Описание и роль природы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) сложно переоценить. Наравне с такими средствами художественной литературы, как нестандартная композиция, своеобразный сюжет, система образов, использование разных приемов повествования, психологизма, передаче идеи и раскрытию образов в романе способствуют и пейзажные зарисовки. Более того, природа становится полноценным участником событий романа, как самостоятельный герой художественного произведения.
Образ Кавказа романтичен, ведь ни одно другое место на земле не любили так писатели-романтики. Любил Кавказ и Лермонтов. Может быть, поэтому он смог так лирично и эмоционально описать природу гор в главе «Белла». Уже первые строки романа вводят читателя в удивительный мир Койшаурской долины, давая четкое представление, где происходят события : «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…». Но картины гор не ограничиваются романтическим описанием местности. Кавказ таит опасность. Леденят душу подробные рассказы о переходе через перевал, о пропасти, которая так огромна, что деревушка на ее дне кажется крошечным «гнездом ласточки». Таким образом передается читателю предчувствие беды, которая может случиться с героями произведения.
Природные панорамы в романе Лермонтова часто предвещают еще неизвестные события, создают нужное настроение. Так, накануне разговора с Верой в главе «Княжна Мэри» «воздух был напоен электричеством». Создается напряженная атмосфера предстоящей бури. Ссору с Грушницким предвещает «зловещее облачко», виднеющееся на верхушке Машука. Символичен и ручей, который переходили княжна Мэри и Печорин. Герой такой же переменчивый, как дно горного Подкумка, на него лучше не смотреть, иначе закружится голова. И кратер вулкана не просто пропасть – это символ провала отношений Печорина и княжны Мэри. Особенно тонко чувствует читатель настроение природы в главе «Фаталист». Казалось бы, Вулич благополучно прошел испытания судьбы. Но Печорин видит в алом, «как зарево пожара», месяце предзнаменование. Предчувствие его не подводит: вскоре Вулич умирает от шашки пьяного казака.
Особая роль отведена пейзажу в раскрытии внутреннего мира героя. Давая оценку Печорину, не достаточно опираться на сюжет, который вряд ли заставит читателя понять глубину души главного героя. Самые сложные и противоречивые черты натуры Печорина мы открываем, глядя на природу его глазами. Описание пейзажа Пятигорска в дневнике показывает нам тонкую, чувствительную натуру главного героя. Нагнетает автор и без того мрачное настроение Печорина, связанное с отъездом Веры, когда главный герой бросился за ней вслед. Все вокруг окрашено в черные и мрачные краски, от пещеры веет сыростью, Подкумок ревет однообразно. Все как будто теряет цвета, замирает вместе с Печориным.
Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
... и вообще обращались в бегство. Сочинение: Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (664 слова) Для лучшего понимания произведения очень важно представление внешности героев. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» множество интересных ...
В тот день, когда состоялась дуэль Печорина с Грушницким, очень динамично природа отображает внутренний конфликт героя. «Голубое и свежее» утро сменяется собравшимися облаками в момент дуэли, а когда Печорин видит мертвого противника, солнце тускнеет: «Лучи его меня не грели». И уже потом он напишет: «Сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»
Противоречивость внутреннего мира Печорина открывается читателю в неоднозначных отношениях природы с человеком. Вот мы видим Казбича, Азамата, Бэлу, контрабандистов, ундину. Представление о них мы получаем из сравнений с образами мира приоды. Глаза Бэлы похожи на «глаза горной серны», на дикую кошку похож Казбич, когда набрасывается на отца Белы. Это люди естественной среды, они умеют чувствовать и понимать природу, не боятся ее, живут в гармонии с ней.
Совсем других героев встречаем мы в главе «Княжна Мэри». Это люди, чуждые природе, люди разума, скептики. Неслучайно в этой главе практически нет обширных описаний природы, кроме моментов, связанных с настроением и состоянием души Печорина.
В Печорине сливается натура созерцателя, наполненного природным духом, наслаждающегося настоящей жизнью и желающего жить ей. Но он же и скептик, склонный к самоанализу и саморазрушению. Потому и не достижима ему такая манящая жизнь естественных людей. И в этом состоит трагизм главного героя и конфликт его внутреннего мира.
В своем романе Лермонтов сумел настолько живо создать образы природы, что, читая их, как будто сам чувствуешь «умирающую прохладу ночи» и холод горного тумана ранним утром, видишь дымящийся факел головы Машука и облака, лежащие серыми клочками и похожие на змей, слышишь плач метели в степи. Поэтичность и лиризм пейзажей создается и за счет смены ритма повествования автора. Вот описание пейзажа динамично и стремительно, когда речь идет о Печорине, а вот неторопливое философское описание природы, несколько оторванное от событий, но не нарушающее общей идеи романа.
Несомненно, природа в романе помогает читателю понять идею произведения, раскрывает характеры героев. А лирические отступления Лермонтова, связанные с описанием природы наталкивают на размышления о роли природы в жизни человека.