Нравственный идеал Пушкина Маша Миронова ( )

Сочинение

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, традиционно предлагаемое ученикам на школьных уроках по русской литературе. Данная тема может показаться легкой, но это лишь на первый взгляд. Главная героиня повести «Капитанская дочка» – очень сложный персонаж для характеристики и потому требует особого подхода, в отличие, от других действующих лиц, например, таких как Петр Гринев, Емельян Пугачев или Савельич, которые прописаны автором достаточно подробно, ярко и выразительно.

Портрет героини

Иначе подошел Пушкин к обрисовке Маши: в ее отношении писатель как будто намерено скуп на эпитеты. Девушка немногословна, особенно в первой сцене своего появления, и потому производит на Гринева впечатление недалекой провинциальной барышни. Последнему обстоятельству много способствовало поведение капитанской дочки, которая первое время дичилась рассказчика; кроме того, она была чрезвычайно замкнута и необщительна по своей натуре, что поначалу говорило не в ее пользу.

Характер Маши Мироновой

Почему «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, которое является программным в школьном образовательном процессе? Ответ следует искать в характере героини, вернее, в том запасе духовных сил, которые помогают ей не пасть духом после ужасной гибели родителей, с достоинством выдержать выпавшие на ее долю испытания и спасти жениха от грозившей ему страшной участи – ссылки и каторжных работ в Сибири. Именно во время бедствий Маша обнаруживает всю силу своего духа и проявляет несгибаемую волю. Она находит в себе силы противиться Швабрину, который в буквальном смысле шантажировал ее и угрожал казнью, вынести горькую утрату близких, заступиться за Гринева, который в глазах всех, даже родного отца, был предателем и государственным изменником.

Образ Маши Мироновой

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, в котором должны быть указаны черты героини, позволившие ей пережить горе и в конце концов найти свое счастье в браке с любимым. Ключевые сцены в повести Пушкина – это сцены с ее участием. В первую очередь это касается, разумеется, финала произведения, когда Маша просит помощи у самой императрицы Екатерины II для своего жениха. Миронова проявляет при этом такую настойчивость, что помилование не заставляет себя ждать: буквально сразу по возвращении домой после разговора с государыней Маша получает новость об освобождении Петра Гринева.

5 стр., 2421 слов

Урок литературы «Маша Миронова — нравственный идеал А.С.Пушкина»

... императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши. Подскажите сочинение на тему — маша миронова нравственный идеал Пушкина! Заранее… Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это ... нравственному идеалу, поскольку наделяется качествами, являющимися отражением истинного русского женского характера, базирующегося на храбрости, смелости и самоотверженности. Раскрывая образ героини, ...

Маша Миронова — нравственный идеал А. С. Пушкина , Маша Миронова — нравственный идеал А. С. Пушкина

Тип урока: систематизация и обобщение материала. Вид урока: урок-размышление. Цели урока:

  1. Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  3. Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем см ысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть»

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести).

9 стр., 4282 слов

Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка»

... показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды. Посмотрите эти сочинения Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме ... в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и ...

Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

2).

Ответы учащихся на первый вопрос домашнего задания: «Какое впечатление произвела на вас Маша Миронова?».

Задание. Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? (Маша близка народу, она похожа на сказочную героиню — «красну девицу», вместе с тем она оказывается сильным и волевым человеком.)

Дополняя ответ учащихся на второй вопрос домашнего задания, обратим внимание детей на самоотверженность героини, проявляющуюся в том смирении, с которым она принимает отказ отца Петруши благословить их.

Задание. Найдите слова Маши в главе V («Любовь»), где она отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. («Нет… я не выйду за тебя замуж без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья… Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих…» Тут она заплакала и ушла…»)

Какие душевные качества героини раскрываются в этих словах (Сила ее любви, отсутствие эгоизма и гордыни, смирение, желание, чтобы любимый человек был счастлив. И еще: Маше не нужно счастье любой ценой, ей важно, чтобы в будущей ее семье было согласие, не было бы разлада.)

Главные испытания в жизни Маши начинаются тогда, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце и его армии. Родители Маши хотели уберечь дочь от «пугачевщины», но не успели, и Маша была вынуждена остаться в осажденной крепости. В день взятия крепости она осталась круглой сиротой — потеряла и отца, и мать. Какие качества характера проявила Маша в этих обстоятельствах (вопрос домашнего задания № 3)?

Обратим внимание детей на то, что Маша осталась в крепости одна: Гринев, чудом избежавший виселицы, отправился в Оренбург, а она, больная, беспомощная, оказалась в руках Швабрина — нового коменданта крепости.

Задание. Какой увидел Машу Гринев, когда вместе с Пугачевым вошел в чулан, где Швабрин держал свою пленницу? («Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала».)

Что же пережила бедная девушка за это время? Какие издевательства и унижения?

Обратите внимание: она не отчаялась. И даже в этом безвыходном положении сумела написать Гриневу письмо, которое он получил через урядника Максимыча, перешедшего на сторону пугачевцев.

Как вы помните, Швабрин чуть не погубил Машу, сказав Пугачеву, что она дочь бывшего коменданта крепости, но Пугачев проявил великодушие, простил Гринева за вынужденный обман и отпустил молодых людей. Гринев отправляет Машу с Савельичем в свое поместье — к родителям, которые приняли дочь погибшего капитана как родную. Конечно, они полюбили эту девушку, которую нельзя не полюбить.

15 стр., 7307 слов

Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская ...

... заступничество Маши Мироновой, сумевшей дойти до самой государыни, спасает его. Мы видим на протяжении романа, как Гринев взрослеет и мужает духом, как его воспитание, заложенное в нем отцом, сказалось ... мне отец, товарищи и отчизна?-сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!’ — ...

Казалось бы, Маша наконец-то обретет счастье. Но судьба приготовила ей новый удар. Что же случилось? (Арест Петруши, обвинение его в пособничестве бунтовщикам, в измене присяге. Марья Ивановна была уверена, что Гринев мог бы оправдаться, но догадывалась об истине: он не рассказал судьям всей правды.)

Как Маша борется за спасение чести и доброго имени своего жениха? (Четвертый вопрос домашнего задания.)

Задание. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста и обвинения Гринева? (Она знает своего жениха и понимает, что он скорее погибнет, но ни слова не скажет судьям о ней. Для него честь любимой девушки дороже жизни.)

Задание. Найдите слова Маши, в которых выражено ее убеждение в благородстве и силе чувств Гринева. Кому и где скажет Маша эти слова? («Трусиха» Маша, чтобы спасти своего жениха, решила поехать к самой императрице, чтобы просить за Гринева. И в Царском Селе, в саду, даме, «которая бывает при дворе», Маша скажет: «Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому, что не хотел запутать (здесь имеется в виду: «привлечь», «впутать») меня».)

Задание. С какой сценой по значению для судьбы героев можно сравнить встречу Маши с императрицей? Что в них общего и чем различаются эти сцены? (Это данная сцена и сцена, когда Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. Эти сцены — зеркальные. В них герой (героиня) просит государя (государыню) о спасении любимой (любимого).

А «государь» — в одном случае самозванец, а в другом тоже «маска». Всесильная императрица не называет себя своим настоящим именем. Самоотверженность проявляют и Гринев, и Маша Миронова. В обеих сценах появляется тема обмана:

  • а) вынужденный обман Гринева, недолгий гнев самозванца, а затем его добрый смех;
  • б) слова «дамы» о Гриневе: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
  • Ах, неправда! — воскликнула Марья Ивановна.
  • Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.
  • Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу…»

Марье Ивановне удалось убедить «даму» в невиновности Гринева, и сделать это было не менее тяжело, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости вырвать Машу из рук Швабрина.

А в том, чем различны эти сцены, поможет нам разобраться пятый вопрос домашнего задания: «Как проявила свою милость императрица?». Он требует от последней страницы повести. Что же сделала императрица для дочери капитана, отдавшего жизнь за спасение ее власти? (Она простила невиновного. Обещание императрицы: «Я беру на себя устроить ваше состояние — в повести ничем не подтверждено. Фраза «…Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии…» — двусмысленна. «Благоденствие» потомства Петра Андреевича Гринева это село, принадлежащее десятерым помещикам, в одном из барских флигелей которого есть «собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке». Письмо адресовано отцу Петра Андреевича, оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Да, видимо, Екатерина II, дарившая миллионные состояния своим фаворитам, не увеличила приданого бедной сироты. Зато она оценила ум и сердце капитанской дочери.)

6 стр., 2591 слов

Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...

... сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ... заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли ... в словах героини выражена заветная ... Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, ... по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, ...

ВЫВОД. Тихая и робкая капитанская дочка стала победительницей сложнейших обстоятельствах. Она победила свою судьбу «горькой сироты», она обрела дом, семью, счастье. Она растопила холодное сердце величественной императрицы и спасла будущее Петра Гринева, его честь, его семью.

Честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Не случайно повесть носит такое название — «Капитанская дочка».

Домашнее задание.

1. Составить план к сочинению о Маше Мироновой.

2. Собрать по всей повести материал о Пугачеве.

3. Прочитать очерк Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев».

Отношения Маши Мироновой с персонажами повести

Сочинение-эссе «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» должно показывать, что благодаря своим нравственным качествам героине удается выстоять в самых трудных испытаниях. Именно поэтому она удивительно быстро находит общий язык с окружающими. Савельич сразу к ней привязался и поклялся служить ей как своей госпоже; родители Гринева принимают ее у себя как родную; отец Герасим и его жена Акулина Памфилова с риском для жизни защищают ее и не выдают Пугачеву. Маша обладает удивительной способностью вызывать к себе доверие окружающих. Она настолько искренна, и добра, что никто из них не отказывает ей в сочувствии и помощи. «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» (сочинение) — краткое описание не только характера героини, но и ее отношений с окружающими людьми. Так Пушкин оттеняет наиболее выразительные качества девушки: честность, прямота, открытость. Несмотря на свою необразованность, Маша очень чутка: например, она сразу почувствовала неприязнь к Швабрину, и, хотя не смогла внятно объяснить Петру Гриневу причину своего отношения к отставному жениху, тем не менее читатель понимает ее правоту, которая подтверждается последующими событиями.

Ценность главной героини , Маша Миронова — главная героиня:

  1. Она отличается смелостью. В течение всего повествования девушка проявляет храбрость. Несмотря на всю опасность своего положения и угрозы со стороны Швабрина, Мария отказывается принять предложение неприятеля. Когда возлюбленного девушки несправедливо обвинили в предательстве, она сразу же заступилась за него.
  2. Не возникает сомнения в преданности Маши. После того как произошла дуэль между Гриневым и Швабриным, юная героиня самоотверженно ухаживала за любимым. А когда Петр Андреевич оказался в Сибири, она поехала в Петербург просить помощи у императрицы. Хотя Миронова и оказалась в крайне тяжелом положении, она ни на минуту не утратила своей решительности.
  3. В глаза бросается скромность девушки и ее благочестивое воспитание. Отец Гринева верит в лживые слова Швабрина и отказывает благословлять брак Петра и Марии, но героиня настаивает на том, чтобы все традиции строго соблюдались. По ее мнению, счастья не будет, если каждый из родителей не согласится на этот союз. Когда Маша начинает жить с матерью и отцом Гринева, в их семью приходит понимание, и они меняют отношение к ней. Родители офицера начинают относиться к ней, как к родной дочери. Маша не смогла этого добиться, если бы не ее скромность и прилежность.
  4. Кроме того, Мария умеет находить общий язык с окружающими. Даже Савельич испытывает к героине теплые чувства. Если не ее способность ладить с людьми, девушка не смогла бы выжить.

Мария Миронова — один из ключевых героев повести «Капитанская дочка». Образ девушки нравится не только другим персонажам произведения, но и любителям литературы. Положительные душевные качества делают ее настоящим нравственным идеалом Пушкина.

10 стр., 4834 слов

Характеристика Маши Мироновой и её отношение к Швабрину и Гринёву

... Миронова Машу. Влюбленность окрыляет Гринева, Маша становится его музой. Своей песенкой Петруша делится с Алексеем Швабриным, ... повести «Капитанская дочка» Пушкин показал противоборство двух людей, имеющих диаметрально противоположные убеждения и жизненную позицию. Поводом дуэли стала конфликт из-за Маши. Гринев ... действовать, как верный воин императрицы. Почему же Мария выбирает честного человека? ...

Маша Миронова и Петр Гринев

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, которое должно быть посвящено не только характеристике главной героини, но и ее отношениям с Петром Гриневым. Как уже было сказано выше, девушка первое время его дичилась, но показателен тот факт, что впоследствии оба, несмотря на коварные ухищрения Швабрина, очень быстро нашли общий язык. Вначале рассказчик отнесся к ней с явным предубеждением, но впоследствии увидел в капитанской дочке добрую и благоразумную девушку. Они часто общались, что говорит о сходстве их характеров. В самом деле, Гринев, так же как Маша, честен, открыт, прямодушен, чем и вызывает уважение даже у Пугачева. Дело в том, что Петр с самого начала следовал наказу своего отца «береги честь смолоду»; то же самое можно сказать и о Маше Мироновой. Как Петр не запятнал свою дворянскую честь признанием самозванца императором Петром III и сохранил верность государыне Екатерине II, так и Миронова в критических условиях осталась верной своему жениху.

Образ Марии Мироновой

Капитанская дочка росла в окружении «простых» людей, не отличающихся высокой культурой, но обладающих мужеством и честностью. Нахождение в таком обществе сильно повлияло на характер девушки и ее рассуждения о жизни.

Первое впечатление, складывающееся о Маше — обыкновенность. Автор как будто специально кратко подчеркнул ее внешнюю непримечательность. Рассказчик заметил: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». Держится Мария застенчиво и скромно. Когда героиня слышит упоминание о себе, она тут же краснеет.

5 стр., 2489 слов

Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина

... во имя спасения возлюбленной. Его не останавливает и предполагаемая злость предводителя крестьянского восстания. Маша Миронова стоит такой любви. ... к книге Пушкина «Капитанская дочка» — ... чисел) сочинение Это ... предложение, героиня стойко ... что будет всегда у людей. ... Благородный Гринев ради любимой девушки готов умереть. Швабрин способен на подлость, лишь бы добиться руки Маши. Любовь ... ли эта любовь, или ...

героиня нашла в Гриневе человека доброго и честного

Наблюдая за отношениями молодого офицера и капитанской дочки, не возникает сомнений в том, почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом. Вся история их любви рассказывает о чистоте души девушки, ее бескорыстности и искренности. Отец Гринева запрещает ему жениться на Марии, но она не перестает считать его героем своего романа. Чем тяжелее складываются обстоятельства, тем сильнее становятся чувства главной героини и укрепляется ее характер.

Доброта и простота Марии безотказно действуют на людей. Окружающие любят девушку. Простая русская женщина Попадья рискует жизнью и скрывает от Пугачева, что юная героиня — дочь коменданта. Родители Гринева тоже привязываются к возлюбленной сына, потому что нравственную красоту героини Маши Мироновой невозможно не разглядеть.

Решение отправиться в Петербург говорит о стойкости ее духа и сильном характере. Удача благоволит капитанской дочке, однако, тот факт, что супруга смотрителя сразу же разговорилась с ней, указывает на то, что Мария умеет располагать к себе разных людей. После того как девушка добивается нужного результата, она сразу же отправляется домой, даже не пожелав изучить Петербург.

Образ Маши Мироновой в композиции повествования

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение-план отражает структуру повести писателя, поскольку композиция произведения помогает лучше понять характер героини. Выше уже говорилось о том, что значительная часть ключевых сцен связана именно с ее образом. Идея нравственной силы героини красной нитью проходит через все действие. Даже в тех сценах, где она отсутствует, ее образ является связующим звеном между героями. Стремление Гринева защитить честь капитанской дочки приводит его к дуэли со Швабриным, которая чуть не стоила ему жизни, отчаянная попытка Петра спасти девушку из заточения вновь сводит героя с Пугачевым и, наконец, рассказчик получает свободу благодаря ее энергичному заступничеству перед императрицей.

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, пожалуй, одно из самых трудных в школьной программе, несмотря на небольшой объем повести Пушкина. Но в последнем обстоятельстве и заключается вся сложность его написания: ведь автор немногословен в отношении своей героини, поэтому приходится быть очень внимательным к тексту повествования: нужно цепляться буквально за каждое слово, чтобы составить о ней представление. Сочинение-рассуждение учит школьников работать с лаконичным языком Пушкина, который одним словом или кратким предложением умел передать свои мысли.

11 стр., 5030 слов

Характеристика лизы (образ героини повести бедная лиза)

... романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Источник: https://prikhodkoteacher.ru/analiz/sochinenie-obraz-bednoj-lizy-karamzina.html Образ и характеристика Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина , Меню статьи: Сюжет повести Образ Лизы Проблематика «Бедной Лизы Повесть «Бедная Лиза» ...

Душевная стойкость и нравственная красота Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

  • Маша Миронова главная героиня повести А. С. Пушкина Капитанская дочка. Это застенчивая, скромная, с непримечательной внешностью девушка: Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели.

    Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее совершенною дурочкою.

    Однако постепенно между Петром Гриневым и капитанской дочкой возникает взаимная симпатия, переросшая в любовь.

    Маша внимательна к Гриневу, искренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным (Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным).

    Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжелого ранения, полученного Гриневым на дуэли.

    Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах (она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…).

    К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из русских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.