Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839—1840-м годах. Главный герой произведения — Григорий Александрович Печорин, фамилия которого имеет явные ассоциативные связи с пушкинским Онегиным. По своему типу герой Лермонтова связан с персонажами психологических романов Карамзина и романа Пушкина «Евгений Онегин». Содержание произведения составляет история души Печорина.
Произведение «Герой нашего времени» написано в жанре романа. Согласно информации литературоведческого словаря, жанр романа характеризуется следующими чертами: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие. Именно это «многого- лосие» играет значительную роль’ в раскрытии души Печорина.
Так, главы романа расположены не в хронологическом порядке, а по принципу «от внешнего к внутреннему». В первой главе о Печорине рассказывает Максим Максимыч («Бэла»), человек простой, добрый, но ограниченный, который хотя и замечает странность героя, однако не может ее объяснить («А все, чай, французы ввели моду скучать?»).
Далее Печорин дан глазами офицера-писателя, не только подмечающего все «странности» в портрете и поведении героя, но угадывающего скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность, порою злой нрав или «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»).
И наконец, сам Печорин рассказывает о себе в небольших повестях «Тамань» и «Фаталист», а также в своем дневнике «Княжна Мери». В них запечатлена история разочарованной и гибнущей печоринской души со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем журнала, Печорин говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Кроме того, в дневнике приведены отзывы о нем Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.
[sms]
Сюжет как бы замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости, и в крепости оно заканчивается, следовательно, внимание читателей сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Благодаря использованию этого приема Лермонтову наиболее полно удалось раскрыть душу Героя Нашего Времени (на что еще указывал в свое время Белинский), а кроме того, показать пороки современного общества «в полном их развитии».
Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»
... Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Вершиной творчества Лермонтова является роман «Герой нашего времени». ... решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть ... Печорин. Он даже Максиму Максимычу говорил, что его душа «испорчена светом». В исповеди главного героя перед Мери отразилась скорбная история увядания человеческой души, ...
Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психологию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неисчерпаем. В этом состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печорин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым человеком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюбленность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщиной становится для Печорина важнее, чем искренность чувства.
Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в «Тамани», дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не может пожертвовать ради чужого счастья, — свобода. По той же причине ой не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отношению к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.
В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: «Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками… Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка».
Как личность Печорин выше «среды», но ведь именно под влиянием этой «среды» был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера:
- «Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло;
- никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен;
- я был упрям, — другие дети веселы и болтливы;
- я выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.” Г">чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… другая жила к услугам каждого».
В этом монологе не только осуждение светского общества, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает завистливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души.
Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе ...
... В этом смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, ... восстановить, то первое место в романе должна занять повесть «Тамань», ведь именно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кавказ. После службы в действующем отряде он отправляется ...
Герой переходного времени, лишенный возможности общественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, каждое движение своей души — это необходимо Печорину, чтобы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужасное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стремится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что «собственное «Я» — это цель, а все окружающие его люди — только средства для удовлетворения желаний этого «Я». Здесь уместно привести цитату из « Евгения Онегина »:
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы…
Но, как мне кажется, Печорин не «глядел в Наполеоны», он не стремился стать выдающимся генералом, он не стремился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка- бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окружающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глуццам, ни к злодеям, и, действительно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколения, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно положительным и бесконечно отрицательным…[/sms]