Описание героев
Образы персонажей, созданные Некрасовым, вызывают в душе читателя патриотическое настроение. Произведение посвящено историческим событиям. Личности героев собирательные, получились очень реалистичными. Поэт показывает, что пережили декабристы в ссылке, а также как радовались родные их возвращению.
Краткая характеристика героев:
- Саша. Основное действующее лицо. Мальчик не понимает, где дедушка, и очень хочет, чтобы родители открыли ему эту тайну, но мать и отец отвечают, что он сам поймёт, когда вырастет.
- Дедушка. Генерал в отставке, который долго был в ссылке. Вернувшись, он включается в дела по хозяйству и занимается воспитанием Саши.
- Папа. Ждёт возвращения генерала и волнуется, не желая рассказывать ребёнку подробности семейной истории.
- Мама. Радуется, что генерал вернулся живым и здоровым.
- Крестьянин. Местный житель, который удивляется тому, что генерал взялся пахать землю и отлично управляется с плугом.
Жанр произведения — реалистическая поэма. Чтобы соблюсти требования цензуры, поэт не указывает прямо, что речь идёт о декабристе, однако это понятно из текста. Стихотворный размер — трёхстопный дактиль, рифмовка — перекрёстная: мужские и женские рифмы чередуются.
Сюжет в тезисах
В кабинете отца Саша находит портрет мужчины. Мальчик спрашивает у родителей, кто это. Они отвечают, что на портрете изображён дедушка, но отказываются говорить о том, где он. Мать и отец твердят: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Вскоре в доме начинается оживление: родные говорят, что скоро приедет дедушка.
Генерал выполняет разную работу по хозяйству:
- копает грядки;
- плетёт;
- чинит что-нибудь.
На просьбы Саши рассказать всё подробно дед по-прежнему отвечает, что сейчас мальчик ничего не поймёт. Чтобы понять, что скрывается за словами генерала, нужно учиться, знать географию и историю. Потом мальчик поступает в школу и становится прилежным учеником. Завершают поэму такие строки: «Скоро уж, скоро узнает Саша печальную быль».
8 стр., 3633 словМцыри – характер и образ главного героя
... образа Мцыри с цитатами в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения. Для создания образа Мцыри в поэме ... мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров. Краткая характеристика по плану План: 1)Время и место действия. 2) Отношение героя ... желает. Однако возможно ли это возвращение? … Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут ...
Сжатый пересказ
Саша видит в отцовском кабинете портрет молодого генерала. Он интересуется у отца личностью этого человека. Тот отвечает, что это дедушка мальчика, потом отворачивается и поникает головой. Ребёнку тревожно, он донимает отца расспросами, желая узнать, жив дедушка или умер, но всё бесполезно.
Саша идёт с тем же вопросом к матери. Он берёт её за руку и тащит к портрету. Женщина говорит, что дедушка «добрый и смелый», только несчастный. Потом мать закрывает голову, вздыхает и плачет.
Знакомство генерала и внука
Через некоторое время все оживляются, прибирают дом, у слуг и домочадцев радостные и светлые лица. Родители Саши о чём-то весело шепчутся, а потом говорят мальчику, что скоро он увидит деда. И вот наступает долгожданный час: приезжает «этот таинственный дед».
Всё семейство и слуги радостно встречают генерала, а он рыдает и благословляет их. Потом старик снимает с шеи распятье и крестится. Саша спрашивает у деда, где он был столько времени, но тот отвечает туманно. После этого жизнь идёт своим чередом.
Несмотря на возраст, генерал хорош собой. Вот как описывает его Некрасов:
- «древен годами, но ещё бодр и красив»;
- «зубы… целы»;
- «осанка тверда»;
- «строен, высокого роста»;
- «кудри пушисты и белы»;
- «как серебро борода»;
- «ровно всегда говорит».
Генерал предлагает крестьянину отдохнуть, а сам берётся за плуг
Человек смотрит на «барина» с испугом, однако отходит в сторону. Дедушка пашет так проворно, что Саша еле успевает за ним.
Взросление Саши , Тогда он сможет понять многое, а пока следует набраться терпения
Со временем дед начал чувствовать себя хуже. Перенесённые трудности давали о себе знать. Отставной генерал понимал, что приближается время, когда он всё поведает внуку. Вскоре Саша идёт в школу. Он учится с большой охотой, отлично знает историю и географию и желает лучшей жизни для бедняков, а злых и глупых ненавидит.
Дедушка, который уже не может обходиться без костыля, понимает, что уже пора рассказать внуку правду о важных событиях. Скоро Саша узнает «печальную быль». На этом поэтический рассказ Некрасова о дедушке заканчивается.