«Писать для развлечения публики, быть может, и похвально, но есть дело, несравненно более достойное и благородное: писать для поучения и назидания, для подлинной и реально ощутимой пользы человека», — так, от первого лица, начинается один из рассказов Марка Твена. И здесь, как мне кажется, мастер американской литературы, по своему обыкновению, немного слукавил: сатира, разумеется, всегда несла в себе нечто большее, чем просто развлечение, но под пером великого шутника, каким всегда был Марк Твен, она неизменно превращалась в великолепные образцы искромётного юмора.
Принято считать, что сатира должна всегда быть жестокой и беспощадной, однако в творчестве великого мастера мы находим совсем другое: в сатире Марка Твена нет ничего оскорбительного, недоброго, злого. В его рассказах присутствует не язвительная усмешка, а доброжелательная улыбка — это так явственно ощущаешь, когда читаешь Твена! Писатель как бы говорит нам: обидеть человека легко; нет ничего проще, чем прямо изобличать, уязвлять, жалить; попробуйте сделать по-другому, не смейтесь над людьми, а поверните всё так, чтобы человек сам начал смеяться над собой.
На мой взгляд, Марк Твен в совершенстве владел искусством доброжелательной сатиры. Многие его сатирические произведения написаны от первого лица, и в каждом из них мы видим прежде всего улыбку великого гуманиста над собственным несовершенством, над своими слабостями, неудачами. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать рассказы «Как лечить простуду», «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Жалоба на корреспондентов, написанная в Сан-Франциско», «В полицейском участке», «Воспоминание».
Твен представляется настоящим королём короткого рассказа. Кажется, что малая форма в литературе была придумана специально для него.
В маленьких, на три-четыре странички, рассказиках этот писатель умудряется порой поведать нам о том, что у других не умещается и в целый роман. А если попытаться перечислить все сюжеты, встречающиеся в рассказах Марка Твена, выяснится, что их с лихвой хватит на целую библиотеку мировой литературы: тут и бытовые сценки, и кулинарные «трактаты», и исторические миниатюры, и рассказы в письмах, и поучительные истории из жизни непослушных детей, и истории про животных. Прибавьте к этому фантастические рассказы и сцены из жизни журналистов, столь милые сердцу самого Твена (он сам в молодости был журналистом, корреспондентом), а также детективные истории и то, что мы сейчас называем «ужастиками». Кроме того, в рассказах Твена присутствуют взятые у самых разных людей интервью, рассуждения об искусстве, библейские сюжеты, сценарии… Одним словом, всего не перечислишь.
Анализ рассказа История болезни Зощенко
... хворать дома» и не ходить в больницу. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа История болезни Зощенко Популярные сегодня темы На картине известного знаменитого живописца изображена окраина села ... приводящая к халатности, уничтожает всю ценность медицины. Вариант 2 В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор ...
Так же, как в коротких рассказах Твена можно отыскать великое множество сюжетов, так и для создания сатирического эффекта автор использует бесчисленное множество способов. Тут и обычное преувеличение, и гротеск, и использование несочетаемых эпитетов и сравнений, и каламбур. И всё это обыгрывается в рассказах Твена без вульгаризма и пошлости, дышит добротой и отличается удивительной точностью.
А ещё, читая Твена, видишь, как со временем изменялся, рос его талант: от простых смешных историй и курьёзов из репортёрской жизни переходишь к ироническим рассказам, фельетонам, сатирическим вариантам автобиографии самого писателя. При этом замечаешь, как безустанный Твен-весельчак с годами превращается в познавшего жизнь мастера, которому присуще удивительное чувство смешного и прекрасного, доброго и вечного, чувство подлинной правды.
Вспоминая и перечитывая рассказы Марка Твена, испытываешь к писателю чувство благодарности за его великодушную и светлую сатиру, пробуждающую в душе чувство сострадания и любви к людям. Именно поэтому он навсегда останется моим любимым писателем.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004