Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» строится на противопоставлении моральных принципов, человеческих качеств и чувств.
Одной из центральных пар в этом противостоянии можно считать человеческую гордость и смирение.
Гордость Родиона Раскольникова как первопричина его теории
Гордость и самолюбие во многом определяют образ мыслей и отношение к жизни главного героя романа, молодого разночинца Родиона Раскольникова. Автор не просто описывает его жизнь, но глубоко проникает во внутренний мир героя, отражая на страницах произведения то смешение чувств, переживаний и эмоций, которое привело его к преступлению.
Социальное положение Родиона, наделенного умом и воображением, оставляет желать лучшего. Он вынужден жить в убогой комнате, которой больше подошло бы название «шкаф» или «гроб», и буквально задыхается в ней, не видя выхода из беспросветной нищеты как собственной, так и людей его окружающих.
Раскольников склонен размышлять и анализировать. Он умен и наблюдателен. Но его возмущает лицемерие общественной морали, допускающее такую ужасающую несправедливость, и в поисках своих собственных моральных ценностей и идей он приходит к теории «тварей дрожащих» и «сильных личностей».
Смысл теории Раскольникова
Раскольников решительно делит всех людей на две категории. Большую часть всего человечества он презрительно именует «дрожащими тварями» и отказывает им в праве на поступки, решения, мнения. Уверовав в свою бесчеловечную теорию, герой убежден в том, что жизнь такого человека не представляет ценности и ею легко можно пожертвовать ради своих «высоких» интересов.
Вторая категория, к которой Родион без тени сомнения относит себя, — это сильные личности, не связанные никакими запретами и нормами морали и закона. Не оглядываясь на окружающих, они идут к своей цели и вершат великие дела. Самолюбие Раскольникова тешит мысль о своей избранности, и, чтобы доказать самому себе, что он «право имеет», герой решается на жестокое убийство.
Увлеченный своей теорией, Родион Раскольников не замечает, как присущая ему гордость умного образованного думающего человека превращается в неуемную гордыню. Лишь переступив грань божьей заповеди и человеческого закона, он начинает осознавать в какую чудовищную пропасть завело его стремление к избранности.
«Теория Родиона Раскольникова и ее крушение», 9 класс
... к самым непредсказуемым последствиям. Так кто же Родион Раскольников на самом деле: сильная натура или потерянный человек, лишенный будущего? Знакомя с Раскольниковым, писатель сразу же погружает нас в ... не стоит забывать и про его теорию, своеобразное разделение всего человечества на «тварей дрожащих» и «творцов истории», «сильных мира сего». Родион считал, что мир устроен на ...
Смирение Сонечки Мармеладовой — путь к спасению героев
Антиподом гордыни Раскольникова является смирение Сонечки Мармеладовой.
На ее долю выпало немало страданий, которые девушка безропотно принимает. Она готова принести себя в жертву и решается на грех прелюбодеяния. И Раскольников, и автор романа убеждены, что жертва девушки бессмысленна. Соне не спасти от унизительной бедности своих близких. Но чувство ответственности не позволяет ей поступить иначе.
И даже окунувшись в эту порочную жизнь, Сонечка Мармеладова сохраняет в своей душе внутреннюю чистоту и веру в Бога, которые позволяют ей не только безропотно переносить все невзгоды, но и протянуть спасительную руку помощи отчаявшемуся и находящемуся на грани помешательства Раскольникову. Слабая девушка оказывается морально сильнее героя, который в своей гордыне считал себя сверхчеловеком и, совершив ужасное преступление, оказался в бездне вины и отчаяния.
Именно вера и смирение становятся основой возможного возрождения и спасения героев, и в этом основная нравственная идея романа «Преступление и наказание».