На берегу запели, – странно запели. Сначала раздался контральто, – он пропел две-три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, а первый все лился впереди его… – третий, четвертый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-таки сначала, запел хор мужских голосов.
Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.
Шума волн не слышно было за голосами…
Бессмысленная жертва
Зря Данко отдал свою жизнь за своих соплеменников. Те, кто хотел жить, наверняка сами бы смогли способ выйти из леса, не было необходимости в его смерти. Ему стоило просто молча пойти дальше, после того как они начали звереть. Ему следовало оставить толпу озлобленных животных и идти, не обращая на них внимания. Естественный отбор сработал бы как надо. Животные не ценят труд настоящих героев, и к поступку Данко отнеслись, как к чему-то совершенно обычному. Точнее, к его результату.
Но, как бы то ни было, герой оставил после себя надежду, что люди впоследствии образумятся, иначе зачем им ещё мозг. Здравомыслящие люди бы просто пошли за ним. Молча, без гнева и ругани. Вот таких стоило спасти. Таких нужно беречь. А жертвовать своей жизнью ради безвольной толпы, готовой из-за бессмысленной гордыни и злобы разорвать на куски человека, в чём-то превзошедшего их, явно не стоит — не оценят.
Символично, что, по словам автора, у толпы в какой-то момент энергия иссякла, идти дальше не было сил. Зато на демонстрацию ненависти и оскорбления силы были.
никто даже не заметил смерти Данко
Тема противостояния добра и зла вечна. Если бы люди были добрее друг к другу, страданий было бы меньше для всех, и, возможно, Данко не пришлось бы умирать.
Характеристика текста
Кульминация «Старухи Изергиль» — легенда о Данко. При анализе этой части рассказа очевидно ее противопоставление другим историям, рассказанным старухой. Легенда становится финальной точкой в размышлениях автора о смысле человеческого существования, отвечая на вопрос, ради чего нужно жить и бороться.
Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...
... нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть ... Обратимся к тексту Ю.Яковлева. Во-первых, из слов Таборки о собаке мы можем сделать вывод, что это очень добрый, отзывчивый мальчик. Только великодушный человек может сказать: «От собаки ...
В своем сочинении автор кратко затронул тему поколения слабых личностей, которые не в силах сделать шаг навстречу будущему, ярко выраженную на фоне главной проблематики произведения:
- Человек и общество.
- Гуманизм.
- Жизнь во «мраке».
Главный герой рассказа, Данко, — это смелый и благородный человек, пожертвовавший собственным сердцем ради благополучия других людей. Он был готов на любой подвиг, лишь бы привести людей к новой жизни. Герой не обращал внимания на то, что люди со временем переставали верить ему и идти дальше. Благодаря такому контрасту возникает романтический конфликт между конкретной личностью и обществом в целом.
Данко не чувствовал себя комфортно в обществе «темных» людей, но несмотря на это, не переставал верить в них, и его сердце переполняло благородство. Чтобы осветить путь остальным, он вырвал свое сердце, не думая о собственной жизни.
Эта история дает толчок всем неуверенным в себе людям и является примером для поколения рассказчика. Легенда учит тому, что нужно всегда слушать свое сердце и не бояться совершать смелые поступки.
Композиционная составляющая третей части «Старухи Изергиль» несложная. Она имеет формальную и смысловую организацию. Сюжет представлен читателям линейно и последовательно от экспозиции к развязке.
Жанр произведения — легенда, так как на протяжении всего повествования описываются вымышленные персонажи и события из их жизни. После публикации некоторые литераторы и критики считают эту историю притчей, так как в «Легенде о Данко» присутствует поучительная мораль.
Горький использовал направление — романтизм. Об этом свидетельствуют многие факты, а именно то, что в центре повествования описывается проблема человека и общества, героя является отшельником, так как непохож на других, его внутренние порывы устремлены на благородные поступки.
Сочинение о Данко
В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.
Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.
Учащихся 9 класса на конкурс «Ради жизни на Земле»
... -na-zemle-klass/ РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ : 15-18 лет «Публицистика» СТАТЬЯ «ПОДВИГ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Тиора Юлия, обучающаяся 9 класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения ... -na-zemle-klass/ РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ : 15-18 лет «Публицистика» СТАТЬЯ «ПОДВИГ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Тиора Юлия, обучающаяся 9 класса муниципального казенного общеобразовательного ...
Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.
И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.
Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.
Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.
Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.
А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.
С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.
Цитаты
«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
5 стр., 2480 словДанко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ)
... Каким должен быть человек с красивой душой? Ответы на эти вопросы можно найти, прочитав замечательный рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». ... прав в том, что Данко лучший из людей. Сочинение 2 Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным ... хорошо было освободиться. Данко взял на себя ответственность вывести народ из лесов. Люди послушали Данко и пошли за ...
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
Краткий анализ , Год написания, История создания
Тема – Главные темы произведения – поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.
Композиция
Жанр – Легенда
Направление
Сочинение Характеристика и образ Данко
В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.
Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.
Характеристика Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
... человека со своим собратом; гуманизм; жизнь во тьме и сопротивление выходу из неё. Данко — явный романтический герой, ... Старуха Изергиль хочет поведать о былых днях и великих людях. Слабость нового поколения порицается, а сила духа предков ставится в пример. Автор в своём сочинении ... равно будет свет. благодаря чистому и открытому сердцу каждый способен совершить подвиг Идея произведения , ...
И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.
Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.
Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.
В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.
Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.
Одним из основных персонажей произведения является лучший друг ключевого героя Дмитрий Нехлюдов.
- Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс
«Лесная прохлада» — очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца
- Сочинение Мое любимое занятие чтение книг
Все люди по-разному проводят свободное время. У каждого человека есть какие-то пристрастия. Кто-то любит спорт, кто-то – танцы, кто-то нашел свое призвание в кулинарии, а я люблю читать.
9 стр., 4007 словКонфликт человека и общества в старухе изергиль. Старуха Изергиль. ...
... действий по направлению похоти. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни ... на стенке! Меню статьи: Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского ... племя. Однако именно в нем, только в нем, Данко смог реализовать свой потенциал. Его личность сформировалась не ...
- Образ и характеристика Аносова в повести Гранатовый браслет Куприна
Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности
-
Главный герой третьей главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», житель табора в древние времена. У Данко был очень волевой характер. Он обладал душевной стойкостью, внутренним богатством и истинным совершенством, о таких качествах людей мы можем прочитать в библейских сказаниях. Этот человек жил ради людей своего табора, он не хотел, чтобы они вернулись к рабской жизни. Именно поэтому он решил вывести их из непроходимой чащи леса и спасти их от неминуемой гибели. Указав правильный путь к светлому будущему светом своего сердца, он погибает, но цель его достигнута, люди спасены.
По словам автора, Данко — гордый смельчак, который погибает ради людей. После прочтения финального эпизода, в котором герой умирает, читатель задумывается над нравственной стороной его поступка, может напрасной была его смерть, достойны ли были те люди этой жертвы. Юноша жертвует своей собственной жизнью не только лишь ради этого табора, но и потому, что он не мог поступить иначе. Он — лучший из людей, со своей силой воли, бескорыстием и стремлением служить людям беззаветно. Неотъемлемая часть натуры Данко — это его чувство любви к людям.
Многими исследователями творчества Горького, отмечается некая связь образа его героя Данко с образами Моисея, Прометея и Иисуса Христа. Даже его имя имеет один корень с такими словами, как «дающий» и «дам». Самыми важными в жизни словами этого гордого молодого человека были такие: «Что сделаю я для людей!?». Этим много сказано.
Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.
«Старуха Изергиль» — настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».
Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.
Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям — самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.
3 стр., 1071 словВеликая Отечественная война оставила в сердцах людей глубокую кровоточащую рану
... ведь мог выкупить еще столько человек. И люди, которых он спас от Освенцима, которые ненавидели немцев, они боготворили этого человека. Оскар Шиндлер остался без ... и чистым. Но не все вернулись с войны, многие унесли любовь в своих сердцах в братские могилы. Такими были русские солдаты. ... и громкий крик на всю Землю: «Победа!» Война длилась четыре года, а раны не зарубцевались на земле Родины и в душах ...
В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание — побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.
Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня…. Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца…»
Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые — всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.
Сам красавец-юноша — подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.
Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.
Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.
Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок — это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение — словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.
- «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
- «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
Всему виной гордость слабаков
Не каждый способен на то, что сделал Данко для людей. Разумеется, никто в здравом уме не будет вырывать себе сердце, да и в принципе это невозможно сделать.
Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького
... обрести покой, а тот, кто помогал людям и находил в этом счастье, будет вознаграждён. Сочинение Сравнительная характеристика Ларры и Данко 7 класс «Старуха Изергиль» - одна из ранних работ Максима ... и вырвал горящее сердце. Пылающее как солнце сердце пронзило тьму и осветило весь мрачный лес. Данко высоко поднял своё горящее сердце над собой, и вновь позвал людей в путь. И вот всё мрачное и ...
У героя есть то, чего нет ни у кого из жителей племени:
- Сила духа, настоящая, благородная, в отличие от ненависти тупоголового стада, ради которого он жизнь отдал.
- Любовь к жизни, которая помогла ему найти в себе силы идти дальше, несмотря на уныние соплеменников.
- Любовь к людям, которая сама по себе является очень ценным качеством, но в этой ситуации сыграла с героем злую шутку.
Храбрецов мало, зачастую многие только на словах молодцы. А по факту, если случится какая-то сложная ситуация, лжегерои тут же испугаются.
Сердце Данко было раздавлено
Умным жить всегда сложнее, потому что им завидует стадо глупцов. Те, кто способен и желает сделать что-то ценное, всегда будут сталкиваться с попытками завистников растоптать их личность, убить всякое желание что-то делать. Уничтожать всегда проще, чем создавать.