http://www.litra.ru/biography/get/biid/00265801232542427230
Сочинение по творчеству Друниной – Поэзия Ю. В. Друниной
творчеству друниной поэзия ю в друниной 1" width="640" height="auto">
Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году. В 1941 году она добровольцем ушла на фронт и до конца войны служила батальонным санитарным инструктором. В 1952 году окончила Литературный институт имени А.
М. Горького. В книге Ю. Друниной “Тревога” собраны ее лучшие стихи. Эта чудесная книга запечатлела двадцать лет не только работы, но и жизни в поэзии. Первые ее страницы – скупая исповедь щедрого сердца девочки-подростка, которая прямо со школьной парты “шагнула в сырой блиндаж”.
Худенькой, нескладной недотрогой Я пришла в сырой блиндаж, И была застенчивой и строгой Полковая молодость моя. Кто не помнит строк светловской “Каховки”?
Ведь снова горела Каховка, снова свистели пули и ровно строчил пулемет, и снова нам сквозь дым улыбались ее голубые глаза. Такой девушкой была 17-летняя Юлия Друнина.
Но в отличие от той, светловской, о которой говорится в песне, она сама сложила свою собственную – о себе, о подругах, о поколении. Целомудренная строгость фронтовых стихов Юлии Друниной точно передает духовный облик “светлоокого солдата” Отечественной войны.
А как трудно приходилось девчонкам! Ведь дело не только в том, что они видели то, чего лучше бы никогда не видеть девичьим глазам. Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно. Тот ничего не знает о войне. Дело и в том, что в свои 17 лет им хотелось краем полудетской ладошки прикоснуться к тому неиспытанному счастью, которое взрослые называют любовью.
… Звезды и ракеты над рекой… Я грущу сегодня очень женской, Очень несолдатскою тоской. И если приходило тогда первое чувство, коротким и тревожным счастьем оно оборачивалось. И все же было счастье.
Об этих минутах, которые приходилось “делить на двоих” со светлой печалью, пишет Друнина.
Мы видим зубчатые верхушки черного леса на горизонте, комья мерзлой земли на бруствере, кожух танкового пулемета и совсем рядом с собой страшно незнакомое в мертвом ракетном блеске, бесконечно дорогое лицо.
Что объединяет людей в годы войны
... Великой Отечественной войны как нельзя лучше отражена в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Буквально в каждой главе этого произведения отображен разный фронтовой эпизод Есть прекрасный праздник в году ... Что объединяет людей в годы войны Несколько интересных сочинений Пьеса Вишневый сад предлагает ... годы стали свидетелями не только страшных разрушений и преступлений, но и многочисленных примеров ...
Ракета освещает короткие строки письма, что пишет она урывками во время ночного дежурства под громкий храп товарищей и приглушенные разрывы. И строки этих писем превращаются в стихи: Не знаю, где я нежности учипась,- Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы Идет в шинели молодость моя. Верная струна, зазвучавшая еще в военные годы, определила мотив всего творчества Друниной. Она пишет о самом наболевшем – так может писать лишь поэт, знающий цену и себе, и своему читателю.
Мы любовь свою схоронили, Крест поставили на могиле.
Слава богу! – сказали оба. Только встала любовь из гроба, Укоризненно нам кивая: Что ж вы сделали? Я живая! Эти сильные строки действуют безотказно. Сила их, как и всего творчества Друниной, в том, что мы почти физически чувствуем боль человека, произносящего эти слова.
За свою жизнь поэтесса объездила весь Советский Союз, побывала она и за границей. И отовсюду – стихи об увиденном и передуманном: Да, сердце часто ошибалось, Но все ж не поселилась в нем Та осторожность, та усталость… Все хочет знать, все хочет видеть, Все остается молодо.
И я на сердце не в обиде, Хоть нету мне покоя с ним. Перелистывая страницы ее книги, обязательно находишь что-то новое личное. Заключительным стихотворением книги оказалось озорное и веселое “Девчонка что надо!”: Девчонка плывет, как под парусом лодка…
Дочка завода, Прическа – что надо И свитер – что надо! С “крамольным” оттенком губная помада!
Со смены идет (не судите но виду) – Ее никому не дадим мы в обиду!.. А время пришло-уходили в солдаты.
Так фронтовое поколение подает руку теперешнему “молодому, незнакомому”. Такое ли оно “незнакомое”? Та же неизменная тревога, которая звала на передний край событий.
И нынешние девочки, прямые преемницы девушек “Каховки” Светлова и Юлии Друниной.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Сочинение по творчеству Друниной – Поэзия Ю. В. Друниной
Другие сочинения по теме:
- Судьба русского солдата в поэзии Ю. В. Друниной Ю. В. Друнина (1924 – 1991) также начала свой творческий путь как поэт-фронтовик, назвав свой первый сборник стихов “В солдатской…
- Сочинение по творчеству Адама Мицкевича Около двух столетий тому назад июльским утром возле “Графской пристани” в Севастополе со шлюпки высадилась небольшая группа людей, среди которых…
- Сочинение-раздумье по творчеству Г. Гейне и А. Мицкевича на тему “Красотой упивается душа” Играет ли значительную роль природа в жизни человека? Является ли актуальной тема единства природы и человечества? Я считаю, что единство…
- Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого до “Войны и мира” Двадцать восьмого августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне, родовом имении князей Волконских, родился четвертый сын Николая Ильича и…
- Школьное сочинение по творчеству Александра Олеся Александр Иванович Кандиба (Александр Олесь – псевдоним) родился 5 декабря 1878 г. в г. Лед (теперь Белополье) в зажиточной крестьянской…
- Сочинение рецензия по творчеству Василия Макаровича Шукшина Василия Макаровича Шукшина большинство из нас знает как прекрасного актера и талантливейшего кинорежиссера, но последние несколько десятков лет своей жизни…
- Сочинение отзыв по творчеству Д.
4 стр., 1653 слов
Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)
... человеке, товарище и единомышленнике. Таким образом, тема дружбы является важной темой не только в лирике, но и в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Стихи поэта, посвященные дружбе и друзьям, имеют глубокий смысл и искренние переживания. Тема дружбы в лирике Пушкина сочинение ...
Н. Мамина-Сибиряка Лучший сборник произведений Мамина-Сибиряка для детей – “Аленушкины сказки”. Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но…
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзия Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы,…
- Сочинение ПОЭЗИЯ ЛЮБВИ Кажется, что в мире не существует человека, которого бы была равнодушной тема любви. Может, это и есть то нчувство, которое…
- Социальная поэзия Испании 40-50-х годов – поэзия трагического звучания Об этом свидетельствуют уже самые названия поэтических сборников тех лет: “Дорогами крови” (Са-minos de la sangre, 1946) В. Кремера, “Замкнутое…
- Знакомство с терминами “поэзия” и “проза” Чтение рассказа по цепочке с обсуждением (Чтение, конечно же, будет сопровождаться громким смехом детей, и не надо их сдерживать: пусть…
- Произведения моей любимой русской поэтессе (по творчеству Ахматовой) Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или…
- Поэзия Пушкина – “союз волшебных звуков, чувств и дум” Пушкин А.
С Поэзия Пушкина – “союз волшебных звуков, чувств и дум” … Чувства добрые я лирой пробуждал… А. С. Пушкин “Наша память…
- О родное слово, кто без тебя я? (По творчеству Дмитрия Павличко) Что отличает одну нацию от другой? В первую очередь, язык, национальный характер, обычаи. Следовательно, потерять язык и традиции своего народа…
- От тоски до радости один шаг, или как написать произведение по творчеству Александра Олеся Александр Олесь – это псевдоним Александра Ивановича Кандыбы, который дала поэту его невеста Вера Свадковская в далеком 1906 году… Происходило…
- Поэзия А. Рембо. В поисках гармонии с миром Почему в мире так много поэтов? Разве не все еще сказано? Возможно, и много только каждый поэт прибавляет ко всемирной…
- “Перед тобой синеют без границы” (по творчеству А. А. Блока) Поэтические традиции XX века зеркально отразились в лирике А. Блока. Он “заимствовал” образы, идеи у любимых им поэтов-классиков – у…
- Основные произведения Платонова, как гимн творчеству добра Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории…
- Ранняя поэзия Т. Г. Шевченко В ранней лирике Шевченко часто звучат мотивы тоски по родному краю и одиночества (“Тяжело в мире жить”, “Вечной памяти Котляревскому”,…
- Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина. Сцена 2-3 Есенин. Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься… Поеду в Петроград к Блоку. Он меня поймет. – Александр Александрович! Я…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-po-tvorchestvu-druninoj-poeziya-yu-v-druninoj/
Сочинение-Рассуждение по Юлия Друнина. Доброта
Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев
... Николай Клюев, каков был его жизненный и творческий путь, какой вклад он внес в родную литературу 2. Жизнь и творчество Николая Алексеевича Клюева Детство и юность будущего поэта Николай Алексеевич Клюев ... Николая Клюева была из семьи старообрядцев. Смерть матери в 1913 году была для Клюева страшным ударом Памяти матери посвящены «Избяные пени» – одна из вершин зрелой поэзии Клюева. ... речи, оказывая ...
Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора Сергеевна16
Cрочняк нужно выполнить сочинение по русскому языку за 1 день, тема “Сочинение-Рассуждение по Юлия Друнина. Доброта”
Юлия Друнина. Доброта
Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым словцом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет Доброта по земле.
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”
20 января 2018
20 января 2018
15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 130 до 1030 руб
20 января 2018
Сергеевна16
20 января 2018
Сергеевна16
21 января 2018
Сочинение-Рассуждение по Юлия Друнина. Доброта
21 января 2018
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ
21 января 2018
Заказчик оставил положительный отзыв.
Закажи её у наших авторов!
Правила речевого этикета В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических …
Стили речи Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет …
Научный стиль речи Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность. Языковые средства экспрессивного тона:Подстили научного жанра:
Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…
Русский язык
Сочинения
Источник: https://Author24.ru/lenta/2643418/
Друнина. Биография
Юлия Друнина. Биография, Биография Друниной Юлии, Юлия Друнина
После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале.
Русско-Турецкая война 1877-78 гг. В отечественной литературе ...
... войне беллетристами-восьмидесятниками — участниками русско-турецкой войны. Объём статьи позволяет нам сопоставить написанное по горячим следам: эмоциональный отклик И.Л.Леонтьева-Щеглова, быт войны у В.А.Тихонова с изображением русско-турецкой войны В.В.Верещагиным спустя 10 лет в ...
Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.
Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке.
Получив сообщение о смерти отца, поехала на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, где в Главном управлении ВВС, получает справку, что отстала от поезда, едет на западный фронт.
В Гомеле Юлия Друнина получила направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления неудачно пыталась поступить в Литературный институт.
Она вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Опыт войны лёг в основу её творчества.
В двадцатилетнем возрасте приезжает в Москву и начинает посещать лекции в Литературном институте, не сдав вступительных экзаменов. Никто не посмел ей отказать. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году — стихи «В солдатской шинели».
Стихов в тот период не писала.
В 1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», в 1958 — «Ветер с фронта», в 1960 — «Современники», в 1963 — «Тревога» и другие сборники. В 1967 году побывала в Германии, в Западном Берлине.
Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».
В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году — «Бабье лето», в 1983 — «Солнце — на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной — повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.
Была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года.
Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года.
Друнина. Стихи о любви
Источник: https://k-dmitriev.com/biografiya/drunina-biografiya.html
Готовые школьные сочинения
июня
12 2011
Юлия Друнина — поэт войны. Стихотворение Друниной «Зинка»
Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической.
Трагической — потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой — потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья.
Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней.
Она так и писала:
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемажь»,
Сочинение медики в годы великой отечественной войны
... тружеников гражданского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. Более 116 тысяч военных медиков были награждены орденами, ... ". По свидетельству поэтессы Ю. Друниной, нередко бывало: "Мужчины в окровавленных шинелях на помощь звали девушку ..." Сто ... Шолохов в романе "Они сражались за Родину": "...а хирург тем временем стоял, вцепившись обеими руками в край ...
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать…
17-летняя выпускница одной из московских школ она, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
Поэт Николай Старшинов вспоминал: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители — школьные учителя — были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний…».
Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного — труд тяжкий:
Четверть рот ы уже скосило… Распростертая на снегу, Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше пет… (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет).
Стихотворение быстро стало популярно в конце войны и сразу после окончания ее, и многие знали его наизусть. В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной.
Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» рязан-щины, где живет ее «мамка».
Она одна у нее и дочь знает — каждую минуту мама ждет ее домой:
Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет…
Разговор подруг прерывает «нежданный приказ: «Вперед!».
Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлоко-сый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима:
Ее тело своей шинелью Укрывала, я, губы сжав…
Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка:
И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. …Я незнаю, как написать ей, Чтоб она тебя не ждала?
Военная лирика словно воссоздает перед нами, читателями, те трагические дни в жизни нашего народа. Мы сопереживаем, скорбим, испытываем боль за лирических героев. И, наверное, больше жалеем даже не погибших, а их родных, тех, кто остался жить с этой неутихающей болью. Сама же поэтесса так и не вернулась с войны, говоря фигурально.
Уже в мирное время она все продолжала «воевать», но в 1991 году признала свое бессилие: «… По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшимся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Оно и лучше — уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле…»
9 стр., 4465 словПроблема готовности к самопожертвованию в годы войны (По В.А. Каверину)
... вы постоянно останавливаете себя в своих желаниях и мыслях. Проблема самопожертвования Депрессия — что это такое в психологии Проблема самопожертвования заключается в причинах, которые его вызывают. Как правило, те ... человека поощряется обществом, которое всегда готово получать блага других людей. В последние годы стали популярными понятия «жертвы» и «тирана». Они как две половинки одного целого, ...
Поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни по собственной воле — пережившая ужасы войны, она не могла смотреть на то, «как летит под откос Россия». Остались ее стихи—лирические строки, возвращающие нас к трагическому и одновременно героическому времени
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Юлия Друнина — поэт войны. Стихотворение Друниной «Зинка» . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/yuliya-drunina-poet-vojny-stixotvorenie-druninoj-zinka/
Творчество Друниной
А. Мошковский также высоко оценил цикл стихов Ю. Друниной, напечатанный в журнале «Знамя» в 1945 г. назвав его важным событием в литературе того времени «ярким явлением не только в нашей молодой фронтовой поэзии, но и военной поэзии вообще».
16 Автор книги дает ей почетное звание «верной дочери своей эпохи» за то, что «потрясения, память военных лет навсегда вошли в ее кровь и плоть, и через десятки лет после войны они как бы жили своей самостоятельной жизнью»17. Стихи из этого цикла знали и помнили наизусть. С такой оценкой творчества Ю.
Друниной согласна и Марина Вирта, которая пишет в своей статье «Научилась верности в бою…»: «Мы как бы вдохнули эти стихи, приняли беззаговорочно: ошеломляющая их искренность исключала всякое ”не”«.18 Стихи Ю. Друниной честны, точны, скромны и это дает полное право А.
19
В марте 1947 года прошло первое Всесоюзное совещание молодых писателей
- слет фронтовиков, где Друнина
получила рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. В этом же году ее новая книга предложена в издательство «Советский писатель». Вскоре после совещания молодых писателей Юля была принята в Союз писателей СССР.
В 1948 году выходит ее первый сборник
стихов «В солдатской шинели». Первая книга была хорошо принята критиками, она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. Юлия Друнина окончательно и бесповоротно зачислена в ряды поэтов-фронтовиков.
Константин Ваншенкин в предисловии
к первому тому избранных произведений Ю.
Друниной20 подмечает, что, несмотря на то, что «книжечка» хоть и малотиражная, но «запомнилась, и крепко» потому, что в ней «запечатлено время, встает судьба человека».21
Автор выделяет ряд стихотворений
поэтессы, например, «Качается рожь несжатая», «Зинка», называя их «визитной карточкой» Друниной.
Ваншенкин считает, что лирика Друниной отличается от других поэтов фронтового поколения тем, что в центре ее внимания не просто солдат, не просто человек на войне, а «особая судьба» – медицинские сестры, санитарные инструкторы и дружинницы, недавние школьницы, спасающие раненных под свист пуль и автоматные очереди: «Вот о них, об их жизни и смерти на войне, об их судьбе после войны, а, проще говоря, о себе – лирические стихи Юлии Друниной».22
«Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов»
... оккупанты с ужасом оставили землю России, в историю Отечества были вписаны бессмертные страницы народного героизма. Война 1812 года и победа в ней над полчищами Наполеона были осознаны ... война, воспоминания о кампании 1812 года, оценка вклада в общие подвиги отдельных героев войны, славные победы русского оружия, - одна из самых устойчивых тем поэзии Жуковского. В своих поздних стихах ...
Ваншенкин замечает, что тематика поэзии Друниной не ограничивается войной. Она пишет и о любви, и о природе, и о новом поколении. Однако все эти темы раскрываются поэтессой через призму пережитого, через эхо войны, поэтому ее «мирные стихи» все равно немного озарены «огнем прифронтового пожара».23
В.Д. Федоров, считает заслугой Друниной создание нового образа. В своей
книге «Наше время такое» он пишет: «Первая книжка не отмечена высоким поэтическим мастерством, но в ней есть неоспоримое достоинство подлинного и искреннего поэтического документа…появилась живая фигура девушки-фронтовика, у которой сложный духовный мир, свой голос, не очень громкий, но очень правдивый»24.
Федоров дает высокую
оценку сборнику стихов Ю. Друниной «В солдатской шинели»: «Такие стихи диктуются жизнью, в них содержится оригинальная и верная идея, они украшены душевной красотой поэта»26.
В 1955 году выходит сборник ее стихов «Разговор с сердцем», где она обращается к «романтике будничных дней» мирной жизни. В книге молодость провозглашается большим чудом, особенно для уцелевших на войне. Ю. Друнина и рассказывает об этом чуде, о любви, верности, дружбе, красоте и цельности больших человеческих чувств.
В 1958 году Юлия
Владимировна Друнина становится членом редколлегии журнала «Знамя». В этом же году выходит ее новый сборник стихов «Ветер с фронта».
Вот как пишет об этом Марк Соболь: «Духовная высота, солдатская дружба, взаимовыручка, мужество – все это для Юлии Друниной не просто однажды пережитое и обретенное, но и точка отсчета. Позволю себе сказать, что планка поднята весьма – в нравственном смысле – требовательно.
Именно по этому уровню проверится все: собственные поступки и поведение друзей, свая и чужая любовь…Даже когда ей очень грустно, когда круто дает себя знать усталость, груз нелегких прожитый лет, – все равно поэт неустанно проверит себя: не сдамся ли, не поступился ли чем-то главным»27.
Это характерно и для сборников «Современник» (1960), «Тревога» (1963), «Ты – рядом» (1964), «Мой друг» (1965) и для последующих.
28 Высокую оценку заслуживает, по мнению Новиковой «душевный контакт с читателем», который достигается простотой и ясностью манеры изложения: «Рифма ее проста, манера письма свободна и непринужденна», «кажется, что сидит поэтесса с вами рядом и то задумчиво и грустно, то озорно и весело рассказывает о том, что знает, видит, думает»29.
Критик считает, что
основными темами этого сборника традиционно для поэтессы являются фронтовая юность, память о погибших на войне, Родина, преданность и верность ей.
Однако Новикова новый поворот
мыслей Друниной: «она все чаще начинает обращаться к самым злободневным темам жизни, с пристальным вниманием вглядываться в историю своей страны и находит немало нового и интересного в решении исторических тем»30.
Некоторые критики считают, что тема войны слишком долго
держится в творчестве поэта. Так В.Д.
Федоров дает такую оценку сборнику стихов «В двух измерениях», вышедшему в 1970 году: «на мой взгляд, несмотря на многие удачные стихи, в мирной жизни ей так и не удалось открыть своей коренной, сквозной мирной темы. Такой главной развивающей темой осталась минувшая фронтовая жизнь.
И удачи чаще всего приходили тогда, когда поздние лирические мотивы соединялись с ней».31
Следующие сборники стихов «Не бывать любви несчастливой…», «Светлокосый солдат» и «Я родом не из детства …» вышли в 1973 году.
В 1975 году выходит сборник
стихов «Окопная звезда». В этой книге из трех разделов только первый – «Пароль» – обращен к военному прошлому. И все-таки книга названа «Окопная звезда». А.
Михайлов в своей статье так интерпретирует название сборника: «Свет окопной звезды озаряет жизнь Юлии Друниной, он проникает в ее стихи, ее книги. Окопная звезда – символ высокой нравственности и беззаветного служения родине»33.
Что касается любовной лирики в сборнике Ю.
Друниной «Окопная звезда», то А. Михайлов не отрицает ее наличия: «…у нее есть лирические признания, отражающие переходные состояния и наполненные иным душевным опытом размышления о вечной тайне этого неподвластного рассудку чувства»34.
Однако критик считает, что эти стихотворения не являются доминирующими, а лишь дополняют творчество поэтессы: «…те стихи выделяются своею н7евсеобщностью, они резко высвечивают единичность судьбы лирической героини»35.
Критик считает, что
Ю.
Друнина истинный представитель
поэтов фронтового поколения, и, несмотря на все ее попытки уйти в сторону, вся ее поэзия неразрывно связана с военной тематикой: «И что бы она ни написала, какие бы ни тематические горизонты не открылись в ее лирике, нравственные, психологические и биографические предпосылки уходят в прошлое, в военный фронтовой опыт»36. Однако Михайлов в этом видит и положительную сторону. Он считает, что подобная оглядка на фронтовое прошлое усиливает напряжение, «обостряет мысль, придает ей публицистическую четкость и законченность»37.
Марк Соболь в статье «Сестра по оружию» хотя и традиционно причисляет Ю. Друнину к поэтам-фронтровикам, однако говорит о ее обособленности и индивидуальности: «Юлия Друнина при схожести со всеми нами в главном была сразу, с первых же сток, наособицу. Отчасти, конечно, и потому, что могла порой и не скрывать своей женской незащищенности».
38 Критик высоко оценивает незамысловатую манеру письма, простоту и ясность форм и содержания ее поэзии.
Марк Соболь высоко оценивает
и выделяет книгу Ю.
Друниной «Окопная звезда» среди предыдущих: «Мне показалось, что в какие то годы в стихах Юлии Друниной повеяло неким рационализмом, стали проскальзывать газетно-прозаические формулировки…”Окопная звезда” развеяла тревогу. Книга получилась сердечной. Ее нельзя равнодушно перелистывать, она обжигает нервным и неровным пламенем солдатского костра»40.
Спустя два года, в 1977 году выходит в свет первая книга
избранных стихов. В нее вошли стихи разных лет, написанные за тридцать четыре года работы. В предисловии к ней Друнина пишет: «Четыре долгих, тридцать быстрых лет»41. Т.
Кузовлева в своей статье «От первой любви до последней…» выделяет основные темы поэзии Друниной. Это война, подвиг, человек на войне, женщина на войне, нравственность, предательство, любовь: «Книга Ю. Друниной снова обращает нас к войне.
В соединении трех этих понятий сокрыты цельность и приковывающая подлинность ее звучания»42.
По мнению Т. Кузовлевой эта книга является «для данного этапа как бы итоговой…вобравшей в себя – черту за чертой – главное наполнение жизни человека, главные удачи его литературной работы»43. С таким мнением согласен и Д. Молдавский.
Он говорит о том, что сборник Ю. Друниной, охватывающий довольно большой промежуток времени, отражает судьбу поэтессы: «В военных стихах Юлии Друниной можно прочитать ее биографию.
И, что важнее, – можно прочитать биографию поколения и биографию страны»44.
Марина Вирта придерживалась такого же мнения. В своей статье «Научилась верности в бою…» она отмечает многообразие тематики поэзии Друниной.
Это не только война, но и «патриотизм, чувство долга и товарищества, милосердие, ”веселое призрение к тряпью”«46, предательство, а также природа и любовь.
Что касается характеристики художественной образности стихотворений
этого сборника, то тут у критиков появилась неоднозначность во мнениях. Вот что пишет о стихах этого сборника И.
Фоняков в статье «Тайна простых слов»: «на этих стихах лежат налет газетности, они лишены известной риторичности…Можно заметить слишком очевидную непритязательность рифм…Можно посетовать, что помещенные в конце книжки четверостишия под общим заглавием ”Ума холодные наблюдения”.
Не отличаются глубиной…Можно добавить, что стихи, порожденные в поездках, носят черты командировочной беглости и нередко открывают уже открытое»47. Однако все эти недостатки, по мнению исследователя, перекрываются тем, что выделяет Ю.
Друнину среди других поэтов фронтового поколения: «Все же есть в стихах Юлии Друниной то самое неуловимое, необъяснимое “нечто”, которое делает их поэзией, которое обеспечивает им долгий и пристальный интерес читателей…Искренность и трепетность, присущие стихам Друниной, делают живыми и волнующими строки, которые у другого поэта, в другом контексте, может быть, и показались бы вторичными»48.
Марина Вирта выделяет ряд особенностей поэтики Друниной. Исследовательница отмечает следующие моменты. В творчестве Друниной важны детали, которые являются «неслучайными и, безусловно, немелкими»49. Друнина особое внимание уделяет временному пространству, которому свойственна определенная конкретика.
Критик говорит, что Друнина как никто другой может «ровным, спокойным голосом» проникать в глубину человеческой души и затрагивать самые ее чувствительные струны: «Говорить негромко – и в то же время находить немедленный резонанс в душе читателя»52.
В своей статье Вирта приводит несколько Цитат из сборника, в которых явно видна еще одна важная особенность поэзии Друниной – фотографичность и документальность. Поэтесса «делает зримой неподвижность мгновения, впечатывая его в сознание, заставляя читателя застыть перед увиденным и запомнить эту картину – как будто остановленный на экране кадр киноленты»53.
В пейзажной лирике для
Друниной характерно, по мнению Вирты, отсутствие описания со стороны, она
показывает картину изнутри: «ей претит описательность стороннего наблюдения. Она сама частица этого пейзажа, она живет в нем и умеет показать это в стихе»54.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/tvorchestvo-druninoj/290507.2334040.page2.html
Юлия Друнина. Критика. Военная лирика Ю. Друниной
О. Киляр
Труд поэта измеряется не количеством написанных произведений, страниц, а числом стихотворений, которые стали общепризнанными, которые запомнились, к которым возвращаются. Именно таким произведением является стихотворение (в некоторых изданиях — поэма) «Зинка», написанное в 1944 году.
Место этого стихотворения во всей фронтовой поэзии А. Абрамов отметил так: «В сообщество «пухтуры» («Баллада о пехотной гордости» А. Суркова), прокофьевской полроты «братьев Шумовых», в мир Теркина вошли «девчата, похожие на парней» Юлии Друниной и ее Зинка — «светлокосый солдат в бинтах кровавых», рассказ о которой будет переворачивать душу еще не у одного поколения читателей».
Это стихотворение содержит не комментарии и выводы, а душевное действие. Суть его предельно трагична и ясна.
Зинаида Самсонова, девятнадцатилетняя девушка из рязанской деревни Колычево, фронтовая подруга Юлии Друниной, с которой «спали, подостлав под себя одну шинель, накрывшись другой, ели из одного котелка», честно и до конца выполнила свой солдатский долг: повела батальон в атаку, где была смертельно ранена.
Ю. Друнина рассказывает о своей судьбе, о своем горе с такой пронзительной болью, с таким накалом сердечного сострадания, что ее личное воспринимается как всенародное.
В этом монологе слышен голос истинного Поэта, прослеживается единственный и неповторимый сплав личности и судьбы, биографии и легенды, единство обыкновенной девушки, одной из миллиона, за свободу Родины расплатившейся самым дорогим — жизнью, и всего народа.
Поэтесса глубоко сочувствует горю матери Зины, потерявшей единственную дочь («У меня есть друзья, любимый, у нее ты была одна»).
Мать еще не знает о страшном горе, которое постигло ее. Юлия Друнина многому уже научилась на фронтовых дорогах, многое познала в этой жизни, но есть вещи, привыкнуть к которым невозможно:
В этом автобиографическом произведении, где Друнина рассказала о себе и своей фронтовой дружбе, «на которую немного отпустила времени война», проявилось женское восприятие войны. Но женское не в слабости, не в мягкости, а в остроте сострадания к чужому горю: «обожженное сердце», не загрубело, не ожесточилось.
Образ матери, зажигающей свечу, белорусские болота, промерзшая сырая земля, черная рожь, ветры, поющие о далеких родных садах, куда не суждено вернуться солдату, — все эти поэтические обобщения сочетают наряду с подлинностью деталей широту взглядов, придают идее эмоционально-образную убедительность.
У этого стихотворения была еще одна, четвертая, строфа, включенная в ранние публикации произведения:
Стали песни в полку слагать…
«Эти восемь строк я исключила из окончательной редакции своего стихотворения «Зинка» по чисто литературным соображениям (ну, например, что за рифмы «пехоте — роты», «поспать — слагать»?).
Однако восьмистишие это свято отразило истину», — расскажет поэтесса в своих автобиографических воспоминаниях.
Своим военным стихотворениям Юлия Друнина даст такую оценку: «Они были стихами большого накала, они светились чистотой и искренностью юности, в них кричала боль пережитого. Они были и выражением собственного «я» и в то же время не только собственного «я».
Стихи Юлии Друниной почти всегда невелики по объему, но по движению мысли очень динамичны, емки по смысловой наполненности. Четкость, ясность общих линий задана установкой на высокие нравственные ориентиры, избранные поэтессой в годы Великой Отечественной войны.
Признание в том, что баталистом она никогда не была, доказывается ее военными стихами.
То, что было пережито, откладывается в характере лирической героини, в ее решениях, поступках. Фронтовая память, пережитое лично заставляют ответственно относиться ко всему, что порочно, лживо.
Поэтическим ответом на услышанную ухмылку о «форсивших в шинелях фронтовых красавицах» явится стихотворение, написанное в 1964 году, — «В шинельке, перешитой по фигуре…». Оно стало продолжением разговора о военной шинели, который занимает видное место в поэтическом наследии поэтессы-фронтовика.
В стихотворениях «Возвратившись с фронта в сорок пятом…» (1948), «Я, признаться, сберечь не сумела шинели…» (1953), «Мы не очень способны на «ахи» и «охи» (1954), «Все грущу о шинели» (1969), «Тогда казалось…» (1982), как и в ряде других, говорится о шинели, которая была и одеждой, и постелью, и одеялом.
«Шинель до пят, обрита голова — до красоты ли тут, до щегольства?..» «Пола шинели — под, пола шинели — над. Куда уж тут ее перешивать».
Заключительные строки как бы открывают глаза на действительность тем, кто знает войну по фильмам, книжкам, и тем, кто «отсиделся в штабах прифронтовых»: «Куда ее перешивать? Смешно! Передний край, простите, не кино…» Юлия Друнина, воевавшая на передовой, имела право на такие слова. Гимн солдатской шинели слагается в стихотворении «Я принесла домой с фронтов России…» (1973): «Как норковую шубку, я носила шинельку обгоревшую свою».
Лирическая взволнованность и задушевность, так характерные для всего творчества Друниной, зазвучали уже в стихах ее молодости. Первые стихи — это лаконичная, искренняя исповедь щедрого сердца юной девушки, которая прямо со школьной скамьи «шагнула в блиндажи сырые». Поэтесса вносит почти дневниковые подробности в хронику войны.
Стихотворение «Только что пришла с передовой…» написано в 1944 году. Девушка-солдат, «мокрая, замерзшая и злая», «так устала — руки не поднять», печка дымится, затухая, нет дров, а самое страшное — «опять по окопам нашим бьют шрапнелью». Казалось бы, все очень плохо, да и «снова до утра смерть ползти со мною рядом будет». Но кроме чувства холода, страха, есть еще долг — помочь раненым.
«Не знаю, где я нежности училась, — / Быть может, на дороге фронтовой…», — строчки из стихотворения, написанного в 1946 году, на первый взгляд, кажутся надуманными.
Разве можно научиться нежности, когда на твоих глазах умирают молодые, красивые парни и девушки, когда наступает враг, льется кровь, «пожары полыхают на Руси?» Но в этом и заключается проявление своеобразия видения войны юной, полной жизненных сил семнадцатилетней девушки.
То, что на фронт Юля пришла вчерашней школьницей, не помешало ей ощутить всей полноты горя потерь и лишений, не раз «над братской могилой с опущенной стояла головой». Не легкомысленной, восторженной девушкой была она на войне, а солдатом: «Идет в шинели молодость моя».
За этими скупыми строками встает образ истинной защитницы Родины, в чьем сердце будет место и ненависти, и жажде мести, и, что очень важно в характере как самой Юлии Друниной, так и ее лирической героини, любви, и нежности, и состраданию. Еле заметным штрихом поэтесса подчеркивает то, что особенно задевает за живое ее сердце: «И снова нецелованные губы израненный парнишка закусил».
В лирике Юлии Друниной гармонично сочетаются романтическая окрыленность с суровой прозой повседневности. «Для меня те дни навсегда останутся самыми романтическими. И я не одинока в этом своем ощущении. Так же думали и писали об этом С. Орлов, С.
Наровчатов, М. Луконин, С. Гудзенко, об этом говорят мои ровесники — поэты, ныне здравствующие».
Эти строки взяты из интервью с Юлией Друниной, в заголовок которого корреспондент подобрала соответствующие самой сути творчества поэтессы слова: «Зрением сердца».
Тема женской судьбы, исковерканной войной, останется одной из главных в течение всего творчества Ю. Друниной. Во многих стихотворениях рассказывается о конкретных судьбах женщин, у которых «души, фронтом обожженные». В стихотворениях «Бывает жизнь забавною…
» (1970), «Вдова пограничника» (1970), «Прощание» (1976), «Геологиня» (1979), «Останься в юности, солдат!» (1984), «Фронтовичка» (1984) поэтесса хочет еще и еще раз напомнить о тех женщинах, кто навсегда остался одиноким, кто потерял близких, кто не сумел прожить жизнь так, как мечталось.
«Никогда не была ты солдатской, потому что солдатом была» — эти слова относятся с полным правом и к судьбе самого автора. Неоднократно звучит мысль о том, что во всех бедах, «во всем лишь война виновата»…
Ведь никогда не видевшее войну поколение должно знать, «что война (освободительная война!) — это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа — бескорыстный подвиг, самопожертвование и самое, может быть, прекрасное фронтовое братство».
В стихотворении «Я родом не из детства…» (1979) Юлия Друнина противопоставляет мир души человека, пришедшего с войны, всем остальным, утверждая тем самым особое положение бывших фронтовиков, их ранимость, уязвимость.
Она сама признается в том, что, вернувшись с войны, стала «незащищенней, чем другие». Война научила самоотверженности не только в высоком романтическом или героическом плане, но терпению и доброте в самом что ни есть житейском, будничном.
Она проводит параллель с мирным временем, когда самым важным также считаются дружеская поддержка, доброе слово и локоть товарища.
Тема долга перед павшими, тема памяти о прошедшей войне — сквозная для всех поэтов-фронтовиков. В творчестве Юлии Друниной эта тема решена многозначно: это и суровая исповедь о боевых соратниках, сражавшихся рядом («Зинка» (1944), «В почерневшей степи Приднепровья…
» (1952), «Ванька-взводный» (1978), воспоминания о героях войны, чьи имена стали символом мужества, стойкости («Аджимушкай» (1974), «Я — Таня…» (1983).
Особо надо отметить стихи, посвященные ушедшим из жизни фронтовым поэтам.
Это такие стихотворения, как «От имени павших» (На вечере поэтов, погибших на войне) (1969), «На вечере памяти Семена Гудзенко» (1974), «На родине Сергея Орлова» (1980), «Памяти Бориса Слуцкого» (1985), «Кричу, зову…» (1986).
Этот цикл стихотворений о Солдате, Поэте, Человеке продолжает традиции фронтовой взаимовыручки, готовности помочь друг другу. Весь трагизм потери друга передан поэтессой с неимоверным напряжением душевных сил.
Своды храма души Сергея Орлова, куда так «торжественно и светло» было восходить, общаясь с поэтом, видя его «опаленный прекрасный лик», так мастерски описанные Юлией Друниной, как бы приоткрывают завесу и разрешают прикоснуться к святому чувству братства родственных душ, позволяют испить из источника вдохновения, который взаимно питал двух талантливых поэтов. Личная и творческая дружба прервалась безвременной смертью Сергея Орлова. Он «умчался в армейскую юность свою». «Догоняет война тех, кто мне всех дороже», — скажет Друнина, имея в виду скончавшегося от фронтовых ранений Орлова. «Ушли цепочкою, шаг в шаг впечатав, как будто на разведку в тыл врагов», солдаты Смирнов, Орлов и Наровчатов.
Смерть фронтовиков Ю. Друнина сравнивает с оборвавшейся струной, тем самым как бы предрекая и свой безвременный уход: «Что поделаешь, если только отпуск солдатам, только длительный отпуск дала Война?..».
На протяжении всей творческой деятельности Юлия Друнина создает образ солдата, ставший символом человеческого достоинства, нравственной силы, верности долгу. Образ неизвестного солдата, вечно живого в памяти потомков, распространен в творчестве поэтов-фронтовиков. С. Орлов, Ю.
Друнина и другие сумели передать в своих стихотворениях боль о погибшем безымянном солдате. Сострадание к несостоявшейся молодой жизни стало высочайшим нравственным потенциалом, темой, которая не только не исчерпалась со временем, а наоборот, все больше и больше развивалась.
«Можно сказать, что вечный огонь в честь неизвестного солдата впервые загорелся именно в стихах военных лет и первые памятники героям были вытесаны поэтическими перьями».
Слово «память» Б. Леонов назвал «ядром поэтического мира» Юлии Друниной. И это подтверждено всем творчеством поэтессы. Память о войне стала главным выразителем чувств, более того, эпицентром «каждого ее лирического признания, чему бы они не посвящались».
Лучшие стихи поэтессы — это стихи о вечной памяти, о долге перед погибшими, о лучших годах юности, прошедших на войне. Воспоминания о прошлом присутствуют в художественном сознании автора.
Для нее память не столько прошлое, сколько источник размышления о судьбе мира, о современниках, о проблемах общества.
Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2000. – № 1. – С. 26-29.
Биография
Произведения
- Белый флаг
- Не встречайтесь с первою любовью
- Ты – рядом
Критика
- «Научилась верности в бою…»
- Родом из войны
- Сестра по оружию
Ключевые слова:
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170719-rodom-iz-vojny
Ссылка на основную публикацию
/ Биографии / Друнина Ю.В. -Вариант 1 -Вариант 2
Поэтесса. Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ “…негоден к несению военной службы”. На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. В начале 1945 в журнале “Знамя” была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 – стихи “В солдатской шинели”. В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала. В 1955 сборник “Разговор с сердцем”, в 1958 – “Ветер с фронта”, в 1960 – “Современники”, в 1963 – “Тревога” и другие сборники. В 1967 побывала в Германии, в Западном Берлине.
* * * Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать” Потому что имя ближе, чем “Россия”, Не могла сыскать. 1942 * * * Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. / Биографии / Друнина Ю.В |
Смотрите также по Друниной:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |