Тридцатые годы девятнадцатого века тяжелое время, повлиявшее на российское общество и послужившее толчком для появления нового — печоринского типа личности. Подавление восстания декабристов тысяча восьмисот двадцать пятого года стало резким пресечением свободолюбия людей. У общества не существовало нравственных идеалов, смешанное воздействие западной философии и русского национального духа, традиций и культуры привело к отторжению людьми некоторых моральных принципов и ценностей. Михаил Юрьевич Лермонтов реалистично и в некотором развитии показал все «едкие истины» скованного общества и народа контролируемого властью через армию. Молодые, амбициозные авантюристы, подобные Григорию Печорину, стремились выделиться, не поддаться влиянию света, стать особенными. Люди отчаянно стремились к своему идеалу, часто не задумываясь о последствиях. Но люди такого нового типа были обречены на одиночество и трагическую судьбу. Их губило общество, которое они стремились спасти. Как прежде декабристы они старались стать идеальными, но в отличие от предшественников заботились лишь о себе, достигали цели, шагая по головам. Обреченность и противоречивость – эти черты создают двойственный характер не только самого Г. А. Печорина, но и целого поколения его современников.
Григорию Александровичу Печорину не повезло родиться именно в это мрачное десятилетие девятнадцатого века и стать тем особенным человеком, о котором Белинский скажет: «…Онегин нашего времени». Так же как пушкинский герой Евгений Онегин лермонтовский Печорин получил светское образование, но рано понял свою несостоятельность как человека. Григорий Александрович обладает недюжинными данными: неординарный ум, способность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Оторванность от народа, да и от многих кругов общества породило в Григории Печорине глубокие индивидуализм и эгоизм. Григорий многим людям приносит горе и несчастье: контрабандистам, княжне Мери, Вере, убивает Грушницкого. И всё это из-за жажды действия и отсутствия моральных границ. Григорий Александрович не находит себе применения, но страстно желает дела. При этом появляется любопытство, не ограничиваемое принципами.
Герой находится в постоянном конфликте со своей совестью. Особенно сильно это проявляется в «Княжне Мери» где открываются внутренний мир Григория, мотивы его поступков. Печорин, осмысляя свои деяния, понимает, что идёт «по головам» и осуждает собственные поступки. Он борется не только с другими людьми, с окружающим его обществом, но прежде всего с самим собой, со своей человечностью и совестью. «В нём два человека: первый действует, второй наблюдает» — говорил Виссарион Григорьевич Белинский. Эта жажда бури, неуёмность в сочетании с философским, созерцательным внутренним миром так же делает Печорина необычным. Горцы – «дети природы», спокойные внутренне и в тоже время с огромной энергией и живостью привлекают Печорина. Но Бэла не может понять его мятежности, постоянной не стабильности, он словно парус из стихотворения Михаила Юрьевича. В то же время в «Фаталисте», Григорий таинственен, нам открываются всё новые черты его характера, его отличное от всех мировоззрение.
Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс
... сочинении. Печорин – это персонаж, в котором собраны все пороки общества Николаевской эпохи. Он безжалостен, равнодушен, злобен и язвителен. Но почему же у читателя появляется теплое душевное сочувствие к Григорию ...
При этом Лермонтов показывает и другие типы личности, их восприятие характера Григория Печорина. Описывая тип «маленького человека» Максима Максимыча автор не только даёт ему глубокую оценку, но и показывает взаимоотношения с разными по характеру людьми, в том числе и с Печориным. Отношения Григория Александровича и Максима Максимыча очень важны. Ведь ничто так не говорит о душе человека как его отношения в дружбе и в любви. Отношения с возлюбленными показаны широко и ярко, но не красят героя. Дружбой Григорий тоже не дорожит в силу своего индивидуализма.
Михаил Лермонтов показывает нам ещё больше, предоставляя оригинальные мысли Печорина – его дневник. Это уже не взгляд со стороны, а корень всех проблем – душа Григория. В дневнике становятся более явными причины отрицательных черт героя, трагизм его судьбы, его критическое отношение ко всем окружающим и обществу в целом. Печорин осознает, что не сделал ничего хорошего, но в условиях его жизни не может ничего предпринять. Григорий не отчаивается, он продолжает пытаться, навязывать себя миру и людям. Лермонтов показал самую суть Печорина, показал, что все беды материальные, зло и пороки зарождаются в душе. Всё-таки герой мог остановиться и попытаться успокоиться, начать нормально жить, но, он этого не сделал, не смог, а скорее не захотел.
Великое, по мнению Григория Печорина, предназначение заставляет его идти на поступки, которые приносят только несчастье, разрывают дружбу, губят судьбы. Григорий Александрович не ценит ни дружбу, ни любовь, но чувства он испытывает, как и любой человек. Он скрывает свои переживания, свою человечность с юности. Объясняясь с княжной Мери, Печорин рассказывает: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”. Чувства его ущербны и приносят только горе. Намного более сильно у него выделяется жестокость и холодный бесстрастный разум. С полным безразличием Печорин вспоминает Бэлу, показывая равнодушие к смерти девушки, да и трагедии других людей ему безразличны. Умирает Бэла, несчастны Мери, Вера, Максим Максимыч.
Печорин по жизни авантюрист, но он стал человеком случая, человеком судьбы из-за вечного поиска. Печорин сам не знает к чему стремиться, назвать это поиском смысла жизни трудно, хотя сам герой так считает. Печорин ищет успокоения, он считает, что если найдет тот идеал, к которому стремиться, то сможет спокойно жить. Но печоринского идеал не существует, ни в реальности, ни в душе героя. Характер Григория постоянно меняется, он бежит от себя, борется со своими пороками, ищет смысл жизни и всё это делает глубоко субъективно. Отсюда и все проблемы. Он как не умеющий плавать человек собравшийся спасти утопающего. Финал неотвратим, он утонет сам и утянет за собой много судеб. Сам автор в начале романа раскрывает суть своего героя, героя целого поколения: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Трагизм Печорина состоит из трёх составляющих – это время и общество (социальные противоречия, конфликт с обществом), судьба (особенное внимание этой составляющей уделено автором в повести «Фаталист») и характер Григория (попытка убежать от себя, конфликт с совестью, индивидуализм и эгоизм одиночки).
Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают ...
... на его этническую принадлежность и способствовали объединению общества. Воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания неразрывно связано ... снежной горы…» — сетовала газета. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер (О. ... Королёва. Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua Сочинение на тему: «Я — казахстанец!» Жители других ...
Образ Печорина раскрыт Лермонтовым со всех сторон и очень глубоко. Михаил Юрьевич, словно сам, пытался понять трагизм судьбы общества своего времени. И чтобы понять это писатель выбрал одного человека, в котором сошлись все черты человека тридцатых годов. Автор показывает превосходство Печорина над окружающими. Решительность, сила личности Григория становятся явными при встрече с «мирными» контрабандистами, «водяным обществом», горцами. Но в тоже время духовно Печорин беден. Он лишь тень, лишь отголосок человека по сравнению с Верой. И поняв это, герой сделал лишь один шаг к истине, один верный шаг к правде в череде неправильных поступков. На этом пути он спускается вниз, думая, что поднимается наверх. Григорий Александрович хочет отрешиться от гнилого света, но становиться ничуть не лучше. Наделённый способностями и будучи, особенный он обречен на трагедию в сером обществе лермонтовских годов. Михаил Юрьевич здесь включает и свою судьбу, судьбу особенного человека утопающего в бездне светского общества. Лермонтов, объясняя нам, трагизм судьбы Печорина раскрывает его душу. Именно этот подход – духовный, а не материальный послужил, по-моему, причиной не хронологического расположения глав романа. Автор ищет проблемы героя своего времени в его характере, личности и в противопоставлении их обществу. И этот кризис характера заставляет Григория бежать от себя, а точнее бежать от общества, от принципов без которых невозможно существовать в том времени.
Характер Печорина, прежде всего, отличается глубоким эгоцентризмом. Григорий Александрович не думает о людях его окружающих, и в стремлении отрешиться от пороков общества, он отрешается и от себя. Печорин видит пороки людей, но не может разобраться в себе. Его необычайная психологическая прозорливость позволяет ему обольстить Мери и увидеть низкие стремления Грушницкого. Григорий не просто эгоист, он не думает и о своей судьбе. Печорин не в силах разобраться с собой, теряет надежду найти то, что ищет. И жизнь теряет для него смысл, он забывает об осторожности. Григорий Александрович перестаёт бороться с судьбой, он потерял всякий смысл существования. И лишь отправившись за Верой, поняв что, любит её, Печорин осознал держащее его чувство. Он понял, что можно жить ради любви, ради дружбы, но жить так он не может. Он сам не может испытывать чувства, но, причиняя боль или вызывая радость, играя на чувствах людей, управляя их судьбами, он наслаждается этим. Печорин как огонь посреди воды. Пытается победить, но тратит силы в пустую, медленно и неотвратимо гибнет. «Душа Печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…», — писал Виссарион Белинский.
» Печорин — герой своего времени» (9 класс)
... испорчена светом». Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась ... время, Григорий смог бы реализовать свои таланты. Не случайно именно этот человек занимает центральное место в галерее литературных образов «лишних» людей. Но с другой стороны, Печорин – это герой ...
Роман «Герой нашего времени» построен на контрасте человеческой личности и общества. Лермонтов показывает, что можно попытаться изменить себя или переделать под себя общества, но редко что из этого увенчается успехом. Особое внимание уделено попытке изменить себя, разобраться в себе. «Герой нашего времени» это роман, разобравший человеческую душу по кирпичикам и в тоже время, показавший, что любая ошибка, любой обман своей собственной совести может обернуться трагедией жизни. Лермонтов дал глубокую и объективную оценку личности Григория. Он не показал его злым или добрым, потому что, хорошими или плохими бывают поступки, а не люди. Автор выделил пагубное влияние общества на неординарного, одаренного человека, но в тоже время Михаил Юрьевич не умаляет вину и Печорина. Как и Чадский, Григорий Александрович страдает от ума, но в отличие от него, как и Онегин ломается. Не в силах найти нужные условия Григорий задыхается, мучительно ищет выход и при этом приносит горе. Григорий Печорин – это один из ярчайших образов русской литературы, великое открытие Лермонтова как писателя, как преемника и продолжателя А. С. Пушкина.
Роман «Герой нашего времени» — это произведение, повествующее о пути одиночки. Печорин мучительно ищет выход, но в попытке исправить что-либо делает только хуже. Он не хочет помощи не от кого, ибо характер и личность Григория полны эгоизма и индивидуализма. Человек попытавшийся отрешиться терпит трагедию и Григорий Александрович не исключение. Печорин закрыт для всех, и лучшие человеческие чувства умерли в его сердце, забытые и подавленные. Григорий духовно слеп, но не желает помощи, он попал в беду, и его трагедия самая страшная. Его трагедия – это борьба с собой, он закрыл душу ото всех, даже от себя самого. Когда он испытывает любовь к Вере, он не осознаёт до конца что это. Потому что он забыл, что такое любовь, а чувство это осталось.
Печорин – это глубокий и трагический характер, черты которого проявляются порой в любом человеке. Во все времена этот роман будет популярен, ибо «Герой нашего времени» — произведение о человеке и его душе, об отношениях человека с обществом. Широкий охват повествования создаёт новый жанр — социально-психологический реализм. Это роман о реальности, о реальных чувствах и о правдивой трагедии человека. О трагедии в которой отразилась трагедия поколения «лишних людей». Вечная грусть и пустота души сотен и сотен «героев нашего времени».