Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет трагического, изысканности и красочности. Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное!
Народ в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
Н.А.
Одним из наиболее известных произведений Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после «освобождения» крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…
Крестьяне — люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Мужицкое счастье — «дырявое с заплатками, горбатое с мозолями». Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их «Барщинная», «Солдатская», «Соленая», «Голодная».
«Тоска-беда замучила», «тошен свет, правды нет», «верченый, крученый, сеченый, мученый…» — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой», Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» исследуются различные аспекты жизни крестьянского класса в России. Автор обращает внимание на то, что несмотря на все трудности и лишения, большинство крестьян сохраняет чувство собственного достоинства.
Один из героев поэмы — Савелий, представлен как «богатырь святорусский». Он служит воплощением физической и нравственной силы русского народа, идентифицируя себя как «Клейменый, да не раб!». История Савелия и его товарищей выражает вечное стремление крестьян к свободе и желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда.
Н.А. Некрасов – певец народа
... достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! В стихотворении Некрасова «Железная дорога» звучит надежда на светлое будущее простого русского крестьянина, писатель ... сожалеет о том, что он, скорее всего, не застанет это счастливое время. Особенно восхищали Некрасова русские женщины. Именно образ ...
Еще одна значимая фигура в поэме — Ермила Гирин, который представлен как талантливый и честный хозяин, заботящийся о мужиках. Конфликт Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы приводит к объединению крестьян вокруг него и крестьянскому восстанию в деревне Столбняки. Такое описание крестьянского бунта предвосхищает будущие исторические события в России.
Особую роль в поэме играет образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Гриша, сам происходящий из крестьян, осознает свое предназначение и стремится к тому, чтобы каждому крестьянину жилось лучше на всей Руси.
Такие герои, как Савелий, Ермила, Григорий, придают поэме оптимистическую тональность и внушают надежду на лучшее будущее. Помимо описания трудностей жизни крестьян, «Кому на Руси жить хорошо» отражает духовную красоту и величие русского народа, придавая ей особую эстетическую привлекательность.
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка, позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.
Сюжет и символика
Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.
Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп…
Интеракции с персонажами
С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов поднимает важные вопросы о смысле счастья и о том, что оно не всегда зависит от богатства. Весь сюжет наполнен яркими образами и народной символикой, что делает произведение актуальным и сегодня, поднимая вопросы, которые волнуют человечество на протяжении долгих лет.
Крестьянство в поэме “Кому на Руси жить хорошо” (Н. А. Некрасов)
... Некрасов, знакомый с жизнью народа не понаслышке, изображал в своих произведениях картины подневольного крестьянского труда, голода и нищеты, тяжелой женской доли. Одним из таких произведений является поэма “Кому на Руси жить ... “кому живется весело, вольготно на Руси”? Чтобы разрешить свой спор, они отправляются в путешествие с целью найти самого счастливого. По дороге, встречаясь с разными людьми, ...
Кому на Руси жить хорошо?
Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.
И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно… Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.
И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.
Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если бы верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было бы ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла бы радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно. Важно отношение.
Вариант 2
«Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.
На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем. Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет. Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться. Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».
Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает сложные вопросы социальной справедливости и счастья, привлекая к этой теме разнообразных персонажей, и показывает, что истинное счастье может быть найдено в отношениях и бескорыстной заботе о других.
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»
Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея. В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права. В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?
Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.
Сочинение счастье жить в мирной стране
... тишина, в которой слышен голос природы, это шумные праздники со сверкающими салютами, это радость жить и приносить пользу живущим! Спасибо моей стране за эту удивительную возможность, за счастье жить в мире! ... наоборот: доброй, а значит, терпимой. Не хватает доброты — не отзовется человеческое сердечко на крик о помощи, не услышит оно и жалостный стон. И ударит, и ...
Вариант 3
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.
Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.
Расположение частей поэмы
Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
Народность поэмы
Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?
Главная роль народу
Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века — крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия, которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли рто? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.
Проблема крестьянского счастья
Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.
Судьба освобожденного народа
Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.
«Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия русской жизни
... счастья человека. Поэму по широте охвата действительности, прежде всего крестьянской жизни, можно назвать энциклопедией русской жизни. В центре некрасовской поэмы ... Некрасов отразил появление новых сил, молодежи, которая мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее ... и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Поэма Некрасова, по выражению одного из исследователей, является ...
Поиск счастья среди простых людей
Интересно, что автор пытается решить проблему счастья, обращаясь к взгляду простых крестьян. Однако поиски не дают результатов. В главе, иронично названной «Счастливые», перед мужиками-правдоискателями проходят различные люди, которых они считают счастливыми. Но истории этих людей трагикомичны, их радует только минутное счастье, связанное с бытовыми проблемами. Трудно назвать их счастливыми.
Автор считает, что счастье таких цельных натур, как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, временное и легко теряемое.
Вывод Некрасова заключается в том, что народ несчастлив и, следовательно, не свободен. Он считает, что то, что существует многие века, не может просто исчезнуть.
Черты народности в поэме
Поэма Некрасова имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Она напоминает фольклорные произведения: сказки, былины, песни. Автор использовал постоянные эпитеты и много пословиц, поговорок и загадок. В поэме также присутствуют песни, которые трудно отличить от народных. Различные размеры стихов помогают передать колорит разговорной речи и приближают читателя к простым героям.
Роль Некрасова и поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Иван Некрасов, российский поэт и публицист, попытался в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» дать ответ на важный вопрос: что такое народное счастье? Его ответ на этот вопрос прост и ясен — народное счастье заключается в свободном труде для каждого человека.
В стихотворной области Некрасов совершил великий шаг, аналогичный тому, что Гоголь сделал в прозе — он привлек внимание литературы высокой поэзии к проблемам простого народа. Его творчество стало народным, доступным и понятным каждому человеку.
Эпическая поэма и ее контекст
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала результатом двух десятков лет творчества. Это произведение было написано сразу после отмены крепостного права в 1862 году. В это время крестьяне, находясь в тяжелом положении, должны были выкупать свои собственные земельные наделы, что сильно осложнило их экономическое положение.
Иван Некрасов был одним из немногих того времени, кого волновала судьба простого народа. Его творчество было посвящено именно этой аудитории, так как в детстве он сам наблюдал тяжелое положение крестьян и видел, как их обрабатывал его собственный отец.
Новаторство поэмы и ее композиция
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» отличается своеобразной новизной в композиции и жанре. Она написана простым языком, понятным для крестьянского народа, и для полноты жизни она использует устное народное творчество.
Особенностью этого произведения является отсутствие центрального персонажа. Вместо этого, все главы открыты, но их общим символом является дорога. Поэма состоит из нескольких историй судеб большого количества людей, каждый эпизод которых мог бы быть самостоятельным произведением. Однако именно в этой поэме они объединены с целью описания жизни людей в период освобождения.
Роман «Евгений Онегин»: проблемы смысла жизни, счастья, долга
... тошен”. Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной ... преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России ...
Таким образом, Некрасов и его поэма оставили неизгладимый след в русской литературе, привлекая внимание к проблемам обычных людей и даря им надежду на светлое будущее в свободном труде.
Используемые теги: p, h2, h3, i, strong.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо», Николай Алексеевич Некрасов представляет семь мужиков, которые отправились в путь, чтобы найти того, кому действительно живется хорошо. Задача найти счастье перерастает в обсуждение сущности самого понятия счастья. Автор утверждает, что счастье заключается не только в индивидуальном благополучии, но и в счастье других людей, которое можно достичь только через борьбу.
Некрасов затрагивает актуальную тему народного счастья и пытается предвидеть последствия реформы на будущее общественной жизни. Он описывает различные аспекты жизни крепостных – тяжелый физический труд, терпение ожидания улучшения, народные восстания и пьянство, единственная развлечительная возможность. Все это позволяет считать «Кому на Руси жить хорошо» социально-философской поэмой, где является образ коллективного героя, образ России, связанный с убогостью, но и сильной силой народа. Ведь истинное счастье никогда не достигается в одиночку.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов, великий народный поэт, ставил ударение на описание простого народа и окружающей его природы. Однако, его произведения наполнены некой тоской и безысходностью, но именно это усиливает эмоциональную силу его текстов. После прочтения произведений Некрасова, читатель задумывается о многом и ищет ответы в жизни.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов раскрывает правду перед читателями. Он описывает бесправие, насилие и бесчинство, с которыми сталкиваются простые люди в российской жизни. «Искатели счастья», семь мужиков, которые пытаются выяснить, у кого на Руси действительно жить хорошо, сначала видят поверхностную картину спокойствия, но по мере чтения они понимают, что никто на Руси не живет по-настоящему счастливо. Мужики считают, что только священники, чиновники, помещики и царь могут достичь счастья.
Счастье в произведении «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов поднимает важный вопрос о смысле и природе счастья. Читатель оказывается в мире, где каждый персонаж ищет свой путь к счастью, и каждый из них имеет собственное представление о нем. Это позволяет нам глубже понять разнообразие человеческих жизненных ценностей и идеалов.
Ермил Гирин, один из главных персонажей, стоит особняком. Он живет для того, чтобы улучшить жизнь крестьян, но при этом сам переживает множество трудностей. Возникает вопрос: настоящее ли это счастье? Для него счастьем является благополучие народа, и его жертвенность становится ключом к его собственной радости, даже если она скрыта за страданиями.
С течением времени мужики начинают осознавать, что счастье не всегда связано с внешними обстоятельствами, и они приходят к общему мнению о том, что истинное счастье — это признание в народе. Они понимают, что счастье — это быть народным заступником, делать благие дела и жить с гордостью перед собой и своими близкими.
Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
... изгоями, непризнанными гениями. Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного ... Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин. Составляющие истинного счастья В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, ...
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» остается актуальным и в современном мире. Несмотря на изменения в социокультурной среде, поиск счастья остается важной частью человеческой жизни. Сегодня счастье часто ассоциируется с материальным достатком, но Некрасов напоминает нам, что настоящее счастье находится в делах, связанных с заботой о близких, в позитивных поступках и в жизни в соответствии с собственными увлечениями и страстями.
Изображение судьбы русской женщины
Одной из ключевых тем произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов внимательно и неприкрыто раскрывает жизнь женщины в этом обществе. От детства до встречи с искателями счастья, Матрена Тимофеевна делится своим опытом и историей.
Через рассказ Матрены, читатель узнает о том, как женщины в русской деревне могли быть ущемлены и лишены возможности выбора. Её история подчеркивает сложность и непредсказуемость жизни русской женщины того времени, и в то же время, её сила и стойкость в справлении с трудностями.
В итоге, «Кому на Руси жить хорошо» позволяет нам глубже понять многогранность счастья и разнообразие человеческих историй, а также бросает вызов современным представлениям о том, что делает нас счастливыми.
Детство Матрены
Начинается этот долгий рассказ с описания беззаботного детства. Матрена родилась и росла в хорошей семье. Родители ее понимали и жалели, братья будили песней и помогали в работе, чтобы любимая сестренка могла поспать подольше:
Спи, милая касатушка,
Спи, силу запасай!
Этому описанию безоблачного девичества автор противопоставляет тяжелую долю женщины-крестьянки на Руси.
Роль Песен в Жизни Русской Женщины
Следующая глава не случайно названа «Песни», так как именно песни играют особую роль в описании жизни русской женщины. Песни, которые здесь поются, ‑ народные, люди вкладывают в них свои мысли и чувства. Поэтому именно в них наглядно отражена вся трагичность жизни крестьянок.
Тяжкая Доля Матрены
Матрена Тимофеевна была наделена сдержанной красотой, чувством собственного достоинства, пользовалась всеобщим уважением. Однако, несмотря на это, жизнь ее была типична для большинства крестьянок. И Некрасов показывает, насколько ужасна была эта доля.
Матрена вышла замуж и стала жить в доме мужа, где на ее плечи легла вся тяжесть крестьянского труда: уборка в доме, прислуживание сестре и родителям мужа, работа в поле, воспитание детей. Когда пришла пора и родился ее первенец, он стал помехой для работы. Тогда свекровь потребовала, чтобы Матрена оставила сына со старым дедом Савелием. А дед задремал да и проглядел, как свинья загрызла маленького Демушку. Это случилось не по злому умыслу, поэтому Матрена и простила деда, и они вместе горевали на могиле мальчика.
Но бедной крестьянке пришлось смириться не только с гибелью сына, чья смерть была ужасна и мучительна! Ей также пришлось присутствовать на вскрытии ребенка: несчастная мать умоляла не терзать тельце Демушки, но не имела права на свое мнение, и ее лишь привязали. Чтобы не мешала.
Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
... даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера — ... помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей ... у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной ...
Однако и на этом испытания Матрены не закончились, ей пришлось преодолеть еще несколько довольно трудных моментов, которые ясно дают нам понять, что жизнь ее была далеко не счастливая.
Уникальная часть учебной работы: образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Одним из центральных образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова является Матрена Тимофеевна. Этот образ символизирует жизнь и национальное самосознание русской женщины.
Матрена – крестьянка, которая в своей жизни пережила множество тягот и страданий. Один из эпизодов, иллюстрирующих ее судьбу, рассказывает о том, как Матрена пожалела голодную волчицу, бросив ей загрызенную овцу. За это действие маленький Федотушка, сын Матрены, должен был быть наказан старостой. Однако Матрена, не унижаясь просить о прощении, сама вынесла всю боль публичного наказания. Ее сила, мужество и готовность жертвовать ради других поражают и вызывают восхищение.
Когда наступил «трудный год», Матрена столкнулась с голодом, физическими страданиями и отсутствием мужа, которого забрали на военную службу. Она решила бороться за свое счастье и обратилась за помощью к жене губернатора, которая в итоге стала крестной матерью ребенка Матрены. В этом эпизоде Матрену стали называть счастливой, но на самом деле она просто нашла в себе силы обратиться за помощью и бороться за свою жизнь.
Образ Матрены Тимофеевны является одним из множества портретов русских женщин, изображенных Некрасовым в своей поэме. Для поэта русская женщина стала символом жизни и национального самосознания. Писатель хотел показать всю социальную панораму, от крестьянина до царя, и через образ Матрены и других женщин передал народную точку зрения на действительность.
Некрасов использовал форму странствий, встреч, расспросов и рассказов для того, чтобы показать всестороннюю и подробную картину народной жизни. Он хотел передать условия жизни крестьянина, его психологию и мировоззрение. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является ярким примером этой широкой социально-исторической панорамы.
Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Главная проблема произведения — проблема счастья — ясно видна уже из его заглавия. Начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому «вольготно, весело живется на Руси», повествует о горестном существовании народа, а перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты.
Первоначально автор предполагал отправить заспоривших мужиков искать счастливого среди представителей господствующих классов. Он хотел рассказать о встречах крестьян с помещиком, чиновником, попом, купцом, министром и, наконец, с царем (в поэме показаны лишь встречи с помещиком и попом).
Однако за годы работы замысел поэмы и ее сюжет во многом изменились. На первое место выступил народ, крестьяне. Вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в пределах «счастья» отдельных представителей господствующих классов, а как вопрос о всенародном счастье, главная цель мужиков-правдолюбцев — найти «счастье мужицкое».
В поэме ставится вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Чтобы ответить на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит ответа. Даже помещик и поп жалуются на свое житье, что уж говорить о крестьянке Матрене, прозванной губернаторшей. В жизни Матрены Тимофеевны не было ничего необычного, из ряда вон выходящего. Смерть первенца, вражда семьи мужа, голод, болезни, пожары — какая крестьянка не проходила через все это? За Матреной стояли сотни и тысячи таких, как она. Но другие женщины называют ее «счастливой», значит, их жизнь еще более беспросветна. По мнению самой Матрены, не дело это — «между бабами счастливую искать». А другая женщина, богомолка, зашедшая в село, сказывала, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».
Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо
... со счастьем. Также читают: Картинка к сочинению Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо Популярные сегодня темы Как известно, для ... так волочили свое существование. Примером отличным служит Матрена Тимофеевна. Многим крестьянам, которые были бедны (большой части) казалось, ... ни у других людей нашей Родины. Несмотря на все тяготы жизни, крестьяне объединяются в группы, держатся вместе. Правда, не ...
Правдоискатели и понимание счастья для народа
Правдоискатели, отправившиеся искать ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», так представляют себе счастье для народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.
Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова
В 70‑х годах XIX века, когда передовая молодежь шла в народ, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу и есть счастье. Образом народного заступника Гриши Добросклонова Некрасов дает ответ на вопрос, поставленный в поэме.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и после-реформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы. Вместо обещанных правительством льгот она обрекала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам видел все «добро» от реформы и едко осуждал ее:
Добра ты, царскат грамота,
Да не про нас ты писана…
Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горестного существования народа. Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязанных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где находится счастье. Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:
- Сошлись семь мужиков,
- Семь временнообязанных,
- Подтянутой губернии,
- Уезда Терпигорева,
- Пустопорожней волости,
- Из смежных деревень —
- Заплатова, Дырявина,
- азутова, Знобишина,
- Горелова, Неелова,
- Неурожайка тож.
Мужикам позже придется пройти через Испуганную и Неграмотную губернии, они встретятся с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.
Таким образом, Некрасов в своей поэме создает живописный образ русского крестьянина, подвергая критике трудное положение и тяготы его жизни, вызывая сочувствие и понимание у читателей.
Крестьяне и помещики: Два Мира
В поэме «Необычайные люди» Некрасов вырисовывает два противоположных мира — мир крестьян и мир помещиков. Эти два образа жизни стоят друг против друга, и автор внимательно исследует их контрастные черты.
Жизнь Крестьян: Труд, Стойкость и Идеалы
Некрасов с любовью описывает крестьян и их непростую жизнь. Их существование кажется скорее выживанием, чем жизнью в полном смысле. Однако, несмотря на тяжелые условия, автор подчеркивает их душевную красоту и благородство. Герои, такие как Яким Нагой, Агап Петров, и другие, ярко представлены в поэме. Некрасов демонстрирует, что у крестьян есть нравственные идеалы и стремление к справедливости. Они несут на себе тяжесть труда и унижений, но готовы защищать свои права и человеческое достоинство.
Некрасов также не скрывает слабости крестьян. Он показывает их склонность к развлечениям, к «ярмаркам» и «веселым» пьянкам, что порой ведет к дракам и беспорядкам. Это несомненно свидетельствует о грубости и неотесанности, но также и о стремлении крестьян отвлечься от тяжелой повседневной жизни.
Судьба Матрены Тимофеевны: Тяжелая Доля Русской Женщины
В поэме также затрагивается тема русской женщины, особенно через жизнь Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ее счастливое детство было временем, когда ее жизнь была свободной и невинной. Однако, ее судьба меняется, и она вынуждена переживать тяжелости жизни женщины в русской деревне. Эта судьба символично отражает тяжелую долю многих русских женщин того времени, ограниченных и обремененных обстоятельствами.
Заключение
Через живописные образы крестьян и помещиков, Некрасов создает глубокое и проникновенное изображение русской деревни XIX века. В поэме «Необычайные люди» он раскрывает не только физическую тяжесть сельской жизни, но и духовное богатство крестьян, а также ограниченность и беспринципность помещиков-крепостников. Эта работа представляет собой яркий образец литературного реализма, обращенного к проблемам социальной несправедливости и человеческого достоинства.
Непьющая семья… Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, побои, каторжный труд и смерть ребенка выпали на ее долю. Поэтому и говорит Матрена странникам — «…не дело — между бабами счастливую искать». Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство — именно те качества, которые присущи русским женщинам.
Несмотря на то, что русский мужик не образован и безграмотен, на базар отправляется «пить горькую», он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Одним из таких смекалистых мужиков является Клим Яковлич Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.
Среди крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий — «богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал), презрение к рабской покорности, гордость, человеческое достоинство. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий. Он попал на каторгу, но сохранял стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: «клейменый, да не раб». Савелий — олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбие, бодрость, стремление к свободе, непокорность. Настоящими борцами за униженных и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за защиту интересов крестьян.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда революционная интеллигенция принимает на себя роль помощников крестьянам. Один из представителей этой интеллигенции — Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка и «батрачки безответной». В отличие от своего отца, который, несмотря на свое положение, жил в нищете, Гриша осознает положение и труд крестьян, их мрачную жизнь. Именно поэтому он стремится помочь им. Но чтобы это сделать, ему нужно находиться там, «где трудно дышится, где горе слышится». Гриша понимает, что его ждет множество трудностей, но он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы каждому крестьянину было легко и радостно на всей Руси. Однако Гриша не одинок в своей борьбе — рядом с ним сотни народных борцов, объединенных общей целью.
Всех этих людей ожидает славный путь и громкое имя — они становятся народными заступниками, готовыми противостоять Чахотке и Сибири. Несмотря на все трудности, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее своей страны и своего народа. В его груди кипят «необъятные силы», что дает ему уверенность в победе. Он заявляет, что рать поднимается и в ней есть несокрушимая сила, которая обязательно проявится.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это подлинно народное произведение, в котором не только показана тяжелая жизнь крепостного крестьянина и вера в светлое будущее, но и указан путь, как добиться этого. Это произведение отражает идеи революционной интеллигенции и ее стремление к социальной справедливости.