Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» ( )

Сочинение

Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» реалистично воссоздана общественная атмосфера в тоталитарном государстве, где преуспевают бездарные писатели, выслуживающиеся перед властью. Такими показаны МАССОЛИТовцы, участвующие в травле талантливого мастера. В произведении упоминаются двадцать литераторов, но ни один из них не творит, не занимается своим делом! Никто из них не заслужил бессмертия, которое было даровано мастеру — безвестному, безымянному, но сохранившему верность своему великому призванию.

На протяжении повествования мастера постоянно преследуют типичные для эпохи неурядицы, знакомые Михаилу Булгакову не понаслышке: бездомность, доносы, болезнь — всё это присутствовало в жизни самого писателя, было неотъемлемой частью его биографии. Ошельмованный и одинокий мастер пишет роман о Понтии Пилате, где главным мотивом выступает тема предательства: некий Иуда из Кириафа за тридцать тетрадрахм предаёт безвинного философа Иешуа Га-Ноцри, а римский Наместник встаёт перед проблемой нравственного выбора.

В жизни самого мастера Иуда является под именем Алоизия Могарыча, который совершает предательство, польстившись на жилплощадь, то есть совершенно в духе своего времени (не зря же Воланд замечает в романе, что москвичей испортил «квартирный вопрос»).

Однако мы прекрасно понимаем, что предательство остаётся предательством в любом случае: тридцать тетрадрахм или квартира — разницы нет.

Итак, Иешуа Га-Ноцри был арестован и казнён. Тюрьмой для Мастера стало государство, в котором он жил, а травля, которую ему устроили собратья по перу, была изощрённым видом казни. Можно смело утверждать, что биографию мастера Михаил Булгаков писал с собственной судьбы.

Жизнь мастера и жизнь писателя совпадают, как совпадает с их путём и судьба Иешуа Га-Ноцри, хотя он не писал роман: итогом его духовных усилий стало учение о добре и справедливости. Последователем Иешуа Га-Ноцри предстаёт в романе мастера Левий Матвей. Учеником мастера становится духовно прозревший Иван Бездомный. У Михаила Булгакова тоже есть продолжатели. Разумеется, речь идёт не только о художественном мастерстве, которому можно учиться у этого писателя, — поражает присущая ему внутренняя сила, свобода духа и мысли. Этому можно учиться у Булгакова не только писателям, но и всем нам.

3 стр., 1203 слов

Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе

... Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане Ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного ... Одна из наибольших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера. Писатель максимально приземляет библейский сюжет. Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием ...

Нравственный подвиг совершил Иешуа Га-Ноцри. Творческий подвиг совершили Булгаков и мастер. Пусть мастер не заслужил Света, слабодушно отрёкшись от своего романа, от любви Маргариты. Булгаков тоже сжигал свой роман, однако не отступался от него, не отказывался от истины и любви. Но мастер всё же обрёл Покой: его спасла своей любовью Маргарита. «Вечный дом» стал для него наградой за страдания при жизни. Булгакову покой принесла только смерть, наградой же для него стало истинное бессмертие. Думаю, это и есть тот самый Свет, которого не заслужил мастер: высшей благодати может удостоиться лишь тот, кто не сдаётся до самого конца.

«Рукописи не горят», — сказано в произведении Булгакова. Как всесильный Воланд вернул Маргарите рукопись романа мастера, так всемогущее Время возвратило нам Булгакова. И мы сегодня счастливы тем, что можем вновь и вновь открывать страницы этого бессмертного произведения.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004