Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение

В мировой литературе есть образы, которые живут в произведениях авторов различных эпох: Дон Жуан, Фауст. В мировой поэзии есть «вечные символы» — заря, свеча, муза. Таким символом является и одинокий, носящийся по ветру листок. Стихотворение Лермонтова написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения.

В апреле 1841 года, Лермонтов возвращается из Петербурга на Кавказ. Для Лермонтова это также время поэтического расцвета и последние месяцы жизни. «Листок» идейно связан с другими произведениями того периода: «Выхожу один я на дорогу…», «Утёс», «Прощай, немытая Россия…», «На севере диком…»

Тема стихотворения — поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Создатель образа «лишнего человека» очень одинок. «…Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы». «Листок» — это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний героя, описания действующих лиц, местности. Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток повествования. Главный герой «оторвался от ветки родимой», «в степь укатился, жестокою бурей гонимый», «засох и увял».

В этом аллегорическом образе мы видим характерные для героев Лермонтова черты: ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе… И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности». Он «вырос в отчизне суровой», которая сильна и могуча, ведь недаром Лермонтов уточняет: листок оторвался от дуба.

Автор использует прием противопоставления. Пропасть лежит между чинарой, её «свежими сынами» и «бедным листочком дубовым». Это противопоставление является основным компонентом сюжета, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Довольство чинары, все ее преимущества подчёркивают трагизм положения листка, его обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души.

8 стр., 3588 слов

Чем близко творчество лермонтова моему поколению

... Лермонтова Печорин и Лермонтов Новые материалы раздела: Анализ стихотворения Лермонтова «Родина» Встреча Печорина с Максимом Максимычем Сочинение по роману «Герой нашего ... презирал свое поколение, не способное ... Лермонтов — великий писатель, гений российской и мировой ... обогащает наш внутренний мир. Я предпочитаю Лермонтова — ... листка…» А кто-то любит Лермонтова — прозаика. И все они правы. В стихотворениях ...

Система образов стихотворения включает, с одной стороны, «родимую ветку», от которой оторвался листок, бурю, которая гнала его; с другой стороны – «Черное море», омывающее корни, «райские птицы», поющие песни, ветер, «ласкающий зеленые ветви».

Автобиографический мотив изгнанничества, переданный в излюбленной Лермонтовым аллегорической форме, превращается здесь в бегство от «отчизны суровой». Здесь вековечный покой, в котором пребывает Восток, уже выступает как вожделенное для странника состояние беспечного блаженства, гармоничного слияния с природой. В более ранних своих стихотворениях Лермонтов скорее пренебрежительно отзывался об этом «бесчувственном» покое; но теперь его герой готов и в этом, совершенно чуждом ему мире искать убежища от своей тоски и одиночества:

  • И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он просит с тоскою глубокой,

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Одиночество лермонтовского героя, в первую очередь, связано с оторванностью его от своих корней, в прямом и переносном смысле. Однако новый мир, также не принимает к себе изгнанника:

На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт, и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

В стихотворении очень много эпитетов: сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший «от холода, зноя и горя», «без тени», «без сна и покоя», зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце…

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием.

Важным художественным средством является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова «черный» — «чинара»: «У Чёрного моря чинара стоит молодая».

Схемы — листок–полёт и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворения.

Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены.

Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит». В вопросительной и восклицательной интонациях слышатся гнев и возмущение.

В финале остается чувство обреченности героя, которому не найти покоя вдали от Родины. Оторвавшись от родных корней, душа обречена на мучительные бесконечные скитания, так как никто ее на чужбине не ждет. И не срастись «дубовому листку» с чинарой, как бы ни была хороша и спокойна ее жизнь. Несмотря на то, что «отчизна сурова», место героя – на «родимой ветке».

6 стр., 2827 слов

Смысл названия стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»

... характеризует героев их внешность? Внешность чинары великолепна : это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба. Листок же ... гибель?!Задавание домашнего задания. 1. Написать миниатюру на тему «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? «Какова дальнейшая жизнь листка?» «Можно ли листок назвать сильным?» 2. Выучить ...