Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?

Сочинение

Особенность композиции романа «Герой нашего времени»

При описании важнейших событий в жизни главного героя, Григория Александровича Печорина, автор М.Ю. Лермонтов нарушил хронологическую последовательность. Восстанавливая её, первое место в романе должна занять повесть «Тамань», где Печорин останавливается на своем пути на Кавказ. После службы в действующем отряде он отправляется на «воды», пребывает в Пятигорске и Кисловодске, убивает Грушницкого на дуэли. Вследствие участия в дуэли его высылают в крепость, где он встречается с Максимом Максимычем. Затем прапорщик отправляется в станицу на короткое время. В дальнейшем Печорин едет в Петербург, а спустя пять лет снова оказывается на Кавказе, отправляясь в Персию. Во время возвращения из Персии он умирает.

Однако Лермонтов отказывается от такой привычной последовательности изложения для того, чтобы показать своего героя с разных точек зрения в различных общественных средах. Автор стремится максимально глубоко раскрыть сложный характер Печорина, поэтому использует данную необычную форму композиции. Таким образом, роман достигает большей глубины и полноты в анализе жизни и развития своего протагониста.

Главный герой романа — Григорий Александрович Печорин

В романе Григорий Александрович Печорин предстаёт перед нами как «странный» человек. В первой повести романа под названием «Бэле» рассказчиком выступает Максим Максимыч, старый офицер, который провел большую часть своей жизни на Кавказе и имеет военное звание штабс-капитана. Несмотря на отсутствие высшего образования и необходимости пребывать в высшем обществе, Максим Максимыч влюбляется в молодого Печорина, понимая его незаурядность и силу натуры.

Однако, для Максима Максимыча Печорин остается загадкой, странным человеком. Вторая повесть происходит уже через пять лет и рассказывается при помощи странствующего офицера, также относящегося к кругу образованных людей, к которому относится главный герой. С его помощью происходит более детальное описание Печорина, его физических и психологических характеристик. Автор уделяет внимание его походке, одежде, волосам, коже, а особенно глазам, которые не смеются, даже когда Печорин смеется.

Вторая повесть также намекает на странное поведение Печорина по отношению к Максиму Максимычу. Вопросы возникают: почему Печорин не явился на ужин, хотя знал, что Максим Максимыч его ждет? Почему он отказался от эмоциональных выражений и даже не поздоровался со старым другом? Однако, Печорин не желает вспоминать прошлое и вновь переживать моменты жизни в крепости. Дружеских чувств к Максиму Максимычу или кому-либо другому у него нет. Таким образом, ответы на эти вопросы остаются загадкой для нас.

6 стр., 2656 слов

Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча

... На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. ... героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из ... с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо ... вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с ...

Эти подробности и повествование о Григории Александровиче Печорине разжигают в нас любопытство и создают вопросы о причинах формирования его такого загадочного характера.

Познакомление с Григорием Александровичем Печориным

Познакомившись с Григорием Александровичем Печориным из рассказов других людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов, чем ответов. Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека.

Романтическая природа Печорина

Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, — любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?» — задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа.

Журнал как отражение основных мотивов

Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. В ней намечаются основные мотивы всего «Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

«Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Все это делает журнал Печорина уникальным документом, открывающим перед нами тайны и противоречия внутреннего мира этого загадочного героя.

Повесть «Герой нашего времени» начинается необычно. В отличие от прошлой повести, где главный герой Печорин был очень активным человеком, здесь мы видим его наслаждающимся природой и прекрасным видом природы. Молодой человек в душе поэт, романтик. Но внезапно в эту идиллию врывается реальность: Печорин идет к Елисаветинскому источнику и встречается с собранием людей. Он даёт точные характеристики своим товарищам, что свидетельствует об его наблюдательности и интеллекте, о его умении понять людей.

В этой повести появляется интересный момент — мы впервые видим Печорина среди толпы людей. Может быть, у него в этой толпе есть друзья? Ведь здесь, на «водах», он встречается с юнкером Грушницким. Но что-то в Грушницком раздражает Печорина. Почему же этот 21-летний парень не нравится ему? Да, Грушницкий мечтает о славе, о становлении офицером, но ведь это мечты многих молодых людей. Да, он наивен и глуп, но Печорин не может простить ему его неискренность. Грушницкий фальшив, и Печорин не выносит фальши. Как вспомнить стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён»: вокруг молодого человека «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», что ему, конечно, неприятно. Печорин раздражен и хочет подшутить над Грушницким. Его побуждает к этому и скука. Без всяких совестных угрызений, он возвращает Мери себе, оставляя Грушницкого в пустоте и горечи.

5 стр., 2472 слов

Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс

... главе “Княжна Мери” постепенно раскрывается внутренний мир героя. Он завистливый, все действия совершаются от скуки, уверен в себе, искренен, когда теряет кого-то. Печорин добивается Мери только ради того, ... что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья Сочинение 4 Литература и история ходят за руку. Роман «Герой нашего времени» ...

В повести «Герой нашего времени» Лермонтов описывает отношения главного героя, Печорина, с доктором Вернером. В их дружбе присутствует привлечение Печорина к скептицизму, материализму и поэтическому характеру Вернера. Эти черты привлекают Печорина, так как они являются лучшими качествами его собственного характера. Однако у Вернера есть одно главное отличие от Печорина — он имеет дело, ведь он врач, в то время как Печорин ничем не занят.

Но возможна ли дружба между такими умными и понимающими друг друга людьми? Кажется, нет. Печорин сам говорит, что не способен к дружбе, так как «из двух друзей всегда один раб другого». Вторая причина в том, что он и Вернер относятся к людям, которые равнодушны ко всему, кроме себя самих. Такие люди не способны на дружбу, не готовы жертвовать ради нее. Дневник Печорина напоминает стихи из «Думы» Лермонтова, где говорится о равнодушии к добру и злу.

  • И ненавидим мы, и любим мы случайно

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. Это равнодушие не создает проблемы, пока все идет гладко. Однако, что делать в случае бури? Печорин не может жить без них, сам их создает, и это напоминает строфы из «Паруса» Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». В таких ситуациях равнодушие Печорина может обратиться в зло, как это происходит, например, в «Тамани».

От доктора Вернера молодой человек узнаёт о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что её-то он любит, понимаем потому, что пишет он теперь в том же тоне, в каком описывал природу Кавказа. Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен на любовь: Бэла ему вскоре надоела, к Максиму Максимычу он нисколько не привязан. А Вера — его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

4 стр., 1942 слов

Почему, если человек любит, то он не одинок? По И.А. Ильину

... непреднамеренную доброту, никогда не будет одинок, так как все эти чувства обязательно вернутся обратно автор представляет любовь в виде нити, «которой мы привязаны к любимому человеку» люди, которые не любят, чувствуют себя ...

«Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклевётанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинён злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен).

Чудом он остаётся в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая.

Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм).

И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе

Так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно»,-заключает он.

«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина

Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?!

Все основные вопросы романа

Социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где герой снова пытается решить важную загадку: в чём истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Таким образом, читая роман, мы понимаем. Что Григорий Александрович Печорин как бы поднёс зеркало ко всему своему поколению. Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более, что и мы ведь живём в то время, когда, разрушив старые принципы, ещё не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли «нравственными калеками»? На эти вопросы поможет найти ответ роман «Герой нашего времени» и особенно повесть «Княжна Мери», ведь, как мы видим, она действительно занимает центральное место в романе. </p

3 стр., 1430 слов

Печорин и княжна Мери в романе Герой нашего времени (отношения)

... им горе и страдания. Человек, неспособный приносить окружающим радость, не может быть счастливым. Сочинение Печорин и Мери (Отношения Григория Печорина и княжны Мери) Отношения Григория Печорина и княжны Мери — это одна из ... Вариант 2 Одна из глав романа рассказывает об отношениях Григория Печорина и княжны Мери. Они встречаются в Пятигорске, куда молодая барышня приезжает с матерью на отдых и ...