В данной былине представлены два эпических героя, которые противопоставляются друг другу. Князь Вольга и крестьянин Микула оба являются славными богатырями, богатыми и сильными.
Начало былины посвящено похвале молодого князя Вольги, сына Святослава. Его рождение сопровождалось ярким солнечным светом, что создает благоприятное впечатление о князе. Описывается, как Вольга вырос и набрался сил и мудрости. Став воином, он собрал храбрую дружину витязей и стал ее лидером.
У Вольги был дядюшка, князь Владимир, который даровал ему три города. Молодой князь отправился собирать дань с этих городов. И здесь начинается самое интересное. На пути он встречает крестьянина Микулу, который отличается от князя своей простотой и землепашеским трудом. Несмотря на славу князя, в былине каждая фраза подчеркивает превосходство Микулы над ним.
Конечно, в песне присутствуют преувеличения, но они служат для прославления. Образ простого землепашца нарисован народом ярко. Говорится о его праздничной одежде, из бархата и сафьяновых сапогах. И все это, несмотря на то, что он работает в поле. Даже его соха украшена серебром и золотом.
Описывается и внешность Микулы. Он привлекателен и хорош собой. Это позволяет предположить, что он совершил много полезного для своей родины. В конце былины узнаем его имя и слышим, что народ любил и уважал его.
Основная идея этой былины заключается в превосходстве силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который недоступен дружинникам. Он не знает праздности. Трудолюбие также прославляется в этой былине и показывается, что обычный крестьянин способен защитить свою родную землю.
Даже Вольга, сам витязь, увидев удаль и силу Микулы, приглашает его присоединиться к нему в дальнейшем пути. И дальше становится ясно, что Микула превосходит нескольких воинов и даже самого князя. Это проявляется в момент, когда дружина князя пытается безуспешно поднять соху Микулы, а он легко справляется с этой задачей.
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
«герои русских былин — богатыри». Русские былины — герои и персонажи ...
... его мужестве, благородстве и веселом нраве. Мой любимый литературный герой — Илья Муромец Слайд 1 Мой любимый былинный герой — Илья Муромец Слайд 2 Илья Муромец – главный герой киевских былин. Илья Муромец – один из великих русских богатырей, ... На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенныим. Слайд 13 Илья Муромец и князь ...
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
У оратая сапожки из зелена сафьяна
Шилом пяты., носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков).
С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять колодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, го у них ничего не получается.
Исследование образа богатыря в произведении «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — одно из самых известных литературных произведений древней Руси. В нем присутствует множество ярких персонажей, среди которых выделяется образ богатыря. В данном исследовании мы попробуем проанализировать это явление и разобраться, каким образом создавался образ богатыря в те времена.
Обзор богатырских персонажей в произведении
В «Слове о полку Игореве» присутствует несколько образов богатырей — Илья Муромец, Вольга и Микула Селянинович. Каждый из них обладает своими уникальными чертами характера и внешности, но они все объединены в одном — силе и мужестве.
Первым из богатырей, которого мы встречаем в произведении, является Илья Муромец. Он описывается как высокий, крепкий и старый богатырь, который обладает силой, духом и опытом. Его внешность создает впечатление неудобоваримой силы и мужества.
Далее в произведении появляется образ князя-богатыря Вольги. Он мудр, храбр и имеет большую дружину. Он рассказывает о своих доменных землях и встречает на своем пути Микулу Селяниновича.
Микула Селянинович описывается как молодой, привлекательный и сильный богатырь. Он обладает не только физической силой, но и умом, способностью быстро принимать решения и действовать в сложных ситуациях. Он одержал победу над тысячью разбойников и привлек внимание князя Вольги.
Характеристика образа богатыря
Общий образ богатыря, созданный в произведении «Слово о полку Игореве», отличается своими уникальными чертами характера и внешности. Он состоит из следующих элементов:
- Богатыри — это люди, которые не только обладают огромной физической силой, но и высокими моральными качествами, такими как мудрость, храбрость, честь и справедливость.
- Внешний облик богатыря — это не только мускулистое тело, но и роскошная одежда, золото и серебро на орудиях труда и специально выработанный ход, который говорит о высоком качестве их мастерства.
- Язык богатырей — это не высокопарная речь, а простой, лаконичный язык, который соответствует их характеру и происхождению.
Заключение
В результате данного исследования мы можем заключить, что образ богатыря, созданный в произведении «Слово о полку Игореве», имеет множество уникальных черт характера и внешности. Богатыри — это люди, которые не только обладают внушительной физической силой, но и высокими моральными качествами. Их внешний образ, язык и поведение соответствуют высокому статусу их общественного положения, что отделяет их от простого народа.
По былине Вольга и Микула Селянинович
... запечатлел образ человека сильного, готового прийти на подмогу, не боящегося врага. Вольга и Микула Селянинович Несколько интересных сочинений Сочинения на тему семьи (про маму, папу бабушек и дедушек, братьев и сестер) Главный герой ... князь собирать дань с них. Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, - ...
Развитие былины «Вольга и Микула Селянинович»
В устном поэтическом творчестве былины «Вольга и Микула Селянинович» отражают представления народа о нравственных ценностях, о личности и об обществе. В них прослеживается осуждение пьянства, лени, а также воспевание любви к труду. Герои былин, песен и сказок — это выходцы из народа, простые люди, крестьяне, которые с детства понимают, что человек без работы не может стать сильным и здоровым, как душой, так и телом.
Одним из таких простых мужиков является Микула Селянинович, главный герой былины «Вольга и Микула Селянинович». В былине дается подробное описание его внешности и одежды. Мы можем легко представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. У него хорошая одежда, «шляпа пуховая» и «кафтанчик у него черна бархата». Микула занимается честным трудом и может позволить себе хорошую одежду.
Микула — сам себе хозяин, ведь ремесло помогает ему прокормиться и одеться. Он также сохраняет свою богатырскую силу, которая позволяет ему справиться с любыми трудностями. Он легко помахивает своей сошкой кленовой, но когда пятеро молодцев пытаются выдернуть ее из земли, им ничего не удается. В отличие от них, Микула Селянинович:
- На своей кобыле соловенькой
- Приехал к сошке кленовенькой,
- Он брал сошку одной рукой,
- Сошку из земли он повыдернул.
Простые мужики любят Микулу за его труд и умелость. Он рассказывает, как собирает рожь, вымалывает дома, варит пиво и угощает мужиков, и они его похваляют. Устное народное творчество является кладезем мудрости, и мы можем почерпнуть много полезного из него.
Вольга и Микула Селянинович — характеристика героев былины
Былина Вольга и Микула
Вольга и Микула Селянинович
Былина «Вольга и Микула Селянинович» создавалась на протяжении нескольких веков. Окончательный вариант сложился на русском Севере гораздо позже времён Киевской Руси. Её герои — князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Неизвестно, жил ли когда-нибудь Микула Селянинович, а вот князь Олег Святославович — реальное историческое лицо (Вольга — это народный вариант имени Олег).
Олег Святославович был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого.
На этом примере мы еще раз убеждаемся, что былинное время, былинное пространство и былинные герои не совпадают с историческими событиями.
Итак, былина «Вольга и Микула Селянинович» повествует о встрече двух богатырей: один из них князь, другой — крестьянин. В момент встречи каждый из них занимался своим делом: князь ехал воевать, пахарь работал в поле. Сказитель подробно описывает труд пахаря:
Эпические песни и сказы. Былины
... - исполняли эпические песни в сопровождении музыкального инструмента. Эпические песни часто объединяются в циклы (былины об Илье ... Эпические песни Эпическая песня – один из древнейших жанров эпоса, группа повествовательных произведений, объединённых историко-героической тематикой. К эпическим ... былинах героических зачин часто состоит описаний пира у князя Владимира. Завязка действия в ряде былин ...
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Образ крестьянина представлен как красиво и ухожено одетый человек. Но крестьяне не могли работать в такой одежде, которая описана в былине: бархат кафтана стал бы грязным, зелёные сапоги приобрели бы совсем другой цвет, на каблуках по полю вообще не пройдёшь, в пуховой шляпе работать жарко. Но у былины есть свои правила: богатырь должен быть красивым. Поэтому оратай одет в праздничную одежду.
Былина «Вольга и Микула селянинович» содержит свои особенные художественные черты. А колорит народного языка просто впечатляет. Она наполнена повторами и эпитетами, с помощью, которых и описываются предметы, например как «сошка»:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
Также сказитель с помощью эпитетов описывает и портрет героя, быт и одежду, в которую одеты герои былины.
Образы в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине «Вольга и Микула Селянинович» противопоставлены два образа — образ крестьянина и образ воина. Былинная поэзия выделяет будничный труд крестьянина и ставит его выше воинского дела. Это не случайно, так как в древней Руси каждый крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин справлялся бы с тяжким крестьянским трудом. Некоторые исследователи считают, что в былине представлены два языческих бога — земледелия и охоты.
Сила и неотъемлемость крестьянского труда, с которым не может справиться воин, проявляются в описании эпизода, когда Вольга Святославович направляет свою дружину на работу сошкой. Однако дружина не смогла вытащить сошку из земли. Когда же крестьянин пришел, он с легкостью выдернул ее одной рукой и вытряхнул землю. В словах Вольги Святославовича мы чувствуем не только похвалу крестьянину, но и гордость за сильного богатыря, который успешно справился с трудом, непосильным для его дружины.
В произведении присутствует уважительное и ласковое отношение крестьянину. Сказатели используют ласковые слова, обращаясь к герою: «оратай, оратай-оратаюшко». В конце былины мы узнаем имя крестьянина, когда он отвечает на вопрос Вольги — Микула Селянинович. Рассказывая о своих делах, Микула не создает впечатление хвастовства. Он просто рассказывает о том, что его мужики будут хвалить за хорошо сваренное пиво.