Душа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839—1840-м годах. Главный герой произведения — Григорий Александ­рович Печорин, фамилия которого имеет явные ассоциатив­ные связи с пушкинским Онегиным. По своему типу герой Лермонтова связан с персонажами психологических романов Карамзина и романа Пушкина «Евгений Онегин». Содержа­ние произведения составляет история души Печорина.

Произведение «Герой нашего времени» написано в жанре романа. Согласно информации литературоведческого слова­ря, жанр романа характеризуется следующими чертами: изображение человека в сложных формах жизненного про­цесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие. Именно это «многого- лосие» играет значительную роль’ в раскрытии души Печо­рина.

Так, главы романа расположены не в хронологическом порядке, а по принципу «от внешнего к внутреннему». В пер­вой главе о Печорине рассказывает Максим Максимыч («Бэла»), человек простой, добрый, но ограниченный, кото­рый хотя и замечает странность героя, однако не может ее объяснить («А все, чай, французы ввели моду скучать?»).

Далее Печорин дан глазами офицера-писателя, не только подмечающего все «странности» в портрете и поведении ге­роя, но угадывающего скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность, порою злой нрав или «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, ко­гда он смеялся»).

И наконец, сам Печорин рассказывает о себе в небольших повестях «Тамань» и «Фаталист», а также в своем дневнике «Княжна Мери». В них запечатлена история разочарованной и гибнущей печоринской души со всей беспощадностью само­анализа; будучи одновременно и автором, и героем журнала, Печорин говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Кроме того, в дневнике приведены отзывы о нем Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.

[sms]

Сюжет как бы замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости, и в крепости оно заканчивается, сле­довательно, внимание читателей сосредоточено не на внеш­ней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходно­му пункту своих нравственных исканий. Благодаря исполь­зованию этого приема Лермонтову наиболее полно удалось раскрыть душу Героя Нашего Времени (на что еще указывал в свое время Белинский), а кроме того, показать пороки со­временного общества «в полном их развитии».

7 стр., 3171 слов

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

... Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Вершиной творчества Лермонтова является роман «Герой нашего времени». ... решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть ... Печорин. Он даже Максиму Максимычу говорил, что его душа «испорчена светом». В исповеди главного героя перед Мери отразилась скорбная история увядания человеческой души, ...

Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психоло­гию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неисчерпаем. В этом состоит история печоринской души, ее зага­дочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печо­рин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым челове­ком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюблен­ность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщи­ной становится для Печорина важнее, чем искренность чув­ства.

Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в «Тамани», дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не мо­жет пожертвовать ради чужого счастья, — свобода. По той же причине ой не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отноше­нию к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.

В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: «Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, рас­тущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками… Воздух чист и свеж, как поце­луй ребенка».

Как личность Печорин выше «среды», но ведь именно под влиянием этой «среды» был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера:

  • «Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло;
  • никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен;
  • я был уп­рям, — другие дети веселы и болтливы;
  • я выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.” Г">чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я вы­учился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, ис­парилась, умерла, я ее отрезал и бросил… другая жила к ус­лугам каждого».

В этом монологе не только осуждение светского общест­ва, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувст­вах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает зави­стливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души.

2 стр., 624 слов

Герой войны, ставший для меня примером

... стать писательницей. С приходом перестройки в нашей стране начались попытки развенчать непреложных в народном сознании героев. Взялись и за Космодемьянскую. Люди с низкими и мелкими душами, ... героини Гражданской войны Татьяны Саламахи. ... идеалов, на которых ... не допускающие возможности вынести в здравом уме всё, что вынесла Зоя, приписали ей шизофрению. Покопались в биографии. ... сочинение? А вот еще:

Герой переходного времени, лишенный возможности об­щественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, ка­ждое движение своей души — это необходимо Печорину, что­бы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужас­ное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стре­мится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что «собственное «Я» — это цель, а все окружающие его люди — только средства для удовлетво­рения желаний этого «Я». Здесь уместно привести цитату из « Евгения Онегина »:

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы…

Но, как мне кажется, Печорин не «глядел в Наполеоны», он не стремился стать выдающимся генералом, он не стре­мился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка- бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окру­жающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глуццам, ни к злодеям, и, действи­тельно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколе­ния, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно поло­жительным и бесконечно отрицательным…[/sms]