ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»), ОБРАЩЕНИЕ К ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
И в детские годы, и будучи учителем русского языка и литературы, всегда восхищалась этой повестью. И сейчас, уже не работая в школе, хочу сказать своё слово о ней.
Слово это будет обыкновенным, не претендующим на изысканность, на логичность рассуждением человека, которому очень хочется, чтобы дети всех дальнейших поколений полюбили это произведение А.С.Пушкина.
Чтобы оно помогало в конкретной личной жизни каждого, и, конечно же, [увы, поневоле становишься прагматичным человеком!] на экзамене всем и всегда.
Данная информация — не готовое сочинение, а просто размышления о моём любимом произведении А.С.Пушкина на заданную тему.
С уважением ко всем поколениям школьников и учителей Помелова Галина Николаевна
О любви к жизни написано много художественных произведений. «Любовь к жизни»… Так и называется рассказ американского писателя Джека Лондона. Андрей Соколов, главный герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека», так любил жизнь, что, потеряв семью, решил приютить мальчика-сироту, чтобы научить его этой любви к жизни. Уверена, что всеми читателями любима жизнерадостная, любвеобильная Наташа Ростова — одна из главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Зелёный цвет – цвет надежды, цвет жизни. Поэтому А.С.Грин назвал рассказ «Зелёная лампа». О любви к жизни и «Повесть о настоящем человеке» Б.Н.Полевого, написанная в 1946 году, и роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь», созданный в 30-е годы ХХ века.
Что же такое любовь к жизни? Это такое состояние человека, когда человеку нравится жить, хочется жить. За что мы любим жизнь? Когда и почему мы ещё больше начинаем любить её?
В разные возрастные периоды любовь к жизни понимается человеком по-разному. И мера любви к жизни у всех разная. Как изменения в личной жизни и в обществе влияют на любовь человека к жизни?
Дворянский юноша Петр Гринёв, живя в одной из симбирских деревень, мечтал о военной службе в Петербурге. Его желания не сбылись, потому что отец послал его служить в оренбургские степи. От этого Петр Гринёв не разлюбил жизнь.
В Белогорской крепости Гринев влюбился в Машу Миронову. Хотел с ней всегда быть вместе. Это и есть любовь к жизни. Ведь любовь способствует поддержанию жизни. Петр Гринев счастлив от того, что Маша ухаживала за ним, когда его ранили на дуэли. Его душевное состояние говорит о том, что не физическое недомогание сейчас на первом месте, а чувство любви к девушке. Разве это не проявление любви к жизни? Он настолько любил жизнь, что его не беспокоило физическое состояние.
Наступили такие дни в жизни юноши, что он боялся «сойти с ума или удариться в распутство». Отец в письме выразил огромное сожаление о том, что Петр не достоин носить шпагу, которая пожалована ему на защиту отечества, а не для дуэлей. Отец не дал благословения. Маша отказалась венчаться без благословения родителей Петра и перестала с ним встречаться. Вот когда жизнь перестала нравиться Петру Гриневу: «сделалась… несносна». Он потерял интерес к чтению и сочинительству. «Дух мой упал». Петр Гринев устал бороться за жизнь, смысл которой видел в любви к Маше.
Жизнь или смерть… Перед таким выбором оказались Петр Гринев и Алексей Швабрин. Оба молодых человека любили жизнь и пытались выжить во время пугачёвского бунта. Но пути выживания выбрали разные. Неужели Петр Гринев меньше любил жизнь, когда отказался присягать самозванцу? А Алексей Швабрин настолько любил себя и свою жизнь, что с легкостью, чтобы сохранить её, забыл о верности присяге?
Любил ли жизнь Савельич? У читателя может сложиться мнение, что он нисколько не думал о ней. Он настолько был предан Петруше, что не один раз рисковал своей жизнью ради него. Он предложил свою жизнь взамен на жизнь юного дворянина, когда Петра готовы уже были повесить. Он не оставляет Петра, когда тот возвращается в Белогорскую крепость, чтобы освободить Машу. Наверное, любовь к жизни у Савельича приравнивается к самопожертвованию. Ведь смысл его жизни заключается в этом дитяти.
Не один раз могла лишиться жизни Маша Миронова. Её прятали у попадьи, когда она находилась в горячке. В полубессознательном состоянии она была и тогда, когда Швабрин держал её взаперти. Но девушка продолжала любить Гринева настолько, что противилась Швабрину изо всех сил. Она тайно послала Гриневу письмо. Маша настолько любила жизнь, что не мыслила её без Петра, и поэтому решилась искать правду в Петербурге.
Любили жизнь и хотели жить и родители Маши Мироновой. Смысл их жизни заключался в своей дочке и в крепких семейных узах, которые были нарушены историческими обстоятельствами. Если бы они остались живы, они бы по-прежнему поддерживали друг друга и вновь созданную семью молодых.
Юный читатель может задаться вопросом: а любил ли жизнь Пугачев? Пугачев любил жизнь свободную и хотел такой же жизни и для простого народа. Предводитель восстания понимал, что жизнь его полна опасностей и может оборваться в любую минуту, но он, по калмыцкой сказке, которую он рассказал Гриневу, не променял бы жизнь орла на жизнь ворона.
Итак, герои «Капитанской дочки» любили жизнь. Любить жизнь – это не только просто желать жить, но быть честным, добрым, человечным, смелым, сильным духом, человеком, который стремится защитить другого. К такому заключению нас подводит А.С.Пушкин.