Автобиографические оттенки в романе «Мастер и Маргарита»
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя не отметить автобиографичность и параллели с судьбой самого автора. В работе над романом Булгаков начал полноценный творческий период после своей женитьбы на Елене Сергеевне Шиловской. Елена, в какой-то мере отражая главную героиню Маргариту, стала музой, вдохновением и поддержкой для автора. Также, как и Булгакову, в романе появляется «главная книга» Мастера — произведение, в которое он вложил душу и сердце. Для Булгакова такой книгой стал «Мастер и Маргарита», создание которого заняло 12 лет (с 1928 по 1940 год).
В условиях, которые были далеко от благоприятных, автор выбрал правильный путь, исправляя и переписывая роман, чтобы достичь высокого качества и следовать своему принципу: «Дописать раньше, чем умереть». Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил, реализуя свои идеи.
Весь свой опыт, счастливый и тяжелый, Булгаков вложил в роман «Мастер и Маргарита». И в результате появилось удивительное произведение настоящего свободного художника.
Противопоставление Мастера и литературного общества
В романе Булгаков выделяет Мастера, художника и творца, в противоположность литературному обществу Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы звучит замененное имя героя:
- Поэт с интересом спрашивает: «Вы — писатель?»
- Гость потемнел лицом и грозит кулаком, затем отвечает: «Я — мастер…»
Использование слова «мастер» вместо «писатель» в романе связано с компрометацией писательства Мастера со стороны обладателей членских билетов МАССОЛИТа.
Общество литераторов в Доме Грибоедова
Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.
Как впоследствии выразился Воланд: «…их испортил квартирный вопрос…» Когда же в этом «логове» литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает «ад«, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, — ему отрезало голову трамваем!
Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века. Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей ...
Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать «светом в конце тоннеля» для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы.
Мастер и его творчество
Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он «угадан«. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.
Мастер и Маргарита
Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: «Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат«.
История романа «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» является замечательным примером произведения, которое уже существует независимо от своего автора и лишь ждет своего воплощения на бумаге. В этом случае, «Мастер» — талантливый человек, который создает произведение своей жизни, не подозревая о том, как воспримет его окружающий мир.
Когда рукопись была готова к печати, произошла непредвиденная катастрофа — редакторы неодобрительно восприняли роман автора. Оказалось, что Мастер не был готов к закулисным интригам издательского мира, и его произведение вызывало гнев критиков.
Необъективные обвинения критиков в бессмысленности и отсутствии связи с сутью романа были вызваны тем временем, в которое происходили события описанного произведения. В Советской стране того времени царил атеизм, церкви взрывались, священнослужители расстреливались. Попытка привлечь внимание к Иисусу и апологетической линии романа была неприемлема для советского общества.
Мастер сам говорил, что обиды критиков вызваны не самим произведением, а тем, что они говорят не то, что думают. Это напоминает историю с Понтием Пилатом, который не осмелился признаться в своей вере в Иешуа. Мастер походит на га-Ноцри — невинного человека, милое незащищенное создание, говорящее то, что не может не сказать, и за это посылаемое на казнь.
Утверждение о разрушении идиллии
Роман «Мастер и Маргарита» представляет собой историю разрушения идиллического мира, который вступает в противостояние с внешней реальностью. Обычный мир, обитаемый Мастером, противостоит миру корыстной, косной и невежественной толпы, где нечистая сила установила свое господство.
Описание толпы в произведении остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за ней в театре Варьете, отмечает, что они такие же люди, как и прежде — любят деньги и неотличимы от обычных людей.
Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера)
... маршарита Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/ «Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. ... свободу. Согласитесь, совсем по-другому теперь звучит знаменитый «квартирный вопрос», испортивший москвичей… Здесь искали: анализ 7 главы мастер и маргарита анализ главы 7 мастер и ...
Выводы
Итак, роман «Мастер и Маргарита» создает уникальное произведение, которое вызывает споры, но в то же время проливает свет на историческую реальность и мир человеческих страстей и недостатков.
Свобода и несвобода в романе «Мастер и Маргарита»
Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода — слова, мысли, чувства, действия — характеризует настоящую творческую свободную личность.
Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате — творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие «Мастер и Маргариты».
Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он — раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.
В московских главах подавляющее большинство персонажей — люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои — дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его «пособники» из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.
Для Булгакова Берлиоз — самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз — писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.
Внутренняя независимость Мастера и его свободный труд
Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это — плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем «Пилате», а «угадывал», не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа — это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.
Маргарита и ее поиск свободы
Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Маргарита «угадала» Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.
Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе
... кесаря. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане Ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое ... налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. Сочувствие Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата. Но свобода Иешуа Га-Ноцри, его ...
Борьба с несвободой и сожжение рукописи
Разрушено это счастье было именно тогда, когда «ближние» уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.
Поиск спасения в потусторонней силе
«Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, — говорит Мастер, — они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там». Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.
Мастер и Маргарита: Художник в Тяжелые Времена
В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков создал произведение, которое обладает удивительной многогранностью. В этом романе мы находим как глубоко печальные строки, так и озорные, смешные эпизоды и сцены. Несмотря на то, что автор был ограблен до нитки, отлучен от читателя и зрителя, и «запечатан» в своей квартирке казенными печатями, он оставался самим собой. Этот роман стал свидетельством не только человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, но и гимном нравственному и бесстрашному человеку, воплощенному в персонаже Иешуа Га-Ноцри. Однако он также отражает свободу художника, которая не покидала Мастера, даже когда его дни были сочтены.
Сохранение Юмора и Остроты Языка
Важным аспектом творчества Булгакова в «Мастере и Маргарите» является его способность сохранять юмор и остроту языка в самых тяжелых моментах. Несмотря на болезнь и отчаяние, он не утратил способности к иронии и сарказму. Это стало ярким свидетельством его свободы как художника, способности выразить свое видение мира независимо от обстоятельств.
Гимн Человеку и Творцу
Роман «Мастер и Маргарита» не только является гимном нравственности и бесстрашию, которые воплотил в себе персонаж Иешуа Га-Ноцри, но также служит поэзией для творческого человека – Мастера. В этом произведении мы видим, как Мастер сталкивается с творческими вызовами и преодолевает их, несмотря на трудности и лишения. Его история напоминает нам о важности свободы творчества, которая может процветать даже в самых тяжелых временах.
В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков подарил нам произведение искусства, которое вдохновляет нас не только на моральное совершенствование, но и на творческое самовыражение. Этот роман остается актуальным и вдохновляющим и по сей день, напоминая нам о силе человеческого духа и творчества в самых сложных обстоятельствах.