Каково отношение к предательству в современном мире? Все чаще сегодня можно слышать мнения о том, что предательства как нравственного явления не существует вовсе: якобы имеет право поступать по- разному в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Однако имеет ли право в действительности? Думается, что есть непреходящие нравственные ценности, ценимые всегда: честь, верность, преданность. И никакие внешние или внутренние факторы не могут и не должны привести к мысли о допустимости предательства в угоду удобству и выгоде. Предательство и бесчестие — равно отвратительные для порядочного человека понятия.
Обратимся к русской литературе. Она, как духовный светоч, всегда воспевала честь и преданность. А бесчестье всегда позорно и недопустимо. Особенно ярко эта духовно-нравственная установка просматривается в произведениях о войне. Именно на войне, когда находится между жизнью и смертью, и проявляется в новом, подчас неожиданном для окружающих свете его умение или неумение быть честным.
Известный поэт К. Симонов прошел всю войну. Много видел прямо противоположных поступков: от проявления высокой чести до полного забвения этого нравственного качества. Всегда воспевал честь! Но есть у поэта и единственное стихотворение о женском бесчестии. Трудно его анализировать, но очень хочется вместе с автором понять, откуда берется бесчестье, где его истоки, чтобы сделать для себя вывод о недопустимости подобного поведения.
Стихотворение «Открытое письмо женщине». Однополчане погибшего воина позволили себе прочесть письмо его жены. Вероятно, они хотели услышать от этой незнакомой им женщины слова любви и поддержки. Но увы! То, что было в письме, вызвало у них полное отвращение. Впервые они задумались о том, что, видимо, далеко не всех их ждут с фронта, не всех любят. Руководимые отвращением к предательству и бесчестью, однополчане погибшего солдата, так и не узнавшего о том, что он больше жене не нужен, пишут ей открытое письмо, полное негодования:
Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.
Что заставило женщину, верно ожидавшую мужа с фронта, предать его? Думается, что не прошла, а просто появилась выгода, просто стало удобным связать свою жизнь с другим, который, видимо, не проливает кровь на фронте, а довольно сытно и удобно живет в глубоком тылу.
В чем смысл эпиграфов капитанской дочке. «Береги честь смолоду» ...
... В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом ... из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям. Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к ... действия. Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, ... слова «честь». 2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём ...
Муж-солдат погиб еще в июле. Сейчас сентябрь. Его однополчане рады, что не дожил он до предательства и не узнал о бесчестье жены. А она, не получив еще похоронку, думая, что лейтенант жив, пишет о новом муже, о том, что прежний ей больше не нужен.
Солдаты не готовы простить ей подлость, предательство и бесчестье. Они с гордостью пишут ей о том, что таких, как она, очень мало:
А бывший муж ваш — он убит.
Все хорошо. Живите с новым.
Уж мертвый вас не оскорбит
В письме давно ненужным словом.
Таким образом, рассуждая о предательстве и бесчестии, можно сделать вывод: эти два отвратительных, безнравственных проявления личности всегда идут рядом, одно без другого невозможны. Вернуться на путь чести предавшему не удастся никогда. Бесчестный заслуживает неуважения и забвения. Именно об этом последние слова однополчан погибшего лейтенанта: Примите же в конце от нас Презренье наше на прощанье. Не уважающие вас Покойного однополчане.