Донские песни в творчестве М.А.Шолохова статья по литературе (11 класс)

Сочинение

Сочинение.

Донские песни в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит слава добрая,

Старинная казачья песня

Песни, если они сложены народом,

Никогда не отступают от правды.

М.А.Шолохов

Плавно течет казачья река Дон… Тихий Дон… Дон Иванович…

Шелестят под ветром вековые вербы. Бестолково гомонят птицы в утреннем лесу. Сверкают перламутром в тихой заводи водяные лилии. Переливается разнотравьем степная ширь донская, освещенная ярким солнцем. А небо — синее-синее. Проплыло облачко. И снова синева заполонила весь небосвод. А под ним расстилается пышный степной ковер, расцвеченный всеми цветами радуги. Чуть колышутся белоголовые ромашки, горят кумачом маки. А вот и василёк подмигивает своим голубым глазком.

Залюбуешься, не оторвёшься от такой красотищи. От края до края, насколько хватает глаз, волнуется степь ковыльная. Парит в вышине орёл. Вот и могильный курган, затерявшийся в этом безбрежном серебристом море. И ещё курган. Много их разбросано временем по родной, немало повидавшей на своём веку донской земле. И скифская каменная баба тоже давно вписалась в степной пейзаж.

А величавая река всё катит свои воды. Тянут на зорьке сети рыбаки. Проплывают баржи мимо хуторов и утопающих в зелени станиц. Вот она, земля донская! И несется над её просторами песня «Ой ты, кормилец наш, славный тихий Дон».

Широкая, раздольная, берущая за душу казачья песня. Она пленяет своей эмоциональностью, чарующей напевностью. В ней и ярко выраженные боевые традиции донского казачества, и мотивы самоотверженной борьбы за свободу, и поэзия неповторимой донской природы.

Перелистайте «Тихий Дон», и вы увидите, как ярко, красочно, поэтично описывает М. А. Шолохов вековечную дружбу казака с песней.

В современной литературе, пожалуй, нет другого произведения, которое по силе связи его с народным творчеством могло бы сравниться с «Тихим Доном». Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 годы. Но для создания великого эпоса Шолохову необходимо было отыскать свой художественный ключ повествования. И он был найден в думах народных, в старинных казачьих песнях. Позже о своей работе Михаил Александрович скажет: «Мне не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой. Я не собирал, а сгреб его в кучу».

Самобытный уклад донских станиц и хуторов веками отбирал и сохранял истинно народное, мудрое, нестареющее. Сокровищница русского языка обогащалась здесь исконно живым, искрометным словом, выразительной энергией, сочным юмором. В полную силу емкое, образное слово звучало в песенном народном творчестве, в донском фольклоре. Много прекрасных легенд и преданий живет в хуторах и станицах, любовно хранят здесь богатое песенное наследство. «Ревут» песни на игрищах, «заводят» и «играют» их во время праздника, после трудового дня, в походе. Песня с детства была спутником самого писателя. Шолохов не только хорошо знал, но и с увлечением «играл» их в молодости. Для него как художника песня – самое яркое средство изображения народной жизни.

Михаил Александрович охотно, с видимым наслаждением, приводит в своей книге немало песен. Их в романе целая поэма — около четырехсот строк. Значительно больше половины этих строк в первых двух книгах, где песня как бы сопровождает казака, начиная с бесхитростного колыбельного речитатива «Колода-дуда, где же ты была?» и пронзительной детской веснянки «Дождюк, дождюк, припусти» до грустной песни, которая «из темноты, издалека плыла, ширилась, просторная, как Дон в половодье»:

Они думали все думушку единую:

Уж как лето проходит, лето теплое,

А зима застает, братцы, холодная,

Как и где-то нам, братцы, зимовать будет?

На Яик нам идтить — переход велик,

А на Волге ходить нам — все ворами слыть,

Под Казань-град идтить, — да там царь стоит,

Как грозной-то царь, Иван Васильевич….

Практически в каждой главе автор использует напевы, плясовые, походные, колыбельные, свадебные песни, которые отражают настроение и чувства героев: «Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от незнакомых слов давнишней казачьей и им не раз играной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь. Жадно вдыхая горький кизячный дым, выползавший из труб куреней, Григорий проходил хутор — вслед ему неслось:

На завалах мы стояли, как стена.

Пуля сыпалась, летела как пчела.

А и это задонские казаки —

Они рубят и сажают на штыки.

Описание звучания песен не менее красиво, чем описание донской неповторимой природы: «Вдруг, впереди, над притихшей степью, как птица, взлетел, мужественный грубоватый голос запевалы:

Ой, как на речке было б братцы, на Камышинке,

На славных степях на Саратовских…

и многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню о Ермаке, и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска. Покрывая стихающие басы, еще треплется где-то в темноте звенящий, хватающий за сердце тенор… Песенники уехали далеко… а из темноты, издалека, плыла, искрилась просторная, как Дон в половодье, песня… Уж и песенников не стало слышно, а подголосок звенел, падал и снова взлетал».

Известно, как любил и ценил народную песню М.А. Шолохов. В них он мог черпать и детали, и ситуации, важные для раскрытия характеров и поступков своих героев. Вот одна из таких близких роману «песенных ситуаций»:

Да молодая бабёночка

Рано… по воду ишла,

Да найвстречу ей молодец,

Вел найвстречу коня,

Вёл коня поить.

Да напоемши он коника

Стал привязывать,

Да с хорошою бабочкой разговаривать.

Песня как бы психологично параллельна реальной ситуации романа – встрече Григория и Аксиньи и зарождению их незаурядного чувства.

Многим героям «Тихого Дона» свойственно мастерское исполнение песни, эмоционально чуткое её восприятие. Голосисто, складно «играют» песни Степан и Аксинья Астаховы. В самом начале романа Степан говорит Петру Мелехову: «Ну, заводи. Да ты не мастак. Эх, Гришка ваш славно дишканит!» После такой характеристики может показаться странным, что в романе Григорий ни разу не поёт, хотя песня сопровождает его на протяжении всего романа. Но в этом, наверняка, кроется авторский замысел. Самому себе Григорий признаётся: «…высох мой голос, и песни жизнь обрезала».

Многие песни, включенные в роман-эпопею, М.А.Шолохов использует как концентрированно выраженное народное сознание. Они помогают не только понять чувства и настроения Григория на разных этапах его исканий, но и чаяния казаков, разделяющих его судьбу.

Немало внимания автор уделил женской, бабьей песне. Нелегкая доля у казачек. В их жизни больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья. Шолохов с потрясающим мастерством нарисовал образы простых женщин казачек. Их судьба не может не волновать: заряжаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь.

Вот как автор описывает бабье пение: «Старшая сноха, вдовая Марья… веснушчатая, но ладная казачка, заводила низким, славившимся на весь хутор, почти мужским по силе и густоте голосом:

Да никто ж так не страдает…

Остальные подхватывают и вместе с ней в три голоса искусно прядут эту бабью, горькую, наивно-жалующуюся песню:

…Как мой милый на войне,

Сам он пушку заряжает,

Сам думает обо мне…

…Как пришло письмо, да с печатью,

Что милый мой убит,

Ой, убит, убит, мой миленочек,

Под кустиком лежит…

Марья…. вела низким голосом:

А и кудри его, кудри русы,

Их ветер разметал,

А и глазки его, глазки карие,

Черный ворон выклевал».

Обращение к песне как живительному источнику народной мудрости позволило автору донести до читателя на психологическом уровне идею безнравственности любых войн и революций, разрушающих привычный семейный уклад, переполняющих Дон вдовьими слезами.

…Плавно течет казачья река Дон. Шелестят под ветром вековые вербы. Парит в вершине орел. И где-то вдалеке слышна песня:

Не для меня придет весна,

Не для меня Дон разольется.

Там сердце девичье забьется

С восторгом чувств не для меня…