Жалобы школьных вещей

Сочинение

Ход урока

I Вводная беседа. (Звучат голоса птиц. Учитель показывает слайды с их изображением.)

  • О чем пели и рассказывали нам птицы? Кто понял?
  • Портрет какого писателя вы видите на доске?
  • Какие его книги вы читали? О чем он пишет в своих книгах?

В своей книге «Сорочьи тараторки» замечательный писатель Н.И. Сладков рассказал нам, о чем говорят птицы, звери и даже растения в лесу. Н.И. Сладков с детства проводил много времени в парке и часами следил за жизнью птиц. Вел дневник, записывал все, что его удивляло или огорчало. А позже он решил поведать нам о своих открытиях.

  • Чему нас учат эти рассказы?

( Быть внимательными ко всему живому, не быть равнодушными, заботиться о живых существах.)

II Объявление темы урока. Анализ текстов-жалоб. Ознакомление с монологом и диалогом.

На доске: Жалобы школьных вещей.

  • Прочитайте тексты жалоб из книги Н.И. Сладкова.

Карточки у каждого ученика:

1

Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварями? Нас жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так – бей жаб!

Часть III: Анализ текстов

В данной части работы оказывается текст, содержащий информацию о разборе двух литературных произведений — «Серые жабы» и «Дуб и рябина». Текст состоит из диалога между героями этих произведений, а также содержит вопросы и задания для анализа.

Анализ первого текста

  • Как узнать чьи это сердитые голоса?
  • Разберемся, как построены тексты. Прочитайте жалобу серых жаб. О чем говорят жабы?
  • Чем заканчивается этот текст?
  • Прочитайте просьбу жаб выразительно.
  • Какие предложения использованы автором, чтобы высказать обиды жаб?
  • С каким чувством жабы задают вопросы и сами отвечают на них?

Анализ второго текста

  • Прочитайте второй текст. Чьи сердитые голоса мы услышали?
  • Какай из этих текстов можно прочитать по ролям? Почему?
  • Как дуб обращается к рябине? Почему?
  • Какой знак использован в тексте, чтобы выделить речь каждого героя?
  • На что жалуются рябина и дуб друг другу?
  • Какие выражения особенно ярко передают их обиды?

Обсуждение различий между монологом и диалогом

Изучив справку, разберемся в отличиях монолога и диалога.

  • Чем различаются монолог и диалог?

Жалобы школьных вещей

Мы с вами каждый день приходим в школу, пользуемся различными предметами, сидим за партой, выходим к доске. Какие учебные вещи могли бы пожаловаться?

  • Вам нужно выбрать одну школьную вещь и перечислить, на что она может пожаловаться.

(Работа в парах или самостоятельно)

  • Определите, как будете строить текст жалобы: как монолог или как диалог?
  • Чему будем учиться в работе над сочинением?

(Составлять текст в виде монолога или диалога.)


IV Обсуждение содержания, речевого оформления текста и его частей.

  • Какое задание вы выполняли дома? Приведите примеры разных жалоб.
  • Как у Н.Сладкова начинаются тексты жалоб в форме монолога?

(Учащиеся приводят примеры текстов, которые начинаются с представления героев рассказа, с самой жалобы, с благодарности и т. д.)

  • Как начинаются тексты в форме диалога?

(С вопроса.)

  • Что кроме жалоб может быть в тексте?

(Призыв, угрозы, предупреждения, рассказ о пользе и др.)

  • Как заканчиваются тексты жалоб?
  • Приведите примеры таких текстов.
  • Подумайте, как вы начнете текст жалобы.
  • Какие слова и выражения нужно использовать, чтобы читатель посочувствовал вашей учебной вещи?

(Слова и выражения, передающие ее переживания.)

  • Тема сочинения «Жалобы школьных вещей». Ваш текст может иметь свое название. Как вы назовете свое сочинение?

(«Сердитые голоса школьных вещей», «Школьные жалобы», «Жалоба школьной парты», «Разговоры школьных вещей»)

V Запись текстов.

VI Итог урока.

  • Расскажите, как вы построили свой текст.

Детские сочинения.

Жалоба стула.

Ах, эти ученики! Что они с нами делают? На переменах становятся ногами на нас, садятся на спинки, кидают на пол. А на уроках: выкручивают болтики, качаются для того, чтобы мы скрипели, стараются выцарапать гадкое слово.

Вот если нас не будет, что вы будете делать?

(Должков Семен)

Жалоба школьной парты.

Наши школьные принадлежности — это наш рабочий инструмент, и мы должны относиться к ним с уважением. Парта, тетрадь и ручка — каждый из нас выполняет важную функцию в учебном процессе. Но как мы видим, они также подвергаются износу и порче из-за небрежного обращения.

Нам нужно помнить, что использование парти для других целей, кроме размещения учебных материалов, может привести к их повреждению. Точно так же, как ручка и тетрадь могут быть испорчены, если мы не бережно обращаемся с ними. Следовательно, давайте договоримся относиться ко всем этим вещам аккуратно — ведь без них нам будет намного сложнее учиться!