Мой любимый поэт Анна Ахматова
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.
А. Ахматова
XX век подарил русской литературе и всему миру целое созвездие ярких и самобытных поэтов. Начало века было временем перемен, переоценки ценностей, гражданской войны и революций — переходным этапом к неведомому новому, тяжелым испытанием для всей страны. Поэты — это существа с обнаженным сердцем. Им от Бога дан дар предвидения и более глубокого чувствования реальности, поэтому и доля ответственности, возложенная на их плечи, больше, и страдания от понимания противоречий или трагичности происходящего — сильнее, чем у обычных людей. Возможно, именно этим можно объяснить роковую и страшную последовательность имен талантливых людей, слишком рано ушедших туда, откуда нет возврата, или чьи судьбы сложились настолько трагически, что мы и сегодня невольно ощущаем вину за это.
Не вынеся напряжения революции и послереволюционных лет, погибают Блок, Есенин. Вскоре за ними уходит Маяковский. Марина Цветаева, не сумев принять революцию, вынуждена долгие годы провести во всегда остававшейся для нее чужой эмиграции, а вернувшись, встречает лишь непонимание, боль: арест самых близких людей — мужа и дочери, одиночество, и тоже трагически уходит из жизни.
Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа и заключение сына в годы репрессий, боль непонимания и запрет печататься.
А в комнате опального поэтаДежурят страх и Муза в свой чередИ ночь идет, Которая не ведает рассвета,
Кажется невероятным, что хрупкая чувствительная женщина смогла перенести столько горя и сохранить в своем сердце великую способность любви — к близким, к своему народу, к родине, к жизни. Эта любовь наполняет ее стихи особым животворящим светом, возрождающим и веру, и надежду.
Женский голос, как ветер, несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебритИ загадочным одеяньемНебывалых шелков шелестит.
Среди глубоко личных, интимных стихов Анны Ахматовой встречаются настоящие философские прозрения, потому что внимательный взгляд и чуткое сердце поэта способны проникать в миры, где нет времени и пространства, жизни и смерти в понимании обычного человека.
Наше священное ремеслоСуществует тысячи лет…С ним и без света миру светло. Но еще ни один не сказал поэт, Что мудрости нет, и старости нет, А может, и смерти нет.
Анна Ахматова: жизнь и творчество
... Ахматовой. Потребность в романе — потребность, очевидно, насущная. Роман стал необходимым элементом жизни, как лучший сок, извлекаемый, говоря словами Лермонтова, из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца ... в поэзии «гейзеров» Анна Ахматова достигла большого мастерства. ... об Ахматовой — художнике и человеке. ... теме. Новизна любовной лирики Ахматовой ... Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и ...
И все же большинство стихотворений А. Ахматовой предельно конкретны, реалистичны. Она предпочитала видеть мир таким, каков он есть на самом деле, хотя, конечно же, глядя на него по-своему — изнутри, умея увидеть не только внешние, но и скрытые, запредельные стороны предметов и явлений.
Синий вечер. Ветры кротко стихли, Яркий свет зовет меня домой. Я гадаю: кто там? — не жених ли, Не жених ли это мой?..
Поэзия Анны Ахматовой занимает особое место в русской литературе, поскольку в ней органично соединились новая поэзия XX века с лучшими традициями старой русской литературы. И всегда Анна Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, родины, человечества, благодаря сначала интуитивному, а затем все более сознательному чувству своей кровной принадлежности к родной земле, своему народу, что позволяет говорить о ней как о русском национальном поэте.
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном.
Поэзию Анны Андреевны Ахматовой невозможно читать с равнодушием. Буквально каждое ее произведение переворачивает все привычные представления о мире, заставляет иначе взглянуть на окружающую жизнь. Стихи Ахматовой удивительны, они просты и безыскусны, на первый взгляд. Но если вдуматься, то открывается их истинный смысл и читатель понимает, что оказывается перед бездной чувств, эмоций, мыслей. Анна Ахматова сумела выразить в стихах все глубинные устремления человеческой души, все оттенки чувств и эмоций. И каждый, кто начинает читать ее бессмертные произведения, удивляется, насколько близко и понятно ему все, о чем говорила поэтесса. Уже в ранних стихах Анны Ахматовой можно увидеть все, чем жила поэтесса. Ее внутренний мир был удивительно богат. В нем находилось место всему: любви, восхищению красотой окружающего мира и удивительной мудрости, свойственной поэтессе. Она может легко, самыми простыми словами передать свое настроение в стихах: Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам. В поэзии не существует мелочей, все имеет свое, ‘ очень важное значение. Любовная лирика Ахматовой завораживает, заставляет проникнуться всеми чувствами, которые только могут присутствовать в сердце влюбленной женщины: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: “Со мною умри!” Поэзия Ахматовой удивительно целомудренна. Переживания влюбленной женщины настолько возвышенны, что кажется, будто автором этих строчек явилось неземное существо. В стихах Анны Ахматовой перед читателем раскрывается удивительная красота любви, способная оправдать все, что люди могут совершить ради этого прекрасного чувства. Стихи свидетельствуют о глубочайшем страдании, которое может доставить любовь. Но это страдание одновременно возвышает человека. И поэтому любовь предстает испытанием, посланным свыше. Среди повседневных забот и проблем стихи Ахматовой могут оказаться оазисом, освежающим душу, мысли и чувства. Ведь любовь — это не просто игра воображения, а единственная реальность, которая может поднять человека на вершину счастья. Мысли о любви заставляют задуматься о собственной душе, о которой подчас мы забываем в суете повседневности. Любовь заставляет расправить крылья и взлететь над серой и унылой действительностью. Но одновременно любовь может оказаться тяжелым камнем, который не дает подняться и воспарить. Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой.
Онлайн чтение книги Стихи о любви Анна Ахматова. Стихи о любви
... лирике Ахматовой любовь представлена в полной гамме и разнообразии красок. Она чутко описывает все волнение, настроение, эмоциональное напряжение женского сердца. Любовная лирика поэтессы носит определение- «энциклопедия любви». Популярные сочинения Анализ произведения Свои люди ...
В стихах Ахматовой лирическая героиня удивительно романтична. Она обращает внимание на все знаки окружающего мира, и абсолютно на все она чутко реагирует. Каждый поступок, стремление или слово могут оказаться решающими или же роковыми. Было душно от жгучего света. А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. Поэтесса не просто воспевает красоту любви. Она говорит, что любовь может одновременно стать величайшей из трагедий, обрекающей человека на несчастье. Но без любви теряется сам смысл жизни. И поэтому душа изнывает без любви, а человек тянется к ней всем своим существом. В стихах Ахматовой встречаются изысканные сравнения. Поэтесса беседует с бессонницей, рассказывает ей о своих переживаниях: Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Лирическая героиня Ахматовой постоянно размышляет о смысле жизни. И размышления ее приводят к удивительно красивым и изысканным оборотам в стихах, воспевающих великолепие жизни: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утолить ненужную тревогу.
Ахматова успевает заметить все вокруг и воспеть это в своем творчестве. И лопухи в овраге, и грозди желто-красной рябины, и мурлыкающий пушистый кот — все это находит свое отражение в стихотворении. На первый взгляд, это несущественные детали. Но ведь все это — часть жизни, такой, какая она есть в действительности. Когда я читаю стихи Ахматовой, мне кажется, будто передо мной раскрывается удивительный мир, целая Вселенная ее души. Анна Андреевна жила в нелегкое для страны время. Привычные общечеловеческие ценности были забыты. И именно поэтому к творчеству Ахматовой относились настороженно… А саму поэтессу назвали “взбесившейся барынькой, мечущейся между будуаром и молельней”. Насколько чудовищно несправедливыми кажутся подобные высказывания сегодня, когда безусловная гениальность ахматовского творчества оценена читателями по достоинству!
Похожие материалы:
- Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака — .
- Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» — .
- Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» — .
- Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» — .
- Анализ стихотворения А. Ахматовой «Творчество» — .
LiveInternetLiveInternet
Анна Ахматова. Северная звезда, Биография
Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь. Журнал «L’Officiel». Русское издание. №44 февраль 2003.
Методика анализа лирического произведения на примере творчества А А
... анализа стихотворений А.А. Ахматовой. Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы ... объективную сторону жизни, то лирика ... любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе. Цель данной работы – изучить методику анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой. ...
…Ее называли «Северной звездой», хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.
Коля Гумилев
Источник:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/moya-ahmatova/
Любимые мужчины Анны Ахматовой
Федра с шалью, колдунья, морская царевна… Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой
В начале прошлого века совсем не все мужчины любили женщин-поэтов. Некоторые их не любили, как бы это поскромнее выразиться, за то, что они смеют пописывать стихи. Это нарушало все патриархальные традиции и бонтонные установки. Про одного из таких приверженцев старины Ахматова даже сочинила такие строчки: «Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость┘» Вот ведь что говорил какой-то не слишком умный господин, даже не постыдился ляпнуть в лицо даме подобную пошлость. Возможно, это был не кто иной, как первый муж автора «Четок» – Николай Гумилев. Это мы так думаем, потому что он тоже негодовал, когда видел дам с тетрадками, – тех, кто претендовал на причастность к высокой поэзии. Исключение он делал только для Ирины Одоевцевой, да и то только потому, что она была вроде как его ученица, хотя что это означало, одному Богу ведомо.
А от Ахматовой Гумилеву были одни огорчения: едва вернется он с героических полей Абиссинии, а тут – прямо на платформе – жена с тетрадкой. «Писала?» – обреченно спрашивал поэт. «Писала, Коля», – сознавалась трепещущая жена. Ни отдохнуть тебе, ни чаю из самовара попить – молча слушай, как жена вслух стихи декламирует. Небось, совестно было перед железнодорожными служащими, что не может супругу приструнить. Но Гумилев был недаром бравый вояка – он стиснет зубы и молчит.
Но это все были скорее поклонники поэзии мужской. Порицатели стиховых изгибов. А были еще хаятели, так сказать, телесных сокровенных изгибов – эти все норовили под сурдинку что-нибудь непотребное по дамской части выдать. Иван Бунин, к примеру, вообще как с цепи сорвался. Не любишь женщину – не люби, но зачем же огульно охаивать? Вот он взял и, ни капли не задумываясь, написал: «Любовное свидание с Ахматовой всегда кончается тоской. Как эту даму ни обхватывай – доска останется доской».
Во-первых, это все выдумка. Мы это утверждаем смело, потому что, по свидетельству современников, никаких таких свиданий с Ахматовой у Ивана Алексеевича не было. И ничего он там не обхватывал, как бы ему этого ни хотелось.
А во-вторых, это обобщение вообще странно и подтверждений в реальности себе не находит. Другие-то ни о чем таком не говорили. Про подбитых птиц и колдуний – сколько душе угодно. Про Федру с шалью – извольте. Даже с белой ночью сравнивали. И с собакой.
Мы просим не ужасаться такому невыгодному сравнению – это все придумал второй муж Анны Ахматовой, ассиролог Вольдемар Шилейко. Он после разрыва с автором «Белой стаи» был, судя по всему, не в себе и вот сравнил поэта с собакой. Так и сказал: мол, у меня в доме для всех бродячих собак находилось место, вот и для Анечки нашлось. Сказал гадость, в общем. Но, может, это он имел в виду богемный притон под неприличным названием «Бродячая собака», кто его разберет… Да и потом сама Ахматова не стеснялась про него гадости говорить (еще будучи замужем за этим мастером клинописи!).
Презентация цветы в творчестве ахматовой. О цветах в поэзии А
... стихов А. Ахматовой), его обработка. Обобщение полученных результатов. I.Аннотация. II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой». III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой». ... сказал, Что я наследую всё это: …И покаянную рубаху, И замогильную сирень» («Наследница» 1958) «И кладбищем пахла сирень..» («Поэма без героя» 1940-1962) Ахматова ...
Она, наверное, нарочно сочинила такие стихи: «От любви твоей загадочной, как от боли, в крик кричу. Стала желтой и припадочной, еле ноги волочу». Фу ты, черт, скажем мы с отвращением, разве можно так доводить женщину? И будем не совсем правы. Не зря русский народ говорит: двое дерутся, третий не мешай. Не будем судить, значит.
А вот еще был художественный критик Николай Пунин, третий муж. Он был тоже солидная величина. Он любил Ахматову и величал ее «морской царевной». Он как раз ни про какие «сокровенные изгибы» размышлять прилюдно не собирался – а зря, это всегда любопытно. Хотя он признавал, что Ахматова каким-то образом сделала его жизнь «второстепенной». И это нам грустно слышать.
Правда, он-то жениться не побоялся, а, например, профессор-патологоанатом Владимир Гаршин почему-то в последний момент отказался. Наверно, испугался величия автора «Реквиема». Ахматова очень на него сердилась и в гневе высказалась так: «Я еще не таких забывала, забывала, представь, навсегда». Звучит неприятно и как-то презрительно. Но тут уж что посеешь, то и пожнешь. Особенно если речь идет о женщинах-поэтах.
Но это все у нас блестящей, так сказать, чередой проходят те, кто очень любил Ахматову, а она их – когда как.
Зато вот кого обожала сама Ахматова, так это двух заграничных людей – и говорить об этом не стеснялась ни чуточки.
Первым (по времени) был композитор Артур Лурье. Он, конечно, в 1922 году эмигрировал куда-то там из Страны Советов (и правильно сделал), но это не помешало автору «Поэмы без героя» написать такие вдохновенные строки: «А во сне мне казалось, что это я пишу для Артура либретто, и отбоя от музыки нет┘» А наш композитор, оказавшись за границей, тоже много чего написал: в частности, насочинял музыки к поэме и, можно сказать, оказался одним из ее героев. (Хотя поэма и носит таинственное название «Без героя», но героев там такая прорва, что про них про всех просто сил не станет рассказывать.)
Вторым же любимым человеком был, как известно, сэр Исайя Берлин, англичанин, сотрудник посольства и философ. Он даже в поэме этой самой фигурирует как «гость из будущего», и именно к нему относятся восклицания «неужели» и «в самом деле» – по всему видать, удивительный был господин. Правда, не получилось у него дотянуть до поэтического мифа, это он сам признавал. Если уж Гумилев был «лебедь надменный», Шилейко – «дракон с плетью», а Пунин, по свидетельству современников, – «третье матримониальное несчастье поэта», то сэр Исайя – это воплощенная катастрофа, по мнению Ахматовой, несущая ей горести и «любовную заразу». Сам сэр Исайя от подобной роли открещивался как умел и вообще ни в какой запретной любви к автору «Бега времени» признаваться не желал.
И глупо делал. Мифы – это сила. Особенно те мифы, где про любовь разных богинь. Они ведь неудачных почитателей не жалуют: если что, и собаками затравить могут (да не бродячими, а охотничьими) и во что-нибудь этакое превратить. Так что любовь небожителей – штука коварная. Уж лучше ей соответствовать, а то – как бы чего не вышло.
Ахматова и маяковский столь же враждебны друг другу
... мнению критика, вся страна разделилась на "ахматовых" и "маяковских". Вывод напрашивался сам собой: "маяковские" должны задавить "ахматовых". И травля началась. "Затем в 1925 г. ... друг Ахматовой, Осип Мандельштам. Тяжесть ее переживаний усиливало душевное одиночество. Домашний мир, который она самоотверженно строила десять лет, рушился. Испытания, которые могли бы сплотить семью, Ахматову и Пунина ...