Ход урока
I Вводная беседа. (Звучат голоса птиц. Учитель показывает слайды с их изображением.)
- О чем пели и рассказывали нам птицы? Кто понял?
- Портрет какого писателя вы видите на доске?
- Какие его книги вы читали? О чем он пишет в своих книгах?
В своей книге «Сорочьи тараторки» замечательный писатель Н.И. Сладков рассказал нам, о чем говорят птицы, звери и даже растения в лесу. Н.И. Сладков с детства проводил много времени в парке и часами следил за жизнью птиц. Вел дневник, записывал все, что его удивляло или огорчало. А позже он решил поведать нам о своих открытиях.
- Чему нас учат эти рассказы?
( Быть внимательными ко всему живому, не быть равнодушными, заботиться о живых существах.)
II Объявление темы урока. Анализ текстов-жалоб. Ознакомление с монологом и диалогом.
- Прочитайте на доске тему урока. Над каким сочинением будем сегодня работать?
На доске: Жалобы школьных вещей.
- Прочитайте тексты жалоб из книги Н.И. Сладкова.
Карточки у каждого ученика:
1
Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварями? Нас жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так – бей жаб!
Часть III: Анализ текстовВ данной части работы оказывается текст, содержащий информацию о разборе двух литературных произведений — «Серые жабы» и «Дуб и рябина». Текст состоит из диалога между героями этих произведений, а также содержит вопросы и задания для анализа. Анализ первого текста
Анализ второго текста
Обсуждение различий между монологом и диалогомИзучив справку, разберемся в отличиях монолога и диалога.
|
Жалобы школьных вещей
Мы с вами каждый день приходим в школу, пользуемся различными предметами, сидим за партой, выходим к доске. Какие учебные вещи могли бы пожаловаться?
- Вам нужно выбрать одну школьную вещь и перечислить, на что она может пожаловаться.
(Работа в парах или самостоятельно)
- Определите, как будете строить текст жалобы: как монолог или как диалог?
- Чему будем учиться в работе над сочинением?
(Составлять текст в виде монолога или диалога.)
IV Обсуждение содержания, речевого оформления текста и его частей.
- Какое задание вы выполняли дома? Приведите примеры разных жалоб.
- Как у Н.Сладкова начинаются тексты жалоб в форме монолога?
(Учащиеся приводят примеры текстов, которые начинаются с представления героев рассказа, с самой жалобы, с благодарности и т. д.)
- Как начинаются тексты в форме диалога?
(С вопроса.)
- Что кроме жалоб может быть в тексте?
(Призыв, угрозы, предупреждения, рассказ о пользе и др.)
- Как заканчиваются тексты жалоб?
- Приведите примеры таких текстов.
- Подумайте, как вы начнете текст жалобы.
- Какие слова и выражения нужно использовать, чтобы читатель посочувствовал вашей учебной вещи?
(Слова и выражения, передающие ее переживания.)
- Тема сочинения «Жалобы школьных вещей». Ваш текст может иметь свое название. Как вы назовете свое сочинение?
(«Сердитые голоса школьных вещей», «Школьные жалобы», «Жалоба школьной парты», «Разговоры школьных вещей»)
V Запись текстов.
VI Итог урока.
- Расскажите, как вы построили свой текст.
Детские сочинения.
Жалоба стула.
Ах, эти ученики! Что они с нами делают? На переменах становятся ногами на нас, садятся на спинки, кидают на пол. А на уроках: выкручивают болтики, качаются для того, чтобы мы скрипели, стараются выцарапать гадкое слово.
Вот если нас не будет, что вы будете делать?
(Должков Семен)
Жалоба школьной парты.
Наши школьные принадлежности — это наш рабочий инструмент, и мы должны относиться к ним с уважением. Парта, тетрадь и ручка — каждый из нас выполняет важную функцию в учебном процессе. Но как мы видим, они также подвергаются износу и порче из-за небрежного обращения.
Нам нужно помнить, что использование парти для других целей, кроме размещения учебных материалов, может привести к их повреждению. Точно так же, как ручка и тетрадь могут быть испорчены, если мы не бережно обращаемся с ними. Следовательно, давайте договоримся относиться ко всем этим вещам аккуратно — ведь без них нам будет намного сложнее учиться!