Петербург Ф. М. Достоевского(1)

Сочинение

При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи… Но в моей памяти всплывают строки из романа «Преступление и наказание».

Петербург Достоевского производит довольно мрачное, угнетающее впечатление. В романе вы не встретите описаний светского города с его блестящими балами, пышными приемами. Более того — в произведении нет упоминаний о величии, красоте, архитектурной и исторической значимости города; лишь только жизнь низов, жаркая пыль летних «серединных петербургских улиц и переулков «, нищенское существование студентов и торговцев, мелких чиновников и ремесленников, тяжким трудом добывающих гроши на кусок хлеба себе и своим детям.

На Петербург мы смотрим глазами голодного бедняка, бедного студента Родиона Романовича Раскольникова. Перед нами возникает грустный и печальный, грязный и больной городской пейзаж, хотя время действия — лето, и погода стоит жаркая: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…»

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной площади щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная, полубезумная вдова на улице истекает кровью. Эти уличные сцены дополняются и другими, мимолетными, но не менее ужасными эпизодами. Это и сцена с девочкой на бульваре, и сцена с утопленницей, и удар кнутом, и многое другое. Жесток был мир петербургских улиц.

Если мы покинем улицы Петербурга и попадем в дома, где обитают герои романа, то мы увидим не менее грязные и убогие квартиры. Обычно это квартиры в доходных домах, столь типичных для Петербурга того времени. Мы видим грязные дворы, темные и узкие лестницы, залитые помоями, душные, пыльные коридоры и, наконец, комнаты. Они рисуются в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или мерцающим огарком свечи. Ф. М. Достоевский очень точно дополняет описания комнат, сравнивая их с сундуком, шкафом и даже гробом.

Автор обращает внимание не только на обстановку, но и на цвета и запахи. В описании летнего Петербурга не используются зеленые, яркие и свежие тона. В основном, все серого и желтого цвета: серые дома, желтые обои в комнате старухи-процентщицы, желтый камень в перстне Лужина и так далее. Тема «желтого» Петербурга проходит через весь роман — это цвет болезни, гниения, даже смерти (желтые лица Мармеладова, утопленницы).

3 стр., 1149 слов

Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании

... раскаялся в содеянном и готов начать новую жизнь. Сочинение рассуждение Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании Петербург в романе "Преступление и наказание" является одним из главных образов. Он встречается на каждой странице и представлен ... коморку размером в несколько шагов. В произведении преобладают оттенки серого и жёлтого цвета. Это даёт ассоциацию с унынием и безысходностью. У ...

Страшна призрачная жизнь, протекающая на этих петербургских улицах, в петербургских трущобах. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты, отчаяния и бедствия человека. Именно в этом мире живут Раскольниковы, Мармеладовы, именно в этих условиях у бывшего студента юридического факультета возникает чудовищная теория о праве сильной личности на преступление. Именно в этих условиях спивается и погибает Мармеладов, а Катерина Ивановна сходит с ума, Соня продает себя, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу.

Люди, живущие в этом городе, обречены на муки и унижения. Оскорбления преследуют их всю жизнь; они понимают это и ищут выход, порой найдя его, еще больше принижают себя (как Мармеладов, нашедший этот выход в пьянстве).

Ф. М. Достоевский изображает петербургскую жизнь как страшную, противоестественную, губительную для личности: человек в этом враждебном мире задыхается. Страдание и смерть — вот удел тех людей, с кем сводит судьба Раскольникова. Всех этих людей окружает атмосфера злости и ненависти. В городе Достоевского человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Петербург неотъемлем от драмы героев.

Писатель поселил своего героя, Родиона Раскольникова, в той части города, где когда-то сам снимал квартиру — в Сенном переулке. И так же, как и Раскольникову, Достоевскому был чужд холодный монументальный Петербург, «сия великолепная и украшенная многочисленными памятниками столица». Читая «Преступление и наказание», отчетливо видишь, что в нашей литературе существуют два Петербурга. Один — город Дворцовой набережной, город Пушкина — «полнощных стран краса и диво». А другой — «дома без всякой архитектуры», бедность, душевная задавленность — Петербург Достоевского.