В поэтический цикл молодого, но уже известного в кругах писателей-символистов вошло стихотворение, ставшее хрестоматийным. Название его — «О, весна без конца и без краю…». Стихотворение написано в период непростых отношений Блока с женой — Любовью Менделеевой. Супруги расстались на неопределённое время, и Блок жил один, скучая без жены и одновременно сердясь на неё. Шёл 1907 год. В России уже стали утихать страсти Первой русской революции. Жизнь становилась другой, у людей менялось мировоззрение. Блока тоже коснулось это политическое обновление. Одинокий, но не сломленный, Блок много пишет в «стол», но некоторые стихотворения всё же оставляет.
Проблемы с женой, дух нового времени — всё повлияло на поэта. Он стал другим, и стихи его стали другими. В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» весна предстаёт как символ новой жизни, плохой ли, хорошей ли, но другой. Блок принимает эту жизнь беспрекословно. Идея стихотворения — рассказать читателю о том, что (с приходом другой жизни) с ним сейчас происходит, что он чувствует, чем дышит, живёт. Личное и общественное переплетается в стихотворении.
На протяжении всего произведения встречается много восклицательных предложений. Они добавляют строчкам радость и оптимизм. Кажется, что бодрость у него не придуманная, хотя некоторые строчки звучат сдержанно, осторожно и даже скорбно: «на холодных и сжатых губах», «перед этой враждующей встречей», «и смотрю, и вражду измеряю», «за мученья, за гибель» .
Языковой строй стихотворения разнообразный. Много в нём метафор, эпитетов и олицетворений. Вокруг поэта всё живёт, благоухает, дышит, развивается: «…весна без конца и без краю…», «и удача, тебе мой привет», «пьянила весна», «с буйным ветром в змеиных кудрях», «хмельная мечта», «в заколдованной области смеха», «осветвленный простор» .
Изобразительным средством является повтор , который подчёркивает важность и значимость происходящего: выражения «без конца и без краю» повторяются два раза, слова весна — два раза, мечта — два раза, принимаю — пять раз! Эти слова и фраза становятся ключевыми и опорными. По ним можно проследить идейную направленность стихотворения.
Творческая биография А.А. Блока
... "Стихотворений" и "Театра" (1916). Весной 1914 года состоялась театрализованная постановка лирических пьес Блока « ... Блок в последние годы много и плодотворно работал, написал много, но не стихов, а статей, очерков, рецензий, заметок, а по вопросам истории, культуры, литературы ... стала его женой. Можно сказать, все юношеские стихи Блока (и многие ... актером и мечтал выйти на большую сцену. Но в ...
Противоречивость и сложность жизни передаётся поэтом словами-антонимами: смеха-плача, удача-неудача, утро-тёмных, ненавидя-любя .
Лирический герой стихотворения — человек верующий и благородный. Он лишён чувства мстительности и ненависти. Он принимает и прощает:
Принимаю тебя, неудача
В конце стихотворения Блок пишет оптимистические строки:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно принимаю тебя!
Восклицательный знак, поставленный автором в финале, указывает на надежду поэта, что всё будет хорошо.