Данный период совпадает с правлением Владимира Красное Солнышко или Святого. Стал киевским князем после победы в междоусобице. 981 г. Владимир совершил поход против Польши и сумел вернуть Руси захваченные польским князем города Червень (близ нынешнего Хелма) и Перемышль. Волынь осталась за Русью. В 982 г. дружины Владимира двинулись на северо-запад русских земель, где киевскому князю удалось разгромить и подчинить себе ятвягов, а также принудить к дани иные племена Вое точной Балтии. Став князем в Киеве, Владимир повелел соорудить новый истукан бога Перуна, который водрузили близ княжеского терема на «священном» холме посреди прочих языческих идолов. По его мысли, эти языческие божества должны были стать общими для всех племён, входивших в обширное государство. Однако первая религиозная реформа Владимира не имела успеха, каждое племя продолжало почитать своих богов.
Тогда князь задумался о принятии новой веры. В 988 г. войско Владимира прибыло на ладьях в Крым и осадило главный византийский город Херсон (Корсунь).
После непродолжительной осады город пал, и Владимир лишил Византийскую империю её крымских владений. В начинавшихся русско-византийских переговорах выяснилось, что русский князь на Херсон не претендует и готов возвратить его византийцам при условии согласия соправителей империи — Василия и Константина на его брак с их сестрой Анной. Но этот союз мог состояться только с христианином и правителем христианской страны. Такова историческая основа крещения Руси в 988 г.
Позже было составлено предание о «выборе веры» Владимира: он будто бы колебался между иудаизмом, исламом, западным («римским») христианством и восточным («византийским»), предпочтя в итоге последнее.
Со времени крещения Русь стала полноправной участницей исторических и культурных процессов в мире христианской цивилизации. Владимир Святославич, впоследствии канонизированный и ставший Владимиром Святым, — один из прототипов былинного князя Владимира Красное Солнышко.
«Владимир Красное Солнышко
... памятники князю Владимиру, которые стоят в Киеве на Владимирской горе, в Белгороде, во Владимире, а в городе Коростень появился памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше. Не забывает князя Владимира Красное Солнышко Русская ... в вере. И повод представился, когда Владимир пошёл на судах к греческому городу Херсону. Он загадал если возьмет этот город, то крестится. Это еще надо было, ...
Немало внимания Владимир уделял защите южных рубежей Руси от набегов кочевников. Во время его правления были сооружены защитные валы на степной границе Руси, крепости, где несли пограничную службу дружинные отряды. Другой яркой личностью этого периода является Добрыня. Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича
Добрыня был братом матери князя Владимира — Малуши.
Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне с братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он сам стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, причём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную.
Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.