Сочинение на тему: «Песня о любви, о земле, о жизни…» – повесть Чингиза Айтматова «Джамиля».
Сегодня я пишу сочинение по произведению Ч. Айтматова «Джамиля». Для меня это знакомство — первый шаг в мир его творчества.
По мнению многих, Ч.Айтматов всегда честен со своим читателем. В своих произведениях он воспроизводит мир с его жестокостями, несправедливостями, но не забывает при этом и о том прекрасном, что помогает людям не сбиться с правильного пути. Это воспроизведение мира писателем, я думаю, тесно переплетается с его детством (расстрел отца, война), и повторюсь, прослеживается в его произведениях.
Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии, а умер, не дожив несколько месяцев до своего восьмидесятилетия, в 2008 году. Его отец, Торекул Айтматов, был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 он был арестован, а в 1938 — расстрелян. Чингиз, его братья и сёстры выросли в Караколе, в доме своего деда Хамзы Абдулвалиева. Мать — Нагима Абдулвалиева, комсомольский работник, совслужащая. Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. После сельскохозяйственного института он проработал в качестве главного зоотехника в научно-исследовательском институте животноводства. А затем были высшие литературные курсы при институте им. Горького. И уже после их окончания смог издать свое первое знаменитое произведение. Речь идет о произведении «Джамиля». Она стала знаменательной в жизни Чингиза Айтматова, поскольку принесла ему славу не только на Родине, но и за ее пределами. Книга была переведена на все европейские языки, а на полках парижских книжных магазинов она появилась, благодаря работе Луи Арагона. Он удивлялся: «…Каким образом, где — то в Средней Азии, в начале второй половины ХХ века, молодой человек может написать повесть, которая, клянусь вам, является самой прекрасной на свете повестью о любви…И вот здесь, в этом горделивом Париже, который все перевидел, все перечитал, все испытал, для меня не стало ни «Вертера», «Антония и Клеопатры» — все потому, что прочел «Джамилю», не стало для меня и «Ромео и Джульетты…».
О чём же эта повесть? Она о двух чувствах – о романтической и чистой любви Данияра и Джамили, и о первой трепетной привязанности мальчика-рассказчика Сеита к этой же девушке. Все герои книги – простые люди из народа, тесно связанные с землей, которые чтут предков, долг перед Родиной.
Чингиз Торекулович Айтматов. Джамиля
... понятны его странности: мечтательность, любовь к одиночеству, молчаливость. Песни Данияра всполошили мою душу. А как изменилась Джамиля! Каждый раз, когда ... его мешка. Сколько разговоров и пересудов было в аиле! Женщины наперебой осуждали Джамилю: уйти из такой семьи! с голодранцем! Может ... три мыкался по дворам, а потом подался к казахам в Чакмакскую степь. Раненая нога Данияра (он только вернулся с ...
В повести о любви есть и тема войны – ведь муж Джамили Садык на фронте, Данияр вернулся калекой, а женщины вынуждены выполнять всю мужскую колхозную работу. Нелегко приходится и подросткам – Сеит, как может помогает семье, его даже в шутку именуют «защитником и кормильцем». Именно война разрушает вековечные традиции аила, и молодая невестка работает в паре с холостяком Данияром. И именно там между Данияром и Джамилёй возникла настоящая любовь…
Опишу каждого героя повести. Джамиля – дочь табунщика из горного аила Бакаир. Она с детства гоняла с отцом табуны. Была у отца одна и за сына и за дочь, работала с мужской хваткой. «Джамиля была хороша собой. Стройная, статная, с прямыми жесткими волосами, заплетенными в две тугие, тяжелые косы, она ловко повязывала свою белую косынку, чуть наискосок спуская ее на лоб, и это очень шло ей и красиво оттеняло смуглую кожу гладкого лица. Когда Джамиля смеялась, ее иссиня-черные миндалевидные глаза вспыхивали молодым задором, а когда она вдруг начинала петь соленые аильные куплеты, в ее красивых глазах появлялся недевичий блеск».
По характеру Джамиля сильная, гордая, самодостаточная, уверенная в себе, «…она уважала старших, слушалась их, но никогда не склоняла перед ними голову, зато и не язвила шепотком, отвернувшись в сторону, как другие молодухи. Она всегда прямо говорила то, что думала, и не боялась высказывать свои суждения». Изначально, с детства для Джамили характерны мужские черты, «что-то резкое, порой грубоватое». Недаром Данияр называет ее мужским именем Джамалтай, в переводе с арабского означает «раб аллаха». Но, вспомним, что хотела, о чем мечтала девушка: «сильного мужчину рядом, любви, опоры».
Её муж Садык также был табунщиком. Однажды весной, на скачках он не сумел догнать её. После этого, оскорблённый, он похитил её. Прожили они 4 месяца. Началась война. Садыка призвали в армию. Имя Садык в переводе с арабского «истинный», а также «верный, преданный, искренний, чистосердеченый». Как же реализуется значение имени «Истинный»? В повести это значит «настоящий», «законный» муж Джамили». Кому или чему верен Садык? Он «верный» традициям своего народа, киргиз, джигит, это, в том числе, следует из его письма родным. В самом конце письма с фронта «вроде бы второпях, Садык приписывал: «А также шлю привет моей жене Джамиле…» Писать письма на имя жены просто неудобно, даже неприлично. Так считает не только Садык, но и каждый уважающий себя мужчина. Да тут и толковать нечего, так уж было заведено в аиле, и это не подлежало обсуждению.
Мать Садыка, свекровь, байбиче видела в Джамиле, в ее прямодушии и справедливости равного себе человека и втайне мечтала когда-нибудь поставить ее на свое место, сделать ее такой же властной хозяйкой, такой же байбиче, хранительницей семейного очага. « Благодари аллаха, дочь моя, — поучала мать Джамилю, — ты пришла в крепкий, благословенный дом. Это твое счастье. Женское счастье — детей рожать, да чтобы в доме достаток был. А у тебя, слава богу, останется все, что нажили мы, старики, — в могилу ведь с собой не возьмем. Только счастье — оно живет у того, кто честь и совесть свою бережет. Помни об этом, соблюдай себя!..». Итак, счастье женщины, следуя этой логике: детей рожать, да чтобы в доме достаток был. И эту женскую позицию навязывает Джамиле свекровь. И для киргизского народа такой вариант является традиционным, приемлемым. До появления Данияра Джамиля жила, как ручеек, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых традиций «большого и малого дворов» и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору ручеек.
Реферат джамиля чингиз айтматов
... в руках кетмень. Судьба словно в награду послала ей работящую невестку. Джамиля была под стать матери - неутомимая, сноровистая, только вот характером немного ... обиду. И если уж на то пошло, отправлю с ними Данияра. Вы ж его знаете: безобидный такой малый... ну, тот, что ... жили вместе. Малый дом тоже проводил в армию двух сыновей. Старший, Садык, ушел вскоре после того, как женился. От них мы получали ...
Сирота Данияр, раненный на войне, вернулся в родной аил, жил одиноко, ночевал в копнах у самого берега. Данияр далеко не богатырь и красавец – «неказист с виду, молчалив и угрюм». Его имя в переводе с тюркского значит «дар солнца», «обладатель знаний». Он знает некую истину, знает многое о земле родной, о войне, о людях.
Кем же была Джамиля для Данияра? Любимой, родной, он её понимал, как никто другой, и это было взаимно. Первоначальное название книги «Мелодия» — так как главный герой Данияр признается в любви Джамиле при помощи песни без слов. Именно в этой песне рассказчику и девушке является душа влюбленного и его большой талант.
Отец мальчика-рассказчика Сеита, подчиняясь долгу перед предками, берет во вторые жены родственницу-вдову, так как родовой адат не разрешает отпускать на сторону женщину с сыновьями. Сам Сеит называет эту женщину «младшей матерью». Он с почтением относится к ней — опоре семьи. Когда все мужчины «большого и малого дворов» уходят на фронт, мать требует от оставшихся «терпения вместе с народом». Она опирается на большой жизненный опыт и традиции. В ее адрес автор не бросает ни единого упрека. Когда есть патриархат, все это приводит к давлению на личность, лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только обнажила нравственные и социальные корни этой истины, но и показала пути победы над нею.
Для главных же героев существует только любовь и искренность — Джамиля и Данияр покидают аил, чтобы быть вместе. После их ухода Сеит все еще остается в аиле Куркуреу, но это уже не прежний подросток. Джамиля и Данияр стали для него нравственным воплощением поэзии и любви, свет их повел его в дорогу, он решительно заявил матери: «Я поеду учиться… Скажи отцу. Я хочу быть художником».
Правильно ли поступила Джамиля, когда ушла из аила, бросив свою семью, поддавшись чувствам? Любовь Данияра и Джамили была запретной. Джамиля шла против законов аила, она долго терзалась перед принятием главного решения в своей жизни. Сложно рассуждать здраво, когда чувства затмевают сознание. Герои произведения Ч.Айтматова «Джамиля» – молодые, чувственные натуры, они увидели друг в друге родственные души. Признание Джамили звучит как исповедь, после него судьба обоих героев кардинально изменилась, их жизнь стала бесцельной друг без друга: «Неужели ты думал, что я променяю тебя на него? — горячо шептала Джамиля. — Да нет же, нет! Он никогда не любил меня. Даже поклон и то в самом конце письма приписывал. Не нужен мне он со своей запоздалой любовью, пусть говорят, что угодно! Родимый мой, одинокий, не отдам тебя никому! Я давно любила тебя. И когда не знала — любила и ждала тебя, и ты пришел, будто знал, что я тебя жду!».
Краткое содержание Д.С. Лихачев «Земля родная»
... будущее поколение, жили на нашей свободной земле, внесли свою долю в процветание родного края, гордились простыми, доброжелательными людьми, которые сберегли им эту прекрасную землю. Сочинение на тему “Моя земля” У каждого ... людьми. О родной земле писали сотни поэтов и писателей, они воспевали родной край в своих лучших произведениях. Что касается меня, я люблю свою Родину Для меня родная земля – это ...
Таким образом, перед читателем проходит не только история любви Джамили и Данияра, но и нравственный расцвет Сеита, радостное осознание им себя как художника, как человека, который может творить.
«Я буду рисовать Джамилю и Данияра. Я зажмурил глаза и очень точно представил себе Данияра и Джамилю такими, какими я их изображу. Казалось, бери кисть и краски и рисуй». «…Они идут по осенней степной дороге. Перед ними широкая светлая даль». Пофантазирую и дорисую эту картину: они идут вместе, плечом к плечу, лицом к нам, мы видим, что Джамиля улыбается, Данияр что-то нежно говорит ей, но вдруг Джамиля в свойственной ей манере, вдруг побежала в сторону, по степи, Данияр догоняет ее, они свободны…
Прекрасная маленькая повесть, трогательная. Несмотря на небольшой объем, она содержит в себе очень многое: красоту родной земли, войну, семейные узы, тоску живого сердца, уроки жизни и непростой выбор… И, конечно, любовь, во всех ее проявлениях.
Знакомство с произведением Айтматова получилось более чем удачным и, конечно же, я обязательно его продолжу.
«Джамиля» — как повесть, так и героиня, чьим именем она названа — это сама жизнь. Жизнь, которая бьет ключом, не признает условностей и правил, которая хочет свободно высказывать свое мнение и подчиняться зову сердца.
И она свой выбор делает. И никому отчитываться не станет, гордая душа. Может быть, никто этот выбор не поймет и не одобрит. Кроме одного-единственного человека. Но это и не имеет значения.
А одному человеку эта история из детства словно откроет глаза на мир, научит отличать и ценить настоящее. И через всю жизнь он пронесет воспоминание о том лете, когда над ночной степью звучала прекрасная песня.
Коротков Леонид, МОУ «Новохопёрская СОШ №2», 5 класс.
Учитель русского языка и литературы: Соломинцев Михаил Михайлович