Идеальный герой литературы, на мой взгляд, — это тот, на кого хотелось бы походить. У него, непременно, доброе сердце и отзывчивая душа, он честен и добр, чуток и внимателен. Кого из героев российской литературы я причислила бы к идеальным персонажам? Конечно, это Александр Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), княжна Марья Болконская (Л.Н.Толстой «Война и мир»).Но все это персонажи прошлых эпох…Неужели в нашей жизни и в нашей литературе нет идеальных героев? Есть.
Вспомним Александра Завьялова, солдата-срочника из повести Ю.М.Короткова «Седой».Александр — сын генерала, московский парень из интеллигентной и обеспеченной семьи, которого не испортила «сытая» жизнь, не сделала еще одним представителем золотой молодежи.
Действия произведения происходят в армии, где герой и проявляет себя как человек честный и высоконравственный, живущий по принципу: «… главное — душу спасти, не озвереть. Даже если с волками живешь, главное — самому не завыть. Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило…» Будучи новичком в армейском строю, он не боится восстать против «дедов», издевающихся над недавно призванными солдатами-«сусликами». Александр отказывается исполнять прихоти старших по званию: чувство собственного достоинства не позволяет ему стирать «портянки» сержанту и петь ему колыбельную на ночь. Юноша не понимает, как можно так унижать себя, пытается пробудить гордость и в своих сослуживцах. Более того, Завьялов вместе с Олегом Ивановым не раз вступается за них, но не лезет в драку и не пускает в ход кулаки…У него свои пути борьбы… И даже когда один из «дедов» избивает его, он верит, что насилием проблемы не решишь. Разве это не проявление истинного благородства? На мой взгляд, именно так должен вести себя настоящий мужчина, идеальный герой.
Еще одно качество Александра Завьялова, позволяющее нам назвать его достойным человеком, — совестливость. Несмотря на то что он сын генерала, человека важного и почитаемого, герой желает добиться успехов в жизни самостоятельно, не пользуясь авторитетом и заслугами отца. Не зря Александр бросает университет, узнав, что туда его «папенька …пропихнул». И эта совестливость проявляется у солдата не только по отношению к самому себе, но и к своим сослуживцам. Когда Завьялов видит, что его товарищи, еще недавно терпевшие издевки «дедов», сами начинают превращаться в самодуров и тиранов, он призывает их одуматься, вспомнить, сколько несчастий принес им произвол старших. Но, к сожалению, не все сослуживцы так честны, как Александр. Вновь испеченные «деды» отказываются прислушаться к герою, руководствуясь жалким оправданием: «Я свое отпахал, я свое получу!»
В «святое воинство» Александра Завьялова, несомненно, входят и такие свойства души, как мужественность, смелость и самоотверженность. Об этом свидетельствует трагичный финал повести Юрия Короткова, где герой погибает от холода, но спасает замерзающего друга, отдавая ему последние капельки своего тепла. И пусть Александр прожил недолгую жизнь, но он сделал это достойно, потому что руководствовался такими человеческими качествами, как «Совесть, Благородство и Достоинство», так свойственные идеальному герою наших дней.
Мой Куприн
Мой Куприн… Хотелось бы сказать о нем словами блоковских строчек:
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Но это как-то торжественно и напыщенно, а писатель был проще, доступнее, поэтому приведу в пример прозаичные и грустные слова самого Куприна:»…в учителя жизни я не гожусь: сам всю свою жизнь исковеркал, как мог. Для моих читателей я просто добрый товарищ со многими слабостями и занятный рассказчик. И все».
Именно «добрый товарищ» и «занятный рассказчик» — вот таким я представляю и принимаю писателя Александра Ивановича Куприна.
Прозаик затрагивал в своих произведениях вечные вопросы бытия: хрупкость и незащищенность человеческих чувств, хрупкость и ранимость самого человека.
Особо эту хрупкость и незащищенность человека наблюдаю, взахлеб перечитывая его «Гранатовый браслет», в котором один из героев утверждает, что любовь должна быть великой трагедией. Именно такую трагическую любовь и изображает автор.
Герои рассказа не познали, да и не могли познать счастья вдвоем. Слишком они разные: она княгиня, он бедный чиновник, который любит просветленно… То, что он испытывает к Вере Шеиной, – это дар божий. Желткова не интересуют ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей. Вся его жизнь заключается в любви к женщине, которая никогда не разделит его чувств. Не ожидая взаимности от любимой, он не мечется в пьяном угаре, не терзает себя, а просто живет, наслаждаясь тем, что испытывает к княгине Шеиной. Для влюбленного дороги все мелочи, к которым прикасались руки обожаемой им женщины: ее платок, программа художественной выставки, записка! Он бесконечно благодарен Вере Николаевне только за то, что она живет на земле… Что может быть прекраснее такого чувства?!
История, которую поведал нам А.И. Куприн, заканчивается одновременно трагически и светло: влюбленный мужчина уходит из жизни, но и последние свои минуты посвящает прославлению Любви. Желтков никого не винит, никого не проклинает. Его прощанье – это гимн Любви… «Да святится имя твое»,- вот его последние слова, но они, прочитанные позже Верой Николаевной, будут услышаны и восприняты. Под звуки музыки Л. Бетховена княгиня домыслит прощальную речь человека, который на Алтарь Любви положил свое страдающее сердце.
Как красиво, грустно и романтично! И в этом весь он, мой любимый писатель Александр Иванович Куприн. (346 слов)
Читайте также:
Рекомендуемые страницы: