Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Сочинение

Как луч востока благодатный,

Зачем тогда не разбудил

Меня твой голос, сердцу внятный,

И падших сил не обновил?

Я. Полонский

Как и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею колоритных женских образов. Ольга Ильинская — героиня романа «Обломов», по праву считается одним из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе.

Гончаров не наделил свою Ольгу исключительной красотой, но во всем ее облике сквозит присутствие говорящей мысли: в тонких «сжатых» губах, «зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз». Особенную красоту глазам Ольги — «умным», «ласковым» придают брови: «две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Она была выше среднего роста, но «двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо «. Опущенная низко на затылок коса » продолжала благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана».

Ольга не ищет общего поклонения, в ней нет лжи» «ничего чужого, а все свое, и это свое так: смело, свежо и прочно». Она не подчиняется нормам и правилам света. В отличие от других светских женщин, Ольга идет «простым, природным путем жизни».

По мнению Д. Ж. Писарева, в личности Ольги Ильинской» «привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами», особенно выделяются «два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения». Это «естественность и присутствие сознания». Именно они, по мнению критика, отличают Ольгу от обыкновенных женщин. Отличают потому, что «эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги «, к тому же представлены в романе с такой художественной верностью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за «невозможный идеал», созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, жеманства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто ж серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка.

5 стр., 2065 слов

Каким видит Обломова Ольга Ильинская

... Обломов пришел и сказал ей в глаза, что нужно расстаться. В этом, наверное, и заключается великая женская сила Ольги ... чего хочет добиться, и что в итоге получается. Рисуя Ольгу Ильинскую, Гончаров также как и во всем ... мнения, но принимает ее как равную. Так и Ольга принимает других людей, как равных, даже несчастного Обломова, который сам себя считает ничтожеством, Ольга видит достойным уважения и ...

Мы видим, что она действительно умела жить, управлять собой, своими чувствами, «держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением».. Ни перед кем никогда не открывала «сокровенных движений сердца», никому не поверяла «душевных тайн». Она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, увидевшего в ней воплощение своего идеала, потому что у нее возникает желание воскресить интересного, хотя и безвольного человека. «Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные, — замечает А.В. Дружинин. — Она разглядела в нем и нежность врожденную, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец — чего забывать не должно — разглядела в нем человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности». Ольга видит свое призвание в обновлении Ильи Ильича: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

Вероятно, именно за это стремление И. Анненский назвал Ольгу «одной из русских миссионерок», девиз которых — «пострадать, послужить, пожертвовать собой». Но Ольга.— миссионерка «умеренная, уравновешенная», так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. «Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», и миссия у нее «скромная» — «разбудить спящую душу» Обломова.

В значительной степени Ольга осуществляет эту миссию, эту роль своеобразного доктора. После первой встречи с ней Обломов распорядился вымыть окна и вытереть пыль и паутину. После второй встречи почувствовал прилив душевных сил, затем — впервые признался в любви. Ольга вынуждает своего необычного избранника читать, совершать длительные прогулки, отказываться от послеобеденного сна и ужина, радоваться жизни, вставать на заре и подниматься на гору. Это последнее обстоятельство символизирует, по-видимому, пик процесса возрождения, совершаемого настойчивым побуждением Ольги. Она искренне любит Илью, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья. Гончаров показал нам все оттенки этих сложных любовных отношений, в которых раскрылись лучшие качества Ольги: благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается все ярче.

Почувствовав колебания и страх Обломова перед предстоящими заботами, увидев стремление своего избранника спрятаться в тихую гавань, Ольга не сдается, а снова начинает заботливо искать средства воздействия на любимого человека. Она не боится пересудов и общественного мнения, едет к Обломову на Выборгскую сторону, но постепенно убеждается, что все ее усилия напрасны и бесполезны. В конце концов, Ольга понимает, что полюбила свою мечту об Обломове — будущего, нереального Обломова, что тихая, сонная и беззаботная жизнь Илье дороже прекрасных свиданий, что он никогда не изменится: «Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер», — горько заключает Ольга. Но она неспособна покорно подчиняться судьбе. Она хочет спасти его погибающие ум и душу, усиленно работает над своей задачей, и только окончательно убедившись в тщетности усилий, порывает с ним. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? — в тоске спрашивает Ольга. — Нет имени этому злу…» И сам Обломов подсказывает ей ответ: » Есть, — сказал он чуть слышно, — обломовщина!..»

2 стр., 953 слов

Сравнительная характеристика Ольги и Обломова

... новой жизни и пустил всё на самотёк. И Ольга больше не смогла с этим мириться и впоследствии выбрала в спутники жизни друга Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Сравнительная характеристика Ольги и Обломова Несколько интересных сочинений ... Именно это желание исправить Илью Ильича и заставляло ее жить с ним. Ольге удалось добиться изменений, он стал человеком, который готов идти на поступки. Можно ...

Разлука с Ольгой, осознание собственного бессилия в реальном воплощении романтических порывов и чувств потрясли Обломова. После тяжелой болезни он долго входил «в прежнюю нормальную свою жизнь». С годами же «волнения и раскаяние являлись все реже, ион тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…» Вместе с Ольгой из жизни Ильи Ильича уходят не только волнения, но и поэзия. Его жизненное пространство сжимается (Штольц назовет его «ямой»), а добрейшая Агафья Матвеевна всеми силами помогает ему не замечать жизни и не чувствовать ее. Время Обломова останавливается в своем течении…

Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга — Штольца, в котором отчасти » воплотился ее идеал мужского совершенства «. Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: «Я не состарюсь, не устану жить никогда». Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»

По словам Д. Н. Овсянико-Куликовского, в любом забытом уголке Ольга сохранит заветы своей молодости; разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод». Только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека, а именно таким человеком была Ольга, воплотившая в себе стремление народной России к светлому будущему. Не случайно Д. И. Писарев усматривал в Ольге «тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи», которые старались в то время ввести в женское воспитание.

9 стр., 4004 слов

Один день их жизни египетского вельможи . Как жили земледельцы ...

... и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили знатные люди в Древнем Египте. Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, ... строили усыпальницы фараонов и вельмож. Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему ...