Развертывание:
Авдий Каллистратов, молодой человек с сильной жизненной позицией и четко выраженными принципами, является одной из важнейших фигур в романе Ч. Айтматова «Плаха». Своей верой и убеждениями Авдий привлекает внимание и вызывает интерес. Он верит в то, что Бог присутствует в каждом человеке, но не все обладают осознанием этого факта.
Авдий, обладая философской склонностью мысли, хорошо знаком с историей церкви и основами христианской философии. Занимавшись в высшем церковном учреждении, он получал образование и совершенствовался в области духовности. Однако его жизненные воззрения и идеи о необходимости ревизии церкви приводят к его исключению из духовной семинарии.
Через рассказ Айтматова мы видим, что Авдий — неординарная личность с принципиальными взглядами. Он рассуждает о роли религии и философии в жизни людей, и, вместе с тем, выражает свое сомнение в необходимости и актуальности традиционных религиозных учений.
Роман «Плаха» обостряет нравственные проблемы, которые возникают перед нами в современном обществе. Айтматов, через образ Авдия, выносит на обсуждение вопросы разрыва между церковью и верой, побуждая нас к размышлению о значимости и роли религии в современном мире. Не соглашаясь с традиционными взглядами, Авдий оказывается перед выбором — оставаться преданным своим принципам или поддаваться давлению общественного мнения и предубеждений.
Роман Ч. Айтматова «Плаха» вызывает интерес и затрагивает актуальные проблемы. Он оставляет нас со множеством вопросов, заставляя задуматься о ценности человеческих убеждений и их соответствии общественным нормам.
Часть II: Пример осознанного жизненного пути в литературе
Однако несмотря ни на что, Авдий стоит еще на позициях христианства, и ему не может быть безразлична жизнь общества. И потому, увлеченный идеей служить Родине, Каллистратов устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих статьях отразить реальное положение вещей в стране. И поначалу его заметки являются примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не получает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в затруднительном положении. И вновь в его жизни встают вопросы: “Что делать? Как жить дальше?”. Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Каллистратова к осознанию необходимости перевоспитания людей религиозным путем. Прекрасно осознавая последствия своих действий, Авдий все же не изменяет своим принципам, остается честен с самим собой, исполняет моральный долг. И вновь он в степях Казахстана. Но люди, в упор расстреливающие животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают Авдия Каллистратова.
Человек и природа в романе Плаха, Айтматов
... являются естественной средой обитания волков. Даже волки в произведении Айтматова показаны более умными и сознательными существами, нежели люди. Встретив на своем пути человека, Акбара ... облаву на сайгаков, без крова и потомства остаются волки Акбара и Ташчайнар. Тему степи Айтматов, выросший в окружении Киргизских предгорий, затронул неслучайно. По законам природы степи ...
Поистине трагический финал: обрывается жизнь совсем еще молодого человека. Но тем самым автор призывает задуматься о судьбе Авдия, еще раз проследить его жизненный путь. И тогда понимаешь, что все сознательное существование Каллистратов провел в гармонии с самим собой, отстаивая собственные взгляды и идеалы, и постоянно стремился быть полезным людям. Можно сказать, что “честно прожить” ему удалось.
Роль В.М. Шукшина в отражении нравственных проблем в литературе
Затрагивая нравственные проблемы, нельзя не упомянуть творчество В.М. Шукшина. Являясь продолжением лучших традиций классической литературы, Василий Макарович всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он пытался прежде всего помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности, жить согласно долгу и совести.
Пример проявления чести и совести в произведениях В.М. Шукшина
Затрагивая тему чести и совести, следует вспомнить один из лучших рассказов Шукшина — “Охота жить”. Примечателен он тем, что добро и зло показаны “в прямой схватке”.
Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину.
Разворачивающая часть
В современном обществе много зла и жестокости, которые разрушают связи между людьми и наносят вред окружающей среде. Источником этого зла является жажда наживы и совершение преступлений с целью личной выгоды. Тем не менее, в рассказе о старике-охотнике Никитиче мы видим пример исключительной доброты и открытости души. Несмотря на столкновение с несправедливостью и злом, он не отступает от своих принципов и оказывает помощь нуждающимся.
Литература 50-80-х годов активно занималась освещением морально-нравственных вопросов, как в прозе, так и в поэзии. Великая роль в этом играли такие авторы, как Ю. Друнина, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Р. Казакова и многие другие. Они не только писали о проблемах нравственности, но и пытались служить народу через свое творчество. В их произведениях всегда затрагивались моральные вопросы, независимо от их популярности в литературных кругах.
В современном обществе особенно необходимы такие произведения, которые призывают к любви к Ближнему и проповедуют идеи нравственности. Литературные произведения, которые говорят о понятных и близких вещах, заставляют нас задуматься о себе и о нашем мире. Только так можно избавить мир от жестокости, которая набирает обороты.
Нравственность — это нечто простое. Сделай добро, будь внимателен, не останавливайся перед чужой болью, найди место в жизни. Выполнение этих требований гарантирует, что каждый человек будет жить честно и гармонично, в согласии с самим собой и окружающим миром.
Пример по высказыванию В. Сухомлинского «Семья – это та первичная ...
... вот чего не хватает современному обществу. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В. А. Сухомлинский, Главное значение семьи В вопросах воспитания родители должны достичь ... Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире ...