Историческое сочинение на 11 баллов

Сочинение

Выбранный мной для рассмотрения период 862-988 гг. — период образования и формирования Древнерусского государства.

В истории существует несколько точек зрения на возникновение государства у восточных славян. Первая точка зрения — норманнская теория, сформулированная в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером. Согласно ей, Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия восточных славян.

Вторая точка зрения — антинорманнская теория, в соответствии с которой у восточных славян шел процесс складывания государственности до прихода варягов; роль варягов в образовании государства отрицается. Однако большинство современных историков придерживаются третьей точки зрения — центристской теории, по которой Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов. Эта точка зрения мне ближе остальных, поэтому свое сочинение я выстраиваю на ее основе.

В IX веке на основании племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования. Важную роль сыграло такое образование на северо-западе, представлявшее собой союз славянских и финно-угорских племен. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Межплеменные и внутриплеменные конфликты накалились, и, согласно летописи, «встал род на род». Это стало причиной призвания варягов в 862 г. Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — во владениях веси, на Белоозере, Трувор обосновался в Изборске. Но вскоре Рюрик собрал под своей властью все земли, образовав обширное Новгородское княжество. В это же время между Новгородом и Киевом началось соперничество. Оба племенных центра желали контролировать торговые пути и собирать дань с соседних племен, попавших под их влияние. Эти два центра в 882 г. объединил Олег, ставший преемником Рюрика. Олег хитростью выманил из города киевских князей Аскольда и Дира и убил их, а затем с сыном Рюрика — Игорем вступил в город и назвал Киев «матерью городам русским».

10 стр., 4722 слов

Верования и обычаи древних славян

... А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». -2005. Зеленин Д. ... Helsinki, 1922. («Религия восточных славян»).Религия восточных славян-2005. (русский перевод) ... одно общее государство, поэтому древние славяне не ... реферата, я обозначила, попытку обобщения религиозных верований, традиций и обычаев древних славян. Но, как и у каждое исследование, тема верования и обычаев древних славян ...

Второй целью Олега стало установление контроля над торговым путем !из варяг в греки». Для ее достижения князь в 883-885 гг. подчинил Киеву радимичей, древлян, северян и обложил их данью.

Кроме того, Олег защитил Русь от набегов кочевников и совершил военные походы на Византию в 907 и 911 гг., заключил с ней договоры, обеспечив тем самым выгодную беспошлинную торговлю русским купцам.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь. По мнению историка Н.И. Павленко, «Игорь не допустил распада государства, хотя далеко не все его военные предприятия оканчивались удачей. Ему удалось отразить набеги и на время наладить отношения с кочевниками-печенегами. При нем продолжилось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего русские поселения появились на Таманском полуострове».

Также Игорь организовал военные походы на Византию в 941 и 944 гг. Более благоприятное завершение имел второй поход: стороны вступили в союз против хазар.

При Игоре все большее значение стала играть дань. Она шла на содержание киевского князя и его окружения, обменивалась на товары в соседних странах. До 945 года дань была не регламентирована, порой творились всяческие насилия. Это вызвало возмущения и столкновения населения со сборщиками дани. Во время одного такого столкновения в землях древлян погиб князь Игорь. Его жена — княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Однако, чтобы окончательно подчинить их, правительница провела налоговую реформу, установив четкий порядок сбора дани путем введения уроков- точных размеров дани, и установления погостов — мест сбора. Эта форма сбора дани стала называться «повоз».

Таким образом, Ольга укрепила единство, сплоченность восточнославянских племен и свою власть. Ее реформа положила начало созданию упорядоченной и организованной системе налогообложения, а места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах.

Киевская традиция рисует Ольгу мудрой и твердой правительницей, «мудрейши всех человек». Она одной из первых осознала необходимость сближения с Византией как государственную потребность. Но в отличие от своих предшественников, Ольга стремилась найти здесь религию, культуру, способствующих упрочению государства. Княгиня первая приняла христианство в 957 г. В этой области политику Ольги продолжил ее внук. Сын же Ольги — Святослав, мало внимания уделял внутренней политике. Его деятельность была направлена на расширение границ Древнерусского государства. Удалось сильно продвинуться на восток и юго-восток, разгромить Хазарский каганат и болгар.

Но все-таки особо значимое событие связано с именем князя Владимира. По мнению историка Н.И. Павленко, «решение обратиться к христианству имело колоссальное значение для последующего развития; не случайно Русская православная церковь причислила его к лику святых».

15 стр., 7121 слов

Князь и дружина в Древней Руси

... князя, становлению функций дружины. А.А. Горский подробно рассмотрел вопрос происхождения, социального состава, дифференциации дружины. Пришел к выводу, что дружина славян ... в греки» - ядро Древнерусского государства. «В лето 6391 [ ... использовано три источника: сочинение Публия Корнелия Тацита ... собрания времен Киевской Руси. Существует много полярных ... къ радимичем рька: «Кому дань даете?». Они же реша: ...

К 980 г. существовало несколько причин отказа от славянского язычества:

  • во-первых, оно представляло загробную жизнь как простое продолжение земного существования, что не оправдывало богатства одних и бедности других, не утешало людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире;
  • во-вторых, безразлично относилось к власти великого князя;
  • в-третьих, приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
  • в-четвертых, не укрепляло единство страны из-за различий в обрядах и верованиях;
  • в-пятых, требовалась новая идеология, которая бы помогала утверждению в государстве новых отношений — господства и подчинения.

Поэтому в 980-987 г. Владимир провел реформу язычества, создав единый пантеон языческих богов различных племен во главе с Перуном. Но потребность принятия новой религии сохранилась, и в 988 г. Владимир крестил Русь.

В результате возросла власть великого князя, укрепилось само государство и его международное положение, Русь сблизилась с другими христианскими странами. Обогатилась и русская культура: распространились школы, письменность, грамотность, появилось храмовое зодчество, иконопись, мозаика и фрески. Возникла новая политическая организация -церковь, а также церковных брак, моногамная семья и христианская мораль.

Таким образом, в период 862-988 гг. сформировались следующие важные составляющие государства: первая правящая династия Рюриковичей, общая единая территория, внешний суверенитет, единое население, система налогов и сборов, публичная власть и единая религия. Не хватало только законодательства, но этим займутся потомки. А пока, за данный период, Русь прошла путь от начала становления государственности до достаточно влиятельного христианского государства в Европе.

Полезный материал по теме: