Исторические песни сопровождали длинный путь жизни целого народа и отображали не только главные события, а и изображали образ героя — защитника Родины. Которым был этот герой? Из древнейших времен историческая песня донесла имена героев «невольницких песен»: Маруся Богуславка, Самийло Кошка, Иван Богулавец, казак Байда и прочие. Герои исторических песен всегда были носителями наилучших моральных черт — стойкости, храбрости, мужества и любви к Богу, к Родине, к матери. Историческая песня отображала как реальные исторические события, так и эмоциональное отношение народа к ним. Для кого-то казаки были «разбойниками», на которых не раз жаловался Крымский хан королю Польши, а для украинского народа не было лучшего слова для мужчины, как «казак».
В свое время итальянский профессор Доменико Чапполи восторженно писал о казачестве: «Казаки — это чрезвычайно симпатичные типы славянского племени, гордые, отважные рыцари, которые смело смотрят в глаза смерти, всегда готовые на поединок с ней. Сабля — его крест, победа — его бог, а песня есть его молитвой…»
Во времена Освободительной войны 1648-1654 лет рождаются новые исторические песни, где героями есть Богдан Хмельницкий, Иван Богун, Данил Нечай, Максим Кривонос и прочие. Часто песня преувеличивает человеческие силы героя:Ой, бросился казак Нечай от дома до домаИ сложил же ляхов тысячС коней, как солому.
Определенные черты сказочности подчеркивают бессмертную значимость этих героев — не лихой силы, готовой оборонять Украину.
Именно защитником, настоящим героем описан Богдана Хмельницкий в многочисленных песнях. В частности песня «Или не тот то хмель» подает не только картину битвы Хмельницкого с ляхами, а и будто передает его слова:А я ляхов не боюсьИ предположения не имею,За собой большую потугу я знаю,Еще и орду за собой веду…
Так, на мысль украинского люда, должен был говорить и мыслить их любимый герой и не менее популярные исторические фигуры Дорошенко и Сагайдачного, о которых упоминают в известной песне «Ой на горе да и жнецы жнут». Мягкий юмор лишь подчеркивает любовь народа к этим храбрым и мужественным людям, которые приобрели славу в боях и остались в памяти народной навсегда, закрепив идеал казака-победителя, патриота, оптимиста. Об этом свидетельствует известная песня «Разлились крутые бережечки», что подает надежду:
А мы же свою знаменитую Украину,Гей, гей, и развеселим!Украинская историческая песняНаша дума, подножный корм песня не умрет, не погибнет,Т. Шевченко.
Украинская народная песенность драгоценное достояние народа нев ...
... курсовая работа посвящена изучению украинских лирических песен как неотъемлемой составной части украинского народа, украинской ментальности, украинской песни и нашей повседневной жизни, жизни с песней. Целью Объектом Предметом Задачи ... походы казаков в другие земли, быт семей казаков, которые остались в Украине. В XVII-XIX ст. кобзари и лирники - исполнители дум и исторических песен объединялись ...
Источники свидетельствуют, что еще во времена Киевской Руси существовали народные певцы, которые выполняли произведения на исторические темы, а позднее их прямые наследники — кобзарь. Николай Васильевич Гоголь считал их за охранников боевой славы Украины.
Миновали года, века, а украинская историческая песня жила, развивалась, передавалась из поколения в поколение. Почему же не умирают народные исторические песни? А бессмертны они потому, что в них живет сам народ, его мудрость, его совесть. В народных песнях сияет мудрость и бесстрашие, доблесть, подвиги защитников Отчизны — украинских казаков, которые, не жалея своей жизни, отстаивали волю и независимость нашего народа, Родины.
Украинские народные исторические песни — могущественный духовный источник нашего народа. В народной песне живет образ нашей знаменитой Украины, ее героическая история.
Героями: исторических песен есть выдающиеся деятели народа, а также обычные казаки или крестьяне, которые, за точным высказыванием Г.Стельмаха, саблей, копьем и серии обороняли родную землю.
Слушаешь историческую песню — и в воображении возникают знаменитые герои, казацкие полки, идут защищать Украину от всех врагов ее свободы. «Впереди Дорошенко…», дальше — Богдан Хмельницкий и Иван Богун, Кривонос и Сагайдачный, — знаменитые сыны Украины. Тематика украинских исторических песен разнообразная: турецкая неволя, рыцарская смерть казака, освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю, Освободительная война под эгидой Богдана Хмельницкого.
Особенно много исторических народных песен посвящено событиям Освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 лет. Кобзари по всей Украине воспевали Богдана Хмельницкого, его сподвижников Ивана Богуна, полковника Моропка и других народных героев. Вот названия лишь некоторых песен, которые принадлежат к циклу об Освободительной войне: «Или не тот то Хмель», «Иван Богун», «Ой Мороз, Морозенько», «Не испытывайте удивление, добрые люди» и прочие.
Борьба украинского народа против польской шляхты достигла особого содержания в конце XVI — в первой половине XVII столетия. Польская шляхта мечом стремилась поработить свободолюбивый украинский народ. Вообразим невыразимо тяжелое положение Украины накануне Освободительной войны 1648- годов дает народная песня «Разлились крутые бережечки»:
- Гей, в лузе красная калина,Гей, гей, наклонилась;Чего-то наша знаменитая Украина,Гей, гей, огорчилась.
Образ склоненной калины в песне перерастает в символ Украины. Но завершается бодрым расположением духа, надеждой на освобождение матери-отчизны из неволи.А мы тую красную калину,Гей, гей, и поднимем.А мы же свою знаменитую Украину,Гей, гей, и развеселим.
И действительно, встанет знаменитая Украина, так как есть у нее такие дети, как Богдан Хмельницкий, в исторической песне «Или не тот то хмель» воспевает первая победа Хмельницкого над польсько-шляхетским войском 1648 года в урочище Желтые Воды, Хмельницкий не только мужественный воин, пылкий патриот Родины, а и дальновидный политик. В затруднительные времена на помощь восставшему украинскому народу гетман пригласил хоть и ненадежного, но крайне необходимого тогда гостя — крымскую орду.А я ляхов не боюсьИ предположения не имею- За собой великуюПотугу я знаю.Еще и орду татарскуюЗа собой веду, -А все то, вражеские ляхи,На вашу беду.
Жанровая специфика лирической песни
... народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о ... не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого ...
Одним из ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого был Максим Кривонос, который со своим Черкасским полком получил ряд блестящих побед над шляхтой на Подолье. Этому герою посвящена песня «Не испытывайте удивление, добрые люди». Богатырская сила Кривоносая, который в песне называется Перебейносом раскрывается в широких картинах баталий.
А Перебейнос водит немало- Семьсот казаков с собой,Рубит мечом главы с плеч,А остальных топит водой.
Этот бравый казак «ляцькую славу загнал под лаву», положил конец господству шляхты, которая попивала «на той Украине мед и вина ситные». Патриотизм и мужество Брашиавского полковника Данила Нечая, его битву и героическую смерть под городком Красным воспевает известная песня «Ой, из-за горы высокой».Ой, не успел казак Нечай и конька спасть,Взял ляхами, как снопами,По два ряда класть.Ой, бросился казак Нечай от дома до дома- И вложил же ляхов тысячИз коней, как солому.
Бедный казак — один из любимейших персонажей исторических песен. Именно он был для народа олицетворением наилучшего, что было в казачестве: храбрости, честности, преданности Родине. И за нее, мамочку-Украину, отдал свою жизнь и герой песни «Ой Мороз, Морозенку», которого зверски убили татары.…они его не стреляли, и на части не рубили, только из него, молодого, живьем сердце вырывали.Поставили Морозенка на Савур-Могилу.Смотри теперь, Морозенку,И на свою Украину.
Захватываемся мы и знаменитым подвигом казака из исторической «Песни о Байду». Это одна из любимейший песен нашего народа. Записано около двадцати вариантов этой песни. В ней народ прославил, очевидно, Дмитрия Вишневецкого, князя, которого на Сечи прозвали Байдою. Он имел собственное войско — отряд казаков, во главе которого он стоял в борьбе против турецко-татарских врагов. Попав в плен к туркам, он не предал Родину, выдержал страшные истязания и принял мученическую смерть, так как турецкий царь приказал его «за крюк ребром зацепить».
Ой, висит Байда да и не день, не два, не одну ночку да и не часочек.Но даже и в таком состоянии знаменитый рыцарь не потерял мужества, остался верным родной Украине и даже сумел отомстить своему врагу — турецкому царю.Ой, как стрелял — царя попал,Его дочурку — в головоньку.Вот же тебе, царь,За Байдыну кару.
Большой популярности обрели и песни о народном мстителе Устиме Кармелюке, который двадцать три года боролся против господ-крепостников. Из многочисленных народных песен о Кармалюке наиболее распространенная — «Песня об Устиме Кармелюке» («За Сибирью солнце сходит…»), которая записана в двадцати вариантах. В ней народ воспевает Кармалюка как народного мстителя.Зовут меня разбойником,Что людей убиваю,Я богатых убиваюБедных награждаю.С богатого хоть я возьму,Убогому даю,А так деньги разделив,Греха я не имею.
Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири
... борьбы (якуты), в котором наряду с «русскими» в преданиях фигурирует и «казак»; 3) фольклор народов, не покорившихся завоевателям или бывших лишь в частичной зависимости (чукчи, коряки), в ... вообще, будет справедливым и для казаков в частности, хотя, несомненно, образ казака нес в себе и многие специфические черты. Иными словами, казак в фольклоре народов Северо-Востока Сибири помимо ...
Немало народных исторических песен составлены и во время гражданской войны. В частях регулярной армии и в партизанских отрядах возникали песни о борьбе за создание Украинской Народной Республики. Например, песня «Единые мои, братья-украинцы».
Соединяемся, братья-украинцы,Не время на раздоры, не время,Так как нам еще Пасха настанет,И судьба улыбнется и нам.
В этой песне народ выражает надежду на то, что Украина наконец станет свободной и независимой государством «без панства, без рабства, насилия и измен…»Украинские народные исторические песни, которые возникли в разные времена, представляют вместе поэтическую историю народа. Подвиги отважных героев, изображенные в песнях, вызывают у нас мужество, смелость, стойкость в борьбе, стремление быть достойными подвигов знаменитых сынов Украины.