблем является то, что пластиковые изделия не растворяются в природе, а разлагаются, выделяя при этом вредные вещества.

Согласно данным исследований, ежедневно в мировой океан выбрасывается около 8 млн. тонн мусора, из которых большую часть составляют пластиковые изделия. Пластиковые мешки, бутылки, упаковки и т.д. разлагаются примерно 500 лет и в то же время выделяют опасные химические вещества, которые попадают в пищевые цепи и могут привести к угрозе жизни живых организмов, включая человека.

Действия для решения проблемы

Одним из эффективных способов решения проблемы является общественное просвещение. Необходимо направить усилия на обучение населения правильному использованию пластиковых изделий, утилизации мусора и экологическом мышлении.

Некоторые страны уже приняли меры по ограничению использования пластика. Например, в Кении запрещено производство, продажа и использование пластиковых мешков, а в Италии есть налог на продукты из пластика.

15 стр., 7270 слов

Анализ милостыня и тургенев. по тургеневу милостыня Примеры выполнения задания

... И.С.Тургенева в записи И.С.Тургенев Милостыня Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. ... текст. (учащиеся записывают в маршрут урока см. ПРИЛОЖЕНИЕ) Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, ... осенила тихая радость. Проверка индивидуального задания «Особенности жанра «стихотворение в ...

Кроме того, необходимо развивать технологии по переработке пластиковых отходов, создавать более безопасные и экологичные альтернативы пластиковым изделиями.

Заключение

Таким образом, использование пластиковых изделий имеет серьезные последствия для окружающей среды и требует принятия мер для решения проблемы. Проблема не только электрощитающих материалов, но и социальная и экологическая, и поэтому ее решение требует усилий как от государственных, так и частных компаний и организаций, а также от каждого человека в отдельности.

(107 слов.

Задание Выпишите из текста существительные, распределяя их по разрядам: собственные, нарицательные; одушевленные, неодушевленные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные.

268. Летящий звон

Никогда ещё так не звонил старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло в мёртвую медь, и звуки точно пели, трепетали, смеялись и плакали и, сплетаясь чудною вереницей, неслись вверх, к самому звёздному небу. И звёзды вспыхивали ярче, разгорались, и звуки дрожали, и лились, и вновь припадали к земле с любовною лаской…

И старое сердце забыло про жизнь, полную забот и обиды… Забыл старый звонарь, что жизнь для него сомкнулась в угрюмую и тесную вышку, что он в мире один, как старый пень, разбитый злою непогодой… Он слушает, как эти звуки поют и плачут, летят к горнему небу и припадают к бедной земле, и кажется ему, что он окружён сыновьями и внуками, что это их радостные голоса, голоса больших и малых, сливаются в один хор и поют ему про счастье и радость, которых он не видал в своей жизни…

И дёргает верёвки старый звонарь, и слезы бегут по лицу, и сердце усиленно бьётся иллюзией счастья… А внизу люди слушали и говорили друг другу, что никогда ещё не звонил так чудно старый Михеич…

Но вдруг большой колокол неуверенно дрогнул и смолк… Смущённые подголоски прозвенели неоконченною трелью и тоже оборвали её, как будто вслушиваясь в печально гудящую долгую ноту, которая дрожит, и льётся, и плачет, постепенно стихая в воздухе…

(По В. Короленко.)

(222 слова.

Задание Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

269. Август

Был август месяц. Солнце пекло невыносимо, и с утра дул тёплый ветер. Трава и листья на деревьях были покрыты пылью. Дороги и солончаки были обнажены и звучно тверды. Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. Оголялись иловатые берега пруда, и целый день слышны были в воде всплески и крики девчонок и мальчишек. В степи уже засыхали буруны и камыши, и скотина убегала в поля. Зверь откочёвывал в дальние камыши и в горы за Терек. Комары и мошки тучами стояли над низами и станицами. Воздух был редок и смраден.

Рабочее время и виноградные бахчи

В прошлом времени рабочее время было наиболее напряженным. Все жители станиц занимались работой на арбузных бахчах и в виноградниках. Солдаты просили у казачек винограда, и казачка брала охапку винограда и сыпала его в пол солдата.

На некоторых дворах уже собирали виноград. Кровяные красные корыта виднелись под навесами, и ногайцы-работники с засученными ногами и окрашенными икрами были заметны по дворам. Свиньи ели остатки и валялись в них. Вороны и сороки собирались около крыш и перелетали с места на место.

(Источник: Л. Толстой)

Почта и ее путь

Почта проходит по этому огромному пути только один раз в неделю. Зимой она проходит трехтысячный путь за девятнадцать дней, а летом, конечно, дольше. Осенью и весной, когда река Лена еще не замерзла или уже начала таять, и лед мешает движению лодок, почту доставляют на лошадях в перемещаемых сумах. Целый караван вьючных лошадей проходит между рекой и каменными горами, то обходя какую-нибудь выдающуюся скалу, в которую лошади вступают в воду, то поднимаясь по каменистым тропинкам, то появляясь на вершинах практически под облаками. Это очень трудное занятие, требующее большой выносливости, решительности, терпения и хорошего здоровья… Три тысячи верст!

(Источник: В. Короленко)

Древняя Пятницкая улица

Московская Пятницкая улица не известна своими знаменитыми театрами, модными ресторанами или грандиозными дворцами. Она протягивается, извиваясь между старыми домами, стоящими близко друг к другу…

Пятницкая улица, пожалуй, больше других улиц воплощает в себе различные архитектурные стили. Здесь можно увидеть древние храмы XVI-XVII веков с кокошниками, ампирные и барочные колокольни, старые купеческие дома с лавками, строгие дворянские особняки и романтичные дворцы конца XIX века, построенные богатыми купцами. Также здесь можно найти дома в стиле модерн начала XX века и даже несколько хорошо спроектированных жилых домов советской эпохи. Пятницкая улица представляет собой сжатое во времени и пространстве многообразие архитектурных стилей!

(Источник: Ю. Сомов)

В тексте присутствуют следующие термины и книжные слова: липа, запах, напряжение души, объятия природы, пламенная жажда, душа, наружность, ошибка, травы, хмель, глинистый берег, курганы, могилы, пашня, рощи, солнце, шум реки, колыбельная песня, рассказы старой няни, дом, удовольствие, грусть, крокодил, колодец, писательницы, авторство, издатель, рукопись, читатель, критик, вдохновлять, мастер, перо, кисть, резец, прекрасный пол, признание, литература, женщина-литератор, французский язык

Текст можно пересказать следующим образом:

Вадим стоял под густой липой, наслаждаясь ее упоительным запахом. Он чувствовал, как напряжение его души медленно рассеивается, и он готов окунуться в объятия природы. Он верил, что только она может утолить его пламенную жажду и исправить свою жестокую ошибку, отвергнутую людьми.

Вадим смотрел на речные травы и густой хмель, который украшал глинистый берег яркими зелеными кудрями. Вдали виднелись курганы, возможно, могилы татарских наездников, поднимающиеся из полосатой пашни. Рощи из еловых и березовых деревьев казались опрокинутыми в воде. Летнее солнце золотило эту простую картину.

Шум родной реки напоминал колыбельную песню и рассказы старой няни. Вадим чувствовал это и вспоминал прошлое, как дом, который уже не принадлежит нам, но где мы должны пировать в качестве гостей. В этом удовольствии скрывается неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил в глубине прозрачного колодца.

Текст описывает человека, находящегося у реки и наслаждающегося природой. Река и природа олицетворяют спокойствие, умиротворение и возможность забыть о проблемах и напряжении. Возможно, главный герой ищет в природе истинное счастье и пытается найти утешение в ее объятиях. Описывается также ностальгия по прошлому и грусть, которая сопровождает это удовольствие.

Во втором тексте присутствуют прилагательные: особый, скрывать, женщины, прекрасный, мастеров, творчества, литературе, нелегко, противоестественным, удивление, французском.

Антонимы к этим прилагательным:

  • особый — обычный
  • скрывать — раскрывать
  • женщины — мужчины
  • прекрасный — ужасный
  • мастеров — учеников
  • творчества — рутины
  • литературе — нелитературе
  • нелегко — легко
  • противоестественным — естественным
  • удивление — равнодушие
  • французском — русском

Антонимы обозначают противоположные значения к данным прилагательным. Например, «особый» и «обычный» обозначают то, что выделяется и то, что является обычным или общепринятым. «Прекрасный» и «ужасный» обозначают красоту и уродство. «Мастеров» и «учеников» обозначают опытных и начинающих людей в какой-либо сфере. «Творчество» и «рутина» обозначают творческий процесс и обыденность. «Литература» и «нелитература» обозначают качественные и некачественные произведения. «Нелегко» и «легко» обозначают сложность и легкость. «Противоестественным» и «естественным» обозначают то, что противоречит природе и то, что соответствует природе. «Удивление» и «равнодушие» обозначают эмоциональную реакцию и безразличие. «Французский» и «русский» обозначают разные языки.

В данной работе будет рассмотрена тема писательских псевдонимов и их обладателей. Русская литература богата примерами использования псевдонимов. Один из таких примеров — Екатерина Вторая, которая сотрудничала в сатирических журналах под различными именами, такими как Патрикей Правдомыслов, Пётр Угадаев, Любомудров из Ярославля и Разносчик Рыжий Фролка (Дмитриев, В.).

Также, в тексте присутствует повествование о жизни и смерти одной женщины, которая умирала от тифа в разрушенной болгарской деревушке. Она была молода и красива, ее знал высший свет, и о ней осведомлялись даже сановники. Несмотря на это, ни один врач не обратил на нее внимания, и лишь больные солдаты, которым она помогала, поднимались с своих логовищ, чтобы утолить ее жажду несколькими каплями воды. Женщина была известна своим нежным и кротким сердцем, а также своей силой и жаждой жертвы. Она отдалась на служение ближним и счастье других было ее главным приоритетом (Тургенев, И.).

Следующая часть текста описывает старый серый камень на морском прибрежье. В яркий солнечный день, когда в него бьют живые волны, камень обливают мшистой головой рассыпчатым жемчугом блестящей пены (автор не указан).

Камень остаётся тем же камнем — но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далёком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами.

И. Тургеневу.

(113 слов.

Задание Выделите в тексте эпитеты и метафоры и установите их функции.

276. Мой отец

Ещё бывало весёлое занятие — это по утрам, когда отец [Л. Н. Толстой] одевался, приходить к нему в кабинет делать гимнастику. У него была комната, теперь не существующая, с двумя колоннами, между которыми была вделана железная рейка. Каждое утро он и мы упражнялись на’ней.

Делали мы и шведскую гимнастику, причём отец командовал: «Раз, два, три, четыре, пять». И мы, напрягая наши маленькие мускулы, выкидывали за ним руки: вперёд, вбок, кверху, книзу, кзаду.

Отец был замечательно силён и ловок и всем нам, детям, передал исключительную физическую силу.

После гимнастики отец уходил «заниматься», и в это время никому не разрешалось ходить к нему и беспокоить его. Говорили мне, что я одна пользовалась этим правом и одной мне отец позволял приходить к себе во время занятий. Но я этого не помню, а помню, что я до конца его дней боялась помешать работе его мысли, которую я всегда уважала, считала нужной и важной.

В детстве я бессознательно чувствовала, что такой человек, как мой отец, не может заниматься пустяками. А в зрелые годы, участвуя в его работе, я поняла и признала всё её значение.

Он лучше всех ездит верхом, бегает скорее всех, и сильнее его никого нет.

(По Т. Сухотиной-Толстой.)

(212 слов.

Задание Проанализируйте, что восхищает в отце детей Л. Н. Толстого. Напишите сочинение-подражание о своем отце (матери).

277. Рисунок

В числе недоконченных картин, большею частик» маленьких, была одна размера довольно значительного. Посреди холста, исчерченного углём, мелом и загрунтованного зелено-коричневой краской, эскиз женской головки остановил бы внимание знатока; но, несмотря на прелесть рисунка и на живость колорита, она поражала неприятно чем-то неопределённым в выражении глаз и улыбки. Видно было, что Лугин перерисовал её в других видах и не мог остаться довольным, потому что в разных углах холста являлась та же головка, замаранная коричневой краской.

Исследование состоит из нескольких текстов, каждый из которых имеет свою тему и задание. В первом тексте рассматривается портрет художника, который пытается воплотить свой идеал на холсте. Автор отмечает, что опытность ума не влияет на сердце художника, и он обманывает себя с простодушием ребенка. Синтаксические конструкции в тексте используются значительного объема, чтобы передать сложность и внутренний мир героя.

Во втором тексте рассказывается о весенних насекомых, особенно о шмелях, которые активно и внимательно обследуют цветы в поисках пищи. Автор также отмечает, что шмели весной забираются в норки и щели деревьев, чтобы искать место для гнезда. В тексте используется союз «и» для связи различных действий и дополнительных деталей о поведении шмелей.

Третий текст рассказывает о двух деревьях, сосне и ели, которые растут вместе на болоте. Автор описывает их борьбу за питание и свет, отмечая, что они проникают друг в друга своими корнями и сучьями. В тексте используются слова, образованные от имен собственных, и проводится их морфемный и словообразовательный анализ.

Каждый из представленных текстов имеет свою специфику и использует разные синтаксические конструкции, союзы и слова для передачи своего содержания. Они являются примерами различных стилей и тематик в литературе и могут быть использованы в исследованиях и анализе текстов.

Исследование «Потребление мобильных приложений в России»

В настоящее время использование мобильных приложений становится все более популярным в России. Они облегчают жизнь людям, позволяя быстро получать информацию, связываться с друзьями и покупать товары и услуги.

Цель исследования

Целью данного исследования является проанализировать поведение потребителей мобильных приложений в России, а именно выявить, какие приложения наиболее популярны, сколько времени пользователи проводят в них, какая категория приложений наиболее востребована, а также какие устройства наиболее популярны для использования мобильных приложений.

Методология исследования

Для проведения исследования был использован опрос, в котором приняли участие люди в возрасте от 18 до 45 лет, которые имеют мобильные устройства и регулярно используют мобильные приложения. Опрос состоял из вопросов о популярности приложений, времени, проводимом в них, их категории, а также об устройствах, используемых для доступа к приложениям.

Результаты исследования

По результатам исследования было установлено, что самые популярные категории мобильных приложений в России — это социальные сети, игры и приложения для покупок товаров и услуг. Более 70% опрошенных регулярно используют социальные сети, более 60% пользуются играми, и более 50% используют приложения для покупок товаров и услуг.

Среднее время, проводимое в мобильных приложениях, составляет около 3 часов в день. Пользователи часто используют приложения в свободное время, например, в дороге или во время перерыва на работе.

Большинство пользователей мобильных приложений предпочитают использовать смартфоны для доступа к приложениям, в то время как планшеты и ноутбуки менее популярны.

Выводы

Исследование показало, что мобильные приложения становятся неотъемлемой частью быта людей в России. Большинство пользователей предпочитают использовать социальные сети и игры, проводя около 3 часов в день в приложениях. Смартфоны являются наиболее популярным устройством для доступа к приложениям. Данные результаты могут быть полезными для маркетологов и разработчиков приложений при проведении работ над созданием и продвижением мобильных приложений в России.

Исследование на тему «Влияние спорта на здоровье»

Данные исследования показывают, что занятия спортом в течение нескольких месяцев в год могут значительно улучшить состояние здоровья человека.

В первую очередь, занятия спортом благоприятно влияют на кардиоваскулярную систему. Физические упражнения улучшают кровообращение и помогают снижать уровень холестерина в крови, что снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того, занятия спортом способствуют профилактике ожирения и помогают поддерживать нормальный вес. Регулярные занятия спортом способствуют ускорению метаболизма, что способствует сжиганию жира и контролю веса.

Влияние спорта на здоровье проявляется также в улучшении состояния костной ткани. Физическая нагрузка на кости способствует укреплению их ткани, что предотвращает возникновение остеопороза.

Наконец, занятия спортом могут помочь людям справиться с хроническими стрессами и улучшить психологическое состояние. Физические упражнения помогают снять нервные напряжения и увеличить уровень гормона счастья в организме.

Преимущества занятий спортом Показатели
Улучшение кардиоваскулярной системы Снижение уровня холестерина, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Контроль веса и профилактика ожирения Ускорение метаболизма, сжигание жира
Укрепление костной ткани Предотвращение остеопороза
Освобождение от стрессов Снятие нервных напряжений, увеличение уровня гормона счастья

Таким образом, занятия спортом имеют положительное влияние на здоровье человека, благоприятно влияют на кардиоваскулярную систему, помогают поддерживать нормальный вес и укреплять костную ткань, а также помогают справиться со стрессами и улучшить психологическое состояние. Рекомендуется заниматься спортом не менее двух раз в неделю для достижения максимального эффекта на здоровье.

285. Кузнецкий мост

Самый излюбленный и модный пункт Москвы, Кузнецкий мост, древний народ московский звал Неглинным верхом. С него, прощаясь с Москвою и её златоглавым Кремлём, в последний раз смотрел путник, отправляясь в дальние лесные пути, в Кострому, в Вологду.

Позднее Неглинный верх стал у москвичей прозываться Кузнецкой горой; здесь, по преданию, ютился длинный ряд кузниц и убогих изб кузнецов, с их задворками, огородами. Гора красою не обладала — вся краса этой горы заключалась только в монастырях: Рождественском, Девичьем и убогом Варсанофьевском, памятном многими минувшими делами и в том числе вторичным погребением «страдальцев» Годуновых.

Как бы в противоположность монастырям стояла в Кузнечном приходе не существующая теперь церковь Флора и Лавра, близ неё грозно высился с своими башнями двор Пушечный; на этот двор ездили смотреть цари, как лились их пушки.

На Кузнецком мосту в старину действительно существовал мост деревянный, но в царствование Елизаветы Петровны был выстроен каменный. В старину в Москве все мосты были деревянные, из плотов, которые в весеннее и осеннее время при большой воде размётывались и разбирались.

(По М. Пыляеву.)

(243 слова.

Задание Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и определите типы придаточных.

286. Жаркий день

День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно и, синие, покрытые туманом, уже показывались на дальнем небосклоне; на берегу реки была развалившаяся баня, врытая в гору и обсаженная высокими кустами кудрявой рябины; около неё валялись груды кирпичей, между коими вырастала невысокая трава и жёлтые цветы на длинных стебельках. Тут сидел Вадим; один, облокотясь на свои колена и поддерживая голову обеими руками, он размышлял; тени рябиновых листьев рисовались на лице его непостоянными арабесками и придавали ему вид таинственный; золотой луч солнца, скользнув мимо соломенной крыши, падал на его коленку, и Вадим, казалось, любовался воздушной пляской пылинок, которые кружились и подымались к солнцу.

(По М. Лермонтову.)

(190 слов.

Задание Определите, какое значение имеет в тексте слово арабески. Совпадает ли оно со словарным, общеупотребительным? Какие слова текста вступают с ним «в перекличку»?

287. Сенокос

Тип текста: описание

В данном тексте описывается сцена сенокоса, где автор находится у самого края оврага, окруженного целыми ворохами свежего сена. Он описывает детские головки, торчащие из ворохов, куриц, ищущих мошек и букашек, а также щенка, играющего в сене. Рядом с ним находятся русокудрые парни, перекидывающиеся словами и зубоскалящие. Из окна выглядывает молодка, которая смеется, наблюдая за ребятами и их игрой в сене. Другая молодка тащит мокрое ведро из колодца. Прилагательные в тексте используются для описания предметов и явлений, создания образов и передачи настроения.

288. На этапе

Тип текста: описание

Данный текст описывает холодный и ненастный день, на котором происходит выступление партии за воротами этапа. Катерина Львовна выходит на этап, но тут же затрясается и позеленевает. Описывается сцена, где арестантики выходят из-за ворот и выстраиваются в ряд. Автор передает общую безнадежность и отчаяние, описывая картину группы людей, оторванных от света и лишенных надежды на лучшее будущее. Он описывает холодную грязь дороги, серое небо, обезлиствленные ракиты и ворону. Ветер стонет и воет, создавая адскую атмосферу. В тексте также присутствуют цитаты из Библии, которые усиливают ужас картины. Прилагательные используются для описания погоды, окружающей среды и передачи настроения.

(196 слов. Н

Задание Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения и преобразуйте их в сложносочиненные и сложноподчиненные. Изменяются ли отношения между частями сложного предложения?

289. Междуцарствие

В Успенском соборе шла служба. Двери храма были широко распахнуты, и внутренность собора представала перед стоящим на паперти народом залитая золото-красным сиянием. В свете свечей золотом играли царские врата, вспыхивали яркими, слепящими искрами драгоценные камни на премудро изукрашенных старинных многопудовых окладах. Волнами выплывали из храма голоса хора.

Лицо патриарха Иова, бледное даже и в тёплом свете свечей, было залито слезами. Рука, сжимавшая яблоко посоха, дрожала, но и то, как стоял он — вытянувшись, как держал ровно плечи, как смотрел неотрывно на иконы, говорило: он своё знает.

В багровом свете проступало бледным пятном лицо Богдана Бельского. Богатая на плечах шуба, искрящаяся седым мехом, и бесчисленные кольца на пальцах у него, а стоял он слабо, как убогий нищий в рубище, и не поднимал глаз.

Чуть поодаль — Романовы. Тоже в дорогих шубах, а будто бы траченные молью. Александр, Иван, Михаил. Не было только старшего, Фёдора Никитича. Сказался больным боярин, но стало известно — болезни нет у него.

Шуйские держались особняком — тоже глаз не разглядеть у бояр. Ближе к патриарху — Годуновы: Дмитрий Иванович — пожалованный в бояре ещё Грозным-царём; Иван Васильевич — пожалованный в бояре Фёдором Иоанновичем по просьбе царицы Ирины; Семён Никитич — дядя правителя.

(По Ю. Фёдорову.)

(253 слова.

Задание Найдите в тексте слова, формы, выражения, не употребляющиеся в современном русском языке из-за их архаичности. «Переведите» их на современный русский язык.

290. Дар Валдая

Я услыхала её в Угличе, где жила тогда с мамой. Она хранилась в музее, в бывшем тереме Димитрия-царевича, а тёмно-красный кирпичный терем стоял на крутом, отвесном берегу Волги и был окружён небольшим, но очень густым садиком с древними задумчивыми деревьями, с огромными тёмными кустами сирени, такими огромными, что внутри них были настоящие небольшие пещерки. И под плакучими ветвями древних берёз, между клубящимися кустами сирени вились ярко-жёлтые песчаные дорожки, а за теремом стояли настоящие солнечные часы столбиком, которые были ещё при царевиче Димитрии. Он глядел на них и, наверное, уже понимал, сколько времени они показывали, — ведь ему было уже тогда целых семь лет. Он ещё глядел из этого садика, с обрыва, на тот берег Волги, а там стоял удивительный сосновый бор: очень прямой и густой, ствол к стволу навытяжку, тёмно-синий, неподвижный, он стоял вдоль берега тремя ровными, большими нисходящими ступенями, вернее уступами.

«Это старинная валдайская дуга», — сказал хранитель музея. Мы подошли поближе. Огромная, плавная, пологая, она слабо светилась, мерцала в полумраке пожухшей, но тем более достоверно сказочной красотой своей — синими, пунцовыми и зелёными розами на бледно-матовом золоте, и была похожа на небольшую, но самую настоящую деревянную радугу. А в центре радуги-дуги висел большой потускневший колокольчик, справа и слева от него располагались колокольчики поменьше и круглые, узорчатые бубенцы: да, это была та самая дуга — из песни про колокольчик, дар Валдая!

(По О. Берггольц.)

(276 слов.

Задание Уточните, какие определения — согласованные или несогласованные — наиболее характерны для стиля автора текста. Чем чаще всего выражены согласованные определения?

291. Чаша

Ветер, несущий снежную пыль, позёмок, перед встречей с каким-нибудь деревом не бросает позёмок прямо на дерево, на его ствол, а обносит, и от этого выходит кругом дерева ямка, ещё и до весны заметная.

Некоторые говорят, будто такая весенняя приствольная чаша вокруг дерева бывает от воды, стекающей по стволу на снег. Конечно, и от этого тоже бывает. Но мы своими глазами видели тоже, как ветер обносил позёмок и оттого вокруг дерева делалась ямка. Мы тоже видели много раз, как в туманную весеннюю оттепель ветки дерева ловят сырость в воздухе так усердно, будто нарочно так сделано, чтобы всеми ветвями со всех сторон деревья ловили туман в воздухе и обращали его в воду. Сгущаясь на каждой веточке, туман разбегается водой, множеством ручейков льётся на ствол, а по стволу вода рекой катится вниз, в приствольную чашу.

(По М. Пришвину.)

(212 слов.

Задание Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и произведите их словообразовательный разбор; установите функцию суффиксов в этих словах.

292. Неожиданная помощь

Пересечение реки Случ сложное, и я проплутал, выбирая удобное место для линии, весь день — и ничего не вышло.

Хватило бы работы ещё дня на два, если бы не выручил в этой новой деревне мужик-хохол. Утром корчмарь, у которого останавливались мы, говорит, что хохол хвалится, что проведёт нас по такому месту, где ни одной горки не встретится. Зову хохла. Старый хохол с редкой бородкой, голубыми, беспокойными слегка глазами. На мой вопрос отвечает равнодушно. Глупость это, невежество или инстинкт гения? Откуда взялся, сообразил то, чего никогда не видел, и берётся выручить?

Хохол только беспомощно оглядывается, как большая добродушная собака, когда её вдруг атакует маленький пёсик. Окружающие смеются. Веселее всех смеётся жена молодого корчмаря, которой, впрочем, никакого дела нет ни до хохла, ни до моей работы. Она вся живая, впечатлительная, уже обрызгала себя одеколоном, смеётся, смотрит на нас.

(По Н. Гарину-Михайловскому.)

(166 слов.

Задание Объясните роль риторических вопросов в тексте.

293. Родная природа

Бушуют ли зимние свирепые вьюги, гремят ли молодые весенние грозы, зноем ли пышет летнее солнце, — люблю я тебя, родная природа…

Люблю необозримую степную гладь, занесённую сугробами, мутное, низкое небо и тоскливое завывание метели, когда она буйно мечется и плещет холодными волнами в плотные стенки кибитки… Жалобно и прерывисто звенит колокольчик, пристяжные тревожно всхрапывают и жмутся к оглоблям, а ямщик лениво помахивает кнутом и чуть слышно мурлычет: «Не белы-то снежки во поле забелелися…»

Тепло в уютной кибитке. Клонит ко сну. Тихой вереницею плывут кроткие думы… Ласково реют милые образы… А вьюга гудит и гудит.

Люблю весенний лепет тенистой рощи, заботливый гам грачей, мечтательные переливы иволги и серебристые трели соловья, поля и степи, одетые цветами, крик коростеля в лугах и звонкую песню жаворонка в высоком, синем небе… Люблю тёплые, долгие зори, кротко и тихо мерцающие в ночном небе, громкие песни, стоном стоящие над ближним селом и заунывным отзвуком замирающие вдали… И мечты и грёзы…

(По А. Эртелю.)

(203 слова.

Задание Найдите в тексте наречия, установите их разряд и функции в предложении. Произведите морфемный разбор слова сонливо.

294. Старая барыня

Высоко поднялось солнце и смотрит из-за Караульной горы на маленькую усадьбу старой барыни Ярыщевой.

У зеркального пруда густой сад. Повыше, на пригреве, маленький с высокой деревянной крышей барский домик. Ещё выше всякие хозяйские постройки: конюшня, каретник, амбар, ледник, баня, скотные дворы. Сбоку — флигель приказчика, а с другой стороны — людские, кухни и птичий двор с высокой оградой, подошедшей прямо к пруду. Маленькая босая девочка пасёт во дворе стадо индюшек. Чисто и опрятно кругом. В маленькие окна видны чистенькие комнатки с крашеными полами, с мебелью в чехлах. В комнатах специфический запах десятки лет обитаемого жилья. Тут и аромат сушёных грибов и разных ягод, что в стеклянных банках, разбавленные водкой, греются на солнце, и ещё чего-то, что сразу охватывает вас сознанием, что вы в деревне, в .той глухой старинной деревне, где в барском домике в сонной тишине тикают однообразно часы и слышится порою то звонкая трель канарейки, то одинокие шаги старушки хозяйки.

Стара барыня: шестьдесят шесть лет ей. Она маленькая, костлявая старушка, с круглой от старости спиной, с беззубым ртом и живыми голубыми глазами, которыми смотрит так живо, что, кажется, выглядывают они из какой-то маски. Одета старушка в чёрную юбку и такую же кофту. Голова подвязана платочком с узлом на подбородке, и всем своим наружным видом она скорее смахивает на простую мещанку, а не на потомственную, в шестой книге записанную дворянку.

(По Н. Гарину-Михайловскому.)

(246 слов.

Задание Определите роль суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных) в создании точного реалистического изображения.

295. Бедный студент

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытьё, и пошёл, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел.

Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми он вообще не любил встречаться…

Ф. Достоевскому.)

(231 слово.

Задание Выделите в тексте детали внешнего описания и психологического портрета.

296. Пирамида

(По А. Домашневу и др.)

(142 слова.

Задание Выпишите из текста числительные и просклоняйте их.

297. Народная книга

В русской литературе нельзя, кажется, указать ни одного произведения, которое прожило бы триста лет и не растеряло бы своих читателей. Жизнь книги почти так же коротка, как и жизнь человека: пятьдесят, семьдесят пять, очень редко сто лет — и затем наступает забвение и смерть.

В этом смысле можно сказать, что старинные библиотеки, переходящие от поколения к поколению, похожи скорее на кладбища человеческой мысли, чем на обычные книгохранилища. Лежат на полках подойники в деревянных и кожаных переплётах, как в гробах, и делые десятилетия проходят, пока какой-нибудь учёный смахнёт пыль с того или другого томика и заглянет в него, чтобы навести справку.

Но вот странность: в народной лубочной литературе есть книги, которые живут и читаются больше трёхсот лет. Вова-королевич и Еруслан Лазаревич, вероятно, были современниками Бориса Годунова или, по крайней мере, Алексея Михайловича.

(По И. Сытину.)

(161 слово.

Задание Выразите свое отношение к мысли: «Жизнь книги почти так же коротка, как и жизнь человека…»

298. Висячие сады

Древний Вавилон достиг наивысшего расцвета в шестом веке до нашей эры. Много удивительного и прекрасного можно было увидеть в Вавилоне! Но всё затмевали знаменитые висячие сады. Сады, казалось, парили в воздухе, над городом, над его домами и храмами, высоко над зубцами крепостной стены дворца. Такого чуда ещё не видывал никто!

Сады раскинулись на колоссальных искусственных террасах, расположенных в четыре яруса. Террасы покоились на сложной системе стен, каменных колонн, сводов и перекрытий. Они возвышались одна над другой и достигали высоты пятидесяти локтей (примерно двадцать семь метров) над уровнем земли и занимали площадь около пятнадцати тысяч квадратных метров. Сложенные из массивных каменных плит, террасы были покрыты слоем тростника, смешанного с асфальтом. Затем следовали два ряда обожжённого кирпича на гипсовом растворе. И наконец, накладывался слой листового свинца. На всё это наносился мощный слой плодородной земли.

Сады были неописуемо прекрасны! Вошедшему на их территорию казалось, что он находится в небольшой долине, с трёх сторон окружённой горными лесистыми склонами. В дальней части садов возвышалась настоящая гора, вздымавшая свою верхушку над зубчатыми стенами дворца. Поддерживающая конструкция садов была почти не видна — так хорошо была она замаскирована и скрыта за вьющимися растениями и каменными глыбами, прекрасно изображающими дикие отвесные скалы. Со склонов гор стекали крошечные ручейки. Их прозрачные струи, сбегая вниз, искрились в солнечных лучах. Ручейки вытекали из большого бассейна, находящегося на горе. В бассейн с помощью громадных водоподъёмников с кожаными черпаками рабы и днём и ночью поднимали воду из глубоких колодцев. Избыток воды переливался через край бассейна и, дробясь на мельчайшие брызги, превращался в настоящий водопад.

(По А. Домашневу и др.)

(300 слов.

Задание Выделите в тексте слова иноязычного происхождения. По словарям установите их значение. Совпадает ли оно со значением в тексте?

299. Московская вода

Более половины москвичей пьют воду из Волги. Вторая половина получает воду из других источников — Можайского, Истринского, Вазузского и других водохранилищ, из скважин в черте самого города. Уточним, что в каждую секунду Москва получает сто кубометров чистой волжской воды, треть которой идёт на обводнение, оздоровление реки Москвы.

А вот что было с водой в столице раньше. В одна тысяча девятьсот тридцать четвёртом году на каждого москвича приходилось сто тридцать шесть литров воды в сутки, при нормальной потребности в пятьсот литров. Сравним, что Париж расходовал на человека четыреста шестьдесят литров, Нью-Йорк — пятьсот сорок пять литров. Всего наша столица — население и промышленность — требовала пятисот литров воды на человека в сутки, тридцати пяти кубометров в секунду. В пять раз больше, чем в старой реке Москве! В те годы вода в Москве уже была практически непригодна для питья — в ней было в пять раз меньше кислорода, чем нужно. И былые водопроводы справиться с такой задачей не могли.

(По В. Палъману.)

(214 слов.

Задание Выпишите из текста числительные и укажите их грамматические признаки.

300. Боевая тревога

Настало пятнадцатое мая. Утро было тихое, море слегка зыбилось. «Ушаков», зарываясь носом, шёл прежним курсом. Солнце, оторвавшись от поверхности моря, повисло над горизонтом.

Справа по носу, дымя, показались четыре судна. Силуэты их едва намечались в дымке утренней мглы. На «Ушакове» все были уверены, что это идут свои корабли, и взяли курс на них. Но напрасно машины броненосца делали полное число оборотов — расстояние до неизвестного отряда не сокращалось. Вскоре и слева, немного впереди, по лучезарному горизонту протянулись дымовые дорожки. Это шли на пересечку «Ушакову» пять кораблей. Не сразу узнали в них старые японские броненосцы.

Командир приказал изменить курс. Первый и второй отряды постепенно начали скрываться. Но каждому русскому моряку стало ясно, что незамеченными пройти не удалось. Беспокойство ещё больше усилилось, когда позади справа обозначились контуры кораблей. На мостике уже определили, что это идут разведочный крейсер и какой-то миноносец. Командир, не спускавший с них глаз, распорядился: «Пробить боевую тревогу».

(По А. Новикову-Прибою.)

(203 слова.

Задание Определите стилистическую роль в тексте «морской» лексики.

301. Полевая дорога

Соблазнительные дорожки пробегают иногда по нашим полям. Едете вы от села до села по торному, обыкновенному пути и с негодованием примечаете, что путь этот как-то необычно колесит и забирает влево, а между тем то и дело попадаются едва проторённые дорожки, по-видимому, прямо ведущие к цели. Правда, дорожки эти почти сплошь заросли полынью и кашкой, и глубокие колеи едва заметны в цепкой и густой траве; правда, пристяжные ваши беспрерывно путаются в высокой ржи, буйно обрамляющей узкий проезд, и то и дело приникают к аппетитному овсу, но зато так заманчиво и так, по-видимому, близко сверкает впереди знакомая колокольня, что вы забываете все неудобства заглохшей межи и едете, едете…

Но вот колокольня передвинулась налево, вот она и совсем потонула вдали, вот снова сверкнула девственной белизною на голубом небе, но сверкнула уже совсем в неподобающем месте, а коварная дорожка кружит, и виляет, и змеится по полю, и ведёт вас в неведомое пространство. И в душу вашу мало-помалу вкрадывается тревога, и зло разбирает вас на глухую дорожку, и с невольной жалостью думаете вы, как бы это было хорошо, если бы не сворачивали вы с торного, обыкновенного пути.

(По А. Эртелю.)

(222 слова.

Задание Выпишите из текста глаголы-синонимы и объедините их в синонимические ряды, выделяя в каждом основное слово — доминанту. Установите различия между глаголами одного синонимического ряда.

302. Ледоход

Недалеко от нашего дома виднелась река Белая. Я с нетерпением ожидал её вскрытия. В течение недели стояла оттепель. Дул сильный ветер с запада.

(По С. Аксакову.) (127 слов.

Задание Выпишите из текста существительные, распределяя их по разрядам: собственные, нарицательные; одушевленные, неодушевленные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные.

303. Летний дождь

В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по-осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно-сизая туча. Она росла, ширилась, занимала полнеба, а потом снижалась так, что прозрачные нижние хлопья её цеплялись за крышу стоявшей в степи ветряной мельницы; где-то высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

(М. Шолохов.)

(148 слов.

Задание Выпишите из текста предлоги и установите их разряд (первообразные, производные).

Если предлог производный, определите, от какой части речи он образован.

304. За грибами

Делать нечего, поплёлся я наудалую. При выходе из села я увидел впереди женщину с лукошком на спине. Я ей крикнул раз, крикнул два, пустился в бег — кое-как женщина остановилась. Она была не молода; лицо её было изнурённым, глаза заплаканы. Я не стал тревожить её и при входе в лес повернул от неё направо, и ходил всё больше по краю, и редко-редко заходил вдаль, опасаясь потерять из виду пашни.

О своём похождении за грибами, о том, как приятно быть в лесу одному, говорить не стану: это предмет известный. Но вот я вышел из лесу и увидал, что у ржи сидела та же самая женщина. Её плетёное лукошко было переполнено до того, что представляло собою два этажа, из которых верхний был гораздо шире нижнего, потому что в лукошко были воткнуты свежие прутья рябины, а меж них переплетались такие же прутья и служили продолжением лукошка, так что, будь у этой женщины желание собирать грибы целый день, то она, вероятно, увеличила бы лукошко аршина на два. Около неё, на траве, лежало десятка три красных грибов, которые, по всей вероятности, не входили в верхний этаж лукошка.

(По Ф. Решетникову.)

(240 слов.

Задание Укажите в тексте устаревшие слова, отметьте значения этих слов.

305. Назначение

Как прирождённый гусар, Денис Давыдов всегда относился к драгунам несколько свысока, почитая их не истинною конницей, а пехотой, посаженной на лошадей. Поэтому, получив новое назначение, которое нужно ему было более для того, чтобы выбраться из-под великокняжеской тягостной опеки, он, прибыв к Первой драгунской дивизии, тут же начал хлопоты о своём переводе. Командовать тяжеловесными, неповоротливыми драгунами, умеющими лишь кое-как обходиться с конями и привыкшими более действовать в спешенном строю, было для Давыдова сущим наказанием.

На первом же полевом учении, когда Денис потребовал от своих подчинённых исполнения не ахти уж какого сложного кавалерийского аллюра, два эскадрона по нерасторопности и замешательству помяли друг друга, а третий и того хуже: не сообразуясь с местностью, врезался в заснеженный овраг, побив и покалечив несколько лошадей… «Ну что ж, ребята, — сказал в сердцах после этого Давыдов, — вы, знать, только что и можете, как шагом езживать. Давайте уж так и будем!..»

Г. Серебрякову.)

(160 слов.

Задание Установите значение слов: гусар, драгун, аллюр, вакансия. С какой целью использованы эти слова в тексте?

306. Человек

Говорят, люди как реки. Как реки не могут течь, не меняя русла, точно так же и человек не может не двигаться, не менять свой характер. Вот взять хоть бы дерево. Стоит оно на месте, шагу не может ступить, но внутри его, по стволу, круглый год циркулируют животворные соки, нарастают слоями годовые кольца, грубеет кора, а то лопается от морозов, покрывается глубокими, словно шрамы ранений, корявыми трещинами. По весне набухают на ветках почки, разворачивается маслянистый, ещё ярко-зелёный, ещё пахнущий свежестью и душистыми смолами лист. Но и он огрубеет, а после поблёкнет, потеряет свежие краски. Потом станет жёлтым, коричневым, потом облетит.

(По О. Кожуховой.)

(201 слово.

Задание Выпишите из текста предложения с союзами как и словно; установите, какие конструкции присоединяются с их помощью. Преобразуйте эти предложения в сложноподчиненные с придаточными сравнительными.

307. На Кавказе

Выйдя из Батума, шоссейная дорога загибает в ущелье, начинает подниматься всё круче и круче и выше над рекой и лепится затем по отвесным обрывам, на страшной высоте, огибая все неровности, то опускается к подножиям гор, то вновь взлетает до маленьких облаков, цепляющихся за деревья.

Автомобиль, ловко повёртываясь над обрывами, забирается всё выше. Противоположные скаты гор исчерчены низкими каменными изгородями; кое-где за ними — сады или заплатка кукурузного поля. Кое-где — домики, часто в два этажа, крытые черепицей, деревянные или красноватого камня. Попадаются небольшие посёлки. Но нигде не видно ни человека, ни скрипящей арбы; за изгородями воет одичавшая собака, да на крыше стоит старый, не годный для варева козёл с верёвкой на шее.

(По А. Н. Толстому.)

(194 слова.

Задание Произведите морфемный разбор слов: исчерчены, изгородь, попадаются, лавровишня, двухколёсный.

308. Операционная

(По А. Новикову-Прибою.)

(142 слова.

Задание Укажите метафоры в тексте. Какие ассоциации их порождают?

309. В ельнике

Над дорогой низко, тяжко нависали нагружённые снегом лапы могучих елей. Тройка проскачет — дугой зацепит. А под такое дерево встань, ненароком тронь ствол — и лавиной обрушится снег, да ещё такой, что человека засыплет с головой.

Стволы тесно жались друг к другу, что тебе забор. И не протиснуться меж деревьев. Черно от елей в лесу, глухо. И ни звука в стылой неподвижности скованного морозом ельника — ни птичьего щебета, ни скрипа веток. Вот уж вправду сказано: в березняке веселиться, в кедраче молиться, в ельнике давиться.

Пронзительно пискнув, над дорогой рыжим комком перелетела белка, скрылась в мохнатых еловых лапах, но тут же выглянула вновь и села столбом на вершине ближней к дороге ели. Белка весёлая, глазки шустрые, но недовольна была чем-то и всё поглядывала, поглядывала на густой орешник у подножия ели. Дёргала хвостом.

(По Ю. Фёдорову.)

(166 слов.

Задание Выпишите из текста слова с не и ни. Установите часть речи, значение и функции в предложении.

310. Не забывай…

Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживёшь меня, не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.

Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять её спокойное течение.

Но в часы уединения, когда найдёт на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.

(И. Тургенев.)

(155 слов.

Задание Напишите сочинение на тему «Когда меня не будет…».

311. Смерть царя

Царя похоронили по византийскому пышному чину, но с небрежением. Кафтанишко надели плохонький, подпоясали простым сыромятным ремешком, и сосуд с миро, не по-царски бедный, поставили в гроб. Похоронщикам было не до того, а царица Ирина в горе недосмотрела. От царствования она отказалась и в простом кожаном возке съехала из Кремля в Новодевичий монастырь. Как съехала, никто и не приметил. К тайному крыльцу ранним утром подогнали санки, царица, шатко ступая по снегу, сошла молча, и дверцы возка плотно закрылись. Кони шагом пошли из Кремля. Подковы глухо простучали по наледи. Даже стрельцы, что стояли у сторожевой башни, не повернули голов. Возок беден, кто мог подумать, что то царица съезжает из Кремля?

В Новодевичьем монастыре царица постриглась под именем инокини Александры. В храме стояла ни жива ни мертва. Две монахини поддерживали под локотки. Царицу шатало. Игуменья положила ей руки на голову. На серебряном блюде поднесли ножницы, светлый локон упал на холодные плиты храма — и не стало царицы на Москве.

Вот тогда-то московский народ всерьёз ахнул. «Что дальше? — понеслось из улицы в улицу, от дома к дому. — И впрямь, что ли, ждать боярского царства?»

(По Ю. Фёдорову.)

(259 слов.

Задание Найдите в тексте устаревшие слова, формы, выражения. Установите, какие из них сохранились в современном русском языке, а какие не сохранились. В чем причина?

312. Барин

Настоящая фамилия его была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в одна тысяча восемьсот пятьдесят втором году. Его отец был боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Крестил Гарина царь Николай Первый, едва ли предвидевший, что его крестник к концу своей жизни будет социал-демократом.

В одна тысяча восемьсот семьдесят втором году он поступил в Институт путей сообщения (в Петербурге) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях.

Отсюда его знакомство с народом: в качестве инженера-практика он постоянно сталкивался с крестьянами и рабочими и чем больше узнавал их, тем больше любил. В те годы он считал себя народником, то есть веровал, что у России другая судьба, чем у прочих европейских народов, что Россию будто бы минует капиталистический строй, так как у русской деревни есть община, которой не знают европейцы.

(По К. Чуковскому.)

(208 слов.

Задание Вспомните, с какими произведениями Н. Г. Гарина-Михайловского вы знакомы. Каковы их темы? Отражается ли в них вывод, сделанный в данном тексте?

313. Сражение

Во время сражения четырнадцатого мая японцы старались в первую очередь уничтожить лучшие броненосцы и мало обращали внимания на «Николая Первого». По нему стреляли как бы между прочим. И всё же он с самого начала боя получил от двух снарядов большую пробоину под левой носовой шестидюймовой пушкой. Эта пробоина, оказавшаяся одним краем ниже ватерлинии, причиняла много хлопот: сколько ни заделывали её койками и чемоданами, вода продолжала прибывать. Позднее попало ещё несколько снарядов. Вышло из строя одно двенадцатидюймовое орудие. Были пробиты осколками минные и паровые катера и приведены в негодность шлюпки, за исключением шестёрки и одной двойки. Немного пострадал и личный состав: нашли убитыми лейтенанта и несколько нижних чинов, выбыли из строя командир судна, капитан первого ранга Смирнов, и человек двадцать матросов.

Броненосец стрелял довольно исправно, когда расстояние до неприятельских кораблей не превышало дальнобойности его орудий. Для своей устарелой артиллерии он пользовался дымным порохом, и это затрудняло дело. После нескольких выстрелов броненосец застилался своим же дымом. Противник становился невидим. Орудия замолкали, пока не рассеивался дым.

(По А. Новикову-Прибою.)

(231 слово.

Задание Определите тип и жанр текста и укажите его особенности.

314. Клюква

Кто никогда не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт.

Вот взять ягоду чернику, — та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Ещё растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдёшь, не заметив.

В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе.

(По М. Пришвину.)

(175 слов.

Задание Перепишите текст, заменяя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами такими, от которых они образовались. Как изменился текст?

315. Сфинкс

Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрипучий песок… песок без конца, куда ни взглянешь! И над этой песчаной пустыней, над этим морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные вздёрнутые ноздри и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?

А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.

Ба! Да я узнаю эти черты… в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус, и бородка курчавая, и эти широко расставленные небольшие глаза… а на голове шапка волос, рассечённая пробором… Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?

Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс!

(По И. Тургеневу.)

(163 слова. Н

Задание Отметьте высказывания автора, которые, на ваш взгляд, являются наиболее важными для раскрытия идеи произведения.

316. Степь

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнела, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

Н. Гоголю.)

(254 слова.

Задание Выделите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения и установите их функции.

317. Светлое Воскресение

(По Н. Гоголю.)

(138 слов.

Задание Выделите в тексте слова, церковнославянские по происхождению, и установите их функции.

318. Даты

(По В. Семёнову.)

(121 слово.

Задание Установите, к каким тематическим группам лексики относятся слова, написанные в тексте с прописной буквы.

319. Лобное место

Лобное место — единственный в России памятник, существующий около четырёх веков. Он давно утратил своё первоначальное значение в жизни государственной и народной, но удержал одно религиозное: здесь во время крестного хода архиерей с духовенством и святыми иконами восходит на Лобное место, обставляемое хоругвями, и после молитвы осеняет народ благословением на все четыре стороны. Карамзин предполагает, что на месте, где стоит теперь амвон, собирался народ на вече в четырнадцатом веке, во время нашествия Тохтамыша, когда великий князь оставил с двором своим Москву, а народ, выпустив из города митрополита с боярами, позвонил во все колокола к вечу, чтобы на нём по древнему праву решить свою судьбу большинством голосов.

О Лобном месте существует ещё легендарное предание. В начале шестнадцатого века Москве угрожало гибельное нашествие Магмета-Гирея. В это время одна благочестивая монахиня Вознесенского монастыря, что в Кремле у Спасских ворот, чудесно получившая прозрение после долговременной слепоты, ночью, когда усердно молилась Богу об избавлении от бедствия города, внезапно услышала звон колоколов и узрела видение: ей привиделось, будто из Кремля во Фроловские ворота выходит целый собор святителей московских, навстречу им явились преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский у того места, где теперь Лобное место, и молил их не оставлять отечественного города на жертву врагам.

(По М. Пыляеву.)

(220 слов.

Задание Укажите, в каких случаях можно произвести замену предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением с соответствующим придаточным. Как изменится текст? Произведите данную замену в некоторых предложениях текста.

320. Ясная Поляна

Вместе с тысячами других москвичей я тоже поехал в Ясную Поляну, чтобы поклониться гробу Толстого.

Была поздняя осень, стыли леса на первых морозах, и в воздухе перепархивал ещё нерешительный первый снежок. От полустанка Козлова Засека вместе с народом мы шли пешком по обмёрзлой колее, и всё напоминало в этом толстовском уголке такое знакомое, всем близкое и родное прошлое Льва Николаевича.

Вот здесь Толстой-юнкер скакал по осенним полям за зайцами и выпускал борзых. Это был ещё мальчик, не чуявший своей силы. Толстой-франт, Толстой, по три раза в день менявший сорочку и не выносивший людей с дурным французским произношением. Но здесь же создавались потом и «Война и мир», и «Анна Каренина», и почти всё, чем прославилось великое имя Толстого.

Всё было здесь — и жизнь, и слава, и счастье, и смерть. Вот на этом небольшом клочке земли, среди перелесков и полянок, в этом старом парке, в этой старой усадьбе… Как странно и тяжко звучало тогда это простенькое слово — было…

Я бывал не раз в Ясной Поляне, и всё мне было здесь знакомо. Вот так называемое дерево бедных со скамьёй вокруг него. Здесь я как-то ел гречневую кашу вместе с Толстым и его сестрой Марией Николаевной. А вот двухэтажный, такой знакомый дом с внутренними лестницами, уютными, старинными лестницами, от которых пахнет семьёй и тишиной жизни. Здесь тоже я когда-то бывал и говорил с тем, кто теперь лежит в гробу…

(По И. Сытину.)

(238 слов.

Задание Найдите в тексте олицетворение. Объясните, почему здесь использован этот прием.

перейти к началу страницы