Сочинение: “Женские образы в пьесах А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
Среди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман “Накануне”), Ольга (роман “Обломов”), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.
Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.
( Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф “Гроза”, СССР, 1933 )
Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка – дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.
( Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )
Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.
( Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )
Катерина – главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского
... новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по ... больше. Девушки росли и воспитывались в разных условиях. Катерина росла в любви и заботе, мама души не чаяла в ней, баловала и одевала дочь как куклу. Варвара же выросла в семье Кабановых, где, ...
( Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф “Бесприданница” 1936 )
Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.
Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы
Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.
Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”
Школьное сочинение
В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.
Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “
Образ Катерины в пьесе Островского Гроза
... пьесы Катерина Кабанова – «новый тип, создаваемый русской жизнью» Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни. В ...
Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.
В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.
Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.
Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “
После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия?
... Грозу” трагедией. 46315 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... их сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе и “Гроза”, — воспроизведение не только социального пласта ... уложиться в рамки драмы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплощением которой ...
“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “
Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.
Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.
Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.
А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.
В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.
Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
... фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжеты, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящие в ... Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”, соответственно) — обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та ...
Сравните между собой произведения А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза». Что у них общего?
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.
2. Сходства и различия.
2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»).
Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.
2.2. По времени написания “Гроза” – это главное произведение дореформенной драматургии Островского, “Бесприданница” же вбирает в себя многие мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; “Бесприданница” является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.
2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.
2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.
2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекровью.
Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем. » Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.
Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.
2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила – не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он – кулик – птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик – свое болото.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий – “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита – мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер – одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
3.1. «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
3.3. Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.
3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком – символическом – смысле слова.
«Женские образы в пьесах Островского»
7/9 | |
Дата | 06.06.2019 |
Размер | 400.27 Kb. |
Название файла | Женские+образы+в+пьесах+Островского.docx |
Учебное заведение | Московский Государственный Областной Университет |
Тип | Курсовая |
3.2. «Бесприданница»
Приступим к драме «Бесприданница». |
Прежде чем приступить к анализу, вспомним некоторые факты из истории создания этой драмы.
В 70-х годах XIX века Островский был почётным мировым судьёй в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой помогали ему находить новые темы для своих произведений. Большинство исследователей согласны с тем предположением, что в основе сюжета драмы «Бесприданница» лежит дело Ивана Коновалова, убившего жену (о чём уже говорилось ранее).
Это было одно из громких дел, поставившим в то время на уши весь уезд.
Приступив в ноябре 1874 года к сочинению драмы, писатель делает пометку: «Опус 40». Работа над пьесой, вопреки ожиданиям, шла очень медленно; помимо «Бесприданницы» были написаны и изданы ещё несколько произведений. Осенью 1878 года пьеса была закончена. Тогда Александр Николаевич сообщает одному из знакомых актёров: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
События, произошедшие дальше, также показывали то, что новая пьеса завоюет признание в обществе: она легко проходит цензуру, публикуется в журнале «Отечественные записки», труппы Малого и Александринского театра начинают репетиции. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге провалились, пьеса получила отрицательные отзывы критиков. И только во второй половине 1890-х годов, то есть через десять лет после смерти драматурга, пьеса «Бесприданница» вновь завоёвывает популярность среди зрителей, которая была связана главным образом с именем актрисы Веры Комиссаржевской, первой исполнительницы роли главной героини Ларисы Огудаловой.
Итак, главная героиня драмы Лариса Огудалова – образ такой же известный и также вызывающий большую полемику.
Фамилия «Огудалова » происходит от слова «огудать», что означает «облапошить», «обвести вокруг пальца». Это выражается в характере её матери, о которой также пойдёт речь в этой главе.
Современное понимание образа Ларисы во многом строится на восприятии фильма «Жестокий романс», но мы не будем сравнивать режиссёрскую версию и авторский замысел. Мы лишь сделаем следующий вывод: на первый взгляд название фильма хорошо отражает стилистику пьесы. Жестокий романс – это городская любовная баллада, полная преувеличенным трагическим пафосом, сентиментальная, но не дающая при этом ощущения катарсиса, этот пафос характеризует всех действующих лиц пьесы, но не Ларису, которая взлетает, словно чайка (имя Лариса на греческом означает «чайка») над духовно мелкими людьми.
В «Бесприданнице» нет такого прорыва, как в «Грозе». Гибель Ларисы является результатом мгновенного её выбора и её долгого нахождения в плену собственных иллюзий. Поэтому смерть Ларисы – это выстрел её жениха Карандышева.
Лотман в своей статье «Островский и русская драматургия его времени» писал, что Лариса «современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени» 10 .
70-е годы XIX века – время господства нуворишей – разбогатевших купцов. Всё большее влияние на людей в это время оказывают деньги, постепенно заслоняющие подлинные ценности. Трагические последствия всего этого и отразились в судьбе главной героини. Лариса мягкая, чистая девушка, но воспитана в лучших европейских традициях – её учили хорошим манерам и даже музыке. Однако девушка не понимает истинного смысла этого образования, это всего лишь красивая оправа для ценности. Её мать Харита Игнатьевна, выдавшая замуж двух других дочерей (при этом не одна из них не чувствует счастья в браке), пророчит и Ларисе счастливый брак с богатым человеком. Однако действует она при этом вовсе не во благо дочери, отсюда видно, что начало трагедии наблюдается в том факте, что мать пытается подороже продать дочь ради выгоды.
Лариса лишена всякой любви вообще, и ей нужно устранение недостатка этой любви. Отсюда видно, что она похожа на Татьяну Ларину из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», душа которой также ждала своего суженого. Однако если Татьяна вышла замуж хоть и за нелюбимого, но уважаемого человека, любящего её, то Лариса не получила заслуженной любви ни от своего избранника Паратова, ни от своего жениха Карандышева.
Лариса с трудом верит в то, что миром, где она живёт, правят деньги. «Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в её характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоёв общества». Конечно, умом героиня всё прекрасно понимает, доказательство этому мы находим в судьбах её сестёр, однако душа так и не смирилась с этим. Многие из нас могут удивиться, как в такой семье выросла и живёт чистая душой девушка, стремящаяся также к подлинному возвышенному чувству, и находящая его в лице Паратова. Она всегда ищет любви, не имеет никакого расчёта, пошлости: по словам купца Кнурова, в ней «земного, этого житейского, нет». Ей хочется любви и красивой жизни. Девушка уверена, что Паратов любит её также искренне и безоглядно, как и она его. Это в конечном счёте и губит её. Лариса, как и Катрина, наделяет своего избранника несуществующей духовной красотой, однако если Катерина осознаёт свою ошибку, но скрывает это, то Лариса не видит, что это только в её воображении Паратов – идеальный человек, способный на любовь.
Однако Сергей Сергеевич, не обладая деловой хваткой купцов Кнурова и Вожеватова, усваивает их мораль, поэтому он говорит Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Лариса говорит о нём следующее: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете всё… Сергей Сергеич… это идеал мужчины».
Лариса воспитывалась на идеях романтизма, откуда и взяла вскоре свой идеал, воплощением которого и стал Паратов: идеал мужественности, отваги, доблести и чести. Она не смотрит на него критически. Это подтверждает эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать своё хладнокровие и меткость, стреляет в мишень у неё в руках. Героиня приняла это за доказательство его «идеальности», похожей на «идеальность» романтических героев. Но на деле в этом эпизоде выражается бахвальство и гордыня, ради которых Сергей, не колеблясь, рискует как своей, так и чужой жизнью.
На самом деле Паратов – трус самого низкого пошиба, потому что боится остаться без капитала, поэтому женился на богачке, а его любовь к Ларисе является всего лишь игрой с Карандышевым, которому он таким образом «указал на место». Он отлично всё понимает и точно рассчитывает свои действия. Лариса для него – всего лишь красивая вещь или же игрушка, отнятая вдруг Карандышевым.
Лариса, уезжая с Паратовым, компрометирует себя, но при этом не осознаёт за собой греха. Лишь при разговоре с ним она поняла, что её любовь была всего лишь созданной ею самой иллюзией. Девушка очарована и живёт в этом своём очарованном мире, постепенно исчезающим на протяжении всей пьесы. У неё отсутствуют та нравственная сила, как у Катерины, а также тот дух прозрения, позволивший Катерине предчувствовать свою трагическую кончину. Лариса разочаровалась пока только в возлюбленном, но не в мире. Она всё ещё верит в то, что мир вокруг неё, несмотря на свою жестокость, хотя бы немного похож на тот романтический мир, который существует в её воображении. Лариса духовно прозревает, открывает глаза, но как такового внутреннего роста мы не наблюдаем, потому что в ней отсутствует сила, способная свергнуть прочно утвердившуюся власть денег, она может только жить в своём придуманном мире, но силы на борьбу у неё нет.
Вскоре обманутая Лариса принимает решение стать содержанкой, чтобы с помощью денег Кнурова создать хотя бы красивую жизнь.
Кто-то может обвинить Ларису в отсутствии духовного начала, ибо такое решение, принятое ей в полном отчаянии, аморально, но в сознании героини равносильно желанию умереть. Она понимает, что умрёт духовной смертью и не может сделать выбор между смертью тела и души. К трагической развязке приводит и осознание Ларисой того, что для всех она легко покупаемая красивая вещь. Это подтверждают её слова: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Она не может стать даже содержанкой, так как её никто не любит по-настоящему.
Слова Ларисы о самоубийстве всего лишь провоцируют Паратова принять благоприятное, по её мнению, решение: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге – выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет». При этом Лариса ещё не думает о самоубийстве всерьёз. Слова о Волге и саде должны были, скорее всего, напугать возлюбленного, но Кнуров предлагает ей стать содержанкой, подчёркивая при этом: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти таким образом становятся реальными. Лариса думает: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Ах, что я. да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет… Не Кнуров, роскошь, блеск… нет, нет… я должна от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрёшь… Ах, как дурно, как кружиться голова».
Даже перспектива красивой жизни не успокаивает Ларису. Она произносит слово «разврат» и понимает чудовищность перспективы Кнурова, поэтому мы делаем вывод, что духовное начало в ней всё же сильно. Если в начале Лариса жила любовью, бывшей в ней тогда сильнее понятий о морали и нравственности, то теперь она чувствует в себе нравственный закон, связанный с её пониманием идеального, которое, как оказывается, тесно связано с нравственным.
После рассказа Карандышева о том, что Кнуров и Вожеватов когда-то разыграли её в орлянку, Лариса чувствует трагический надлом в душе и больше не выстраивает вокруг себя иллюзий. Карандышев, надеется с помощью жены преодолеть комплекс неполноценности и помогает Ларисе, сам того не ведая, исполнить её желание о смерти. Он спасает её, позволяет ей уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. За минуту до смерти она проявила подлинное благородство, избавив убийцу от суда, убедив столпившихся вокруг неё Паратова, Кнурова и Вожеватова – истинных виновников её смерти, в том, что это было самоубийство. Существует и другое толкование её слов: есть фантастическая идея о том, что Лариса силой своей души может воздействовать на мир, и именно решимость позволила ей умереть.
Паратов приказывает проходящим мимо цыганам замолчать, но Лариса с иронией оспаривает это распоряжение: «Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело, кому весело… Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь … вы все хорошие люди…». Она умирает с признанием: «Я вас всех… всех люблю». Таким образом, Лариса смогла через боль и разочарование обрести ту духовную силу, взойти на такую вершину и от всего сердца дарует миру жестокости и наживы прощение и поцелуй.
Таким образом, Лариса в конце концов оказывается такой же сильной девушкой, как и Катерина, она смогла простить мир. Она также в итоге обретает свободу.
Также мы делаем вывод, что истинная сила характера Ларисы заключается в способности любить и прощать, в самоотверженности и наивной вере в мир.
Лариса умирает с чистой душой и не наполненным ненавистью сердцем.
Женские образы в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
Александр Николаевич Островскии&设 – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы “Гроза” и “Бесприданница”. Обе пьесы посвящены проблеме положения женщины в обществе, которая обыгрывается на двух наиболее значимых женских образах произведений: Ларисе Огудаловой и Катерине Кабановой.
Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется
на фоне общества, в котором вынуждена жить.
Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.
По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к
назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.
Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.
Таким образом, внутренний конфликт, назревающий в обеих героинях, который позже превращается в протест против общества, имеет под собой разную почву. В случае Катерины, это протест жертвы тирании против самих тиранов; Лариса же выступает против “торговли” человеческими чувствами и потребительского отношения к личности. Обе девушки, так яро стремившиеся к свободе, в конечном итоге ее достигают, но какой ценой?
Другие работы по этой теме:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины.
Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского – “Бесприданница”и “Гроза” Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А. Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто.
Образ города в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” А. Н. Островский – величайший драматург XIX века. За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске.
Женские образы в пьесах А. Н. Островского”Гроза” и “Лес” Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не.
Образы купцов в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” А. Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их.
Героиня пьес А. Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка” Два емких художественных символа скрепляют смысл “Грозы”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую.
Героини пьес островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Снегурочка” Два емких художественных символа заключают в себе главную тему драмы “Гроза”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском.
Сравнение произведений А. Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза” 1. Вступление. Прочитав пьесы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”, я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны.
Символика имен в пьесах А. Островского “Гроза”, “Бесприданница”, “Лес” Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах.
Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО (“Гроза”, “Бесприданница”)
Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему,
Катерина – истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии – всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его
В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова – лишь одна из них. Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из “Бесприданницы”. Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир “Бесприданницы” иной, нежели тот, что описан в “Грозе”: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм. В “Грозе” же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи. А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях. Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.