Тема: «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»»
Цели: — познакомить учащихся с биографическими сведениями поэта А.С. Пушкина;
- работать над разучиванием стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
- развивать навыки выразительного чтения, анализа. Обогащать словарный запас детей.
- воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания
Понадобятся терпение и старание.
^
Наш урок посвящён творчеству А.С. Пушкина, великого русского поэта. Какие сказки написал А.С. Пушкин? (Перечисляют)
Сколько их?(5).
Я задавала прочитать их вам. Сейчас проверим как вы внимательно прочитали и что запомнили?
1) Три девицы под окном
1. Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, —
(То на весь крещёный мир
Приготовила я б пир.»)
Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
( Я б для батюшки царя
Родила богатыря.)
«Сказка о царе Салтане…»
2. Жил старик со своею старухою
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу).
(сказка о рыбаке и рыбке)
3. Свет мой, зеркальце! Скажи
( Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белей?»)
« Сказка о мертвой царевне…»
2. Вопросы:
1. Как звали сына царя Салтана? ( Князь Гвидон)
2. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку. ( Три раза)
3. Что поймал старик в первый и второй раз? (1 – ый – тину, 2 – ой – морскую траву).
4. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? ( Солнце, месяц, ветер).
5. За какую плату согласился работать Балда? ( За три щелчка)
3. Узнайте сказку по следующим словам.
1. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Терем, солнце, ветер, месяц (Сказка о мертвой царевне)
3. Воеводы, царь, шатёр, шамах, царица, петушок (« Сказка о золотом петушке»)
ОРГ. РАБ. ПО ОЗНАКОМЛЕН МЛ. ШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ А.С. ПУШКИНА
... работы со сказками А.С. Пушкина во внеклассной работе с младшими школьниками. Цель определила задачи работы: 1. Охарактеризовать особенности и место сказок в работе с младшими школьниками. 2. Организовать работу по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина ...
4. Узнайте сказку по рисунку.
а) Кораблик (Сказка о царе Салтане)
б) Зеркало (Сказка о мёртвой царевне)
в) Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)
г) Зайчонок (Сказка о попе и его работнике Балде)
Подведение итога.
^
Наш урок сегодня посвящен творчеству А.С. Пушкина. Со сказками мы познакомились. Но кроме сказок он писал стихи, поэмы. Отрывок из одной поэмы « Евгений Онегин» мы разучили сегодня на уроке. Но сначала прочтём слоги в медленном и быстром темпе.
^
1. а — о — у — и — е
ша шо шу ши ше
жа жо жу жи же
ца цо цу ци це
(Читаем одну строчку на одном дыхании; с убыстрением).
2. Скороговорки.
Коси коса, пока роса,
Роса долой и мы домой.
Как сверлом сверлит сверчок,
Просверлил – и вдруг молчок.
( Заучить и рассказать)
^
Блис-та-ло (сверкало)
Та-инст-вен-ная сень (Неизвестная)
Об-на-жа-лась (Освобождалась от листвы)
При-бли-жа-лась
До-воль-но
^
(Учитель) стр. 74
- Какое настроение у этого стихотворения? ( Грустное)
- Почему? (Улетают птицы, приближается зима).
6.
Физминутка.
Вы наверное устали? (Да)
И поэтому все встали.
Как живёшь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так?
^
(Дети следят по тексту с.74)
8. Жужжащее чтение.
(Чтение стих – ия детьми)
9. Беседа после чтения.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)
- О каком периоде осени здесь говорится (Поздняя осень)
- Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.
( Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора).
- Какой месяц относится к поздней осени? (Ноябрь)
- Какой есть ещё период осени? ( Ранний)
- Какие месяцы относятся к ранней осени? ( Сентябрь, октябрь)
- Какие признаки осени упоминает поэт? (1, 2, 3, 7)
- Как вы понимаете слова
«Лесов таинственная сень с печальным шумом оьнажалась…»
( Листья облетают с деревьев, и становится грустно и печально).
- Что значит слово караван?
(Движущаяся вереница – друг за другом)
- Кто двигался караваном? ( Гуси)
- Куда они двигались? ( Улетали на юг)
- Какие ещё птицы улетают на юг зимовать? Почему на юг?
^
Перечитайте ещё раз отрывок выразительно, передавая грустное настроение.
Найдите пары слов, которые помогают создать рифму.
Дышало – блистало
день – сень
обнажалась – приближалась
туман – караван
пора – двора
^
( По одной строчке повторяют за учителем).
12.Рисование словесной иллюстрации.
- Какое небо, лес?
- Чем покрыто поле?
- Кто улетает на юг?
(Устное рисование)
13. Рисование иллюстрации
(схематично)
- Уж небо осенью дышало
(Рисуем серые облака)
- Лесов таинственная сень
(сине – зелёные деревья) и т. д.
14.Итог урока.
- Стихотворение какого поэта мы читали?
- Из какой поэмы?
- О каком времени года?
15. Д/З.
— Выучить стихотворение «Уж небо осенью дышало…»
оставить комментарий | |
Дата | 05.11.2011 |
Размер | 41,17 Kb. |
Тип | Документы , Образовательные материалы |