Образ Собора Парижской Богоматери ( по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго)

Сочинение

Как мы знаем, все основные события бессмертного романа Виктора Гюго совершаются на площади перед собором Парижской Богоматери, у его стен. На этом фоне происходит и трагическая развязка. Но собор в произведении — это не просто декорация, оправдывающая название книги. Он занимает в романе совершенно особое место, принадлежащее ему по праву.

Роль, которая отводится собору в повествовании, огромна, что подтверждается авторскими размышлениями о связи между зодчеством и литературой (этому посвящена отдельная глава романа).

До изобретения печатного станка книга, переписываемая в считанных экземплярах, была ненадёжным источником информации для потомков, поскольку легко могла сгореть или попросту быть съеденной мышами. Только архитектура с её монументальностью в течение многих веков служила надёжным средством передачи знания от поколения к поколению. Точно так же и собор Парижской Богоматери — уникальное произведение зодческого гения — повествует о том страшном времени, когда в Европе царило суеверие и людей заживо сжигали на костре.

«Сон разума рождает чудовищ», — сказано кем-то из великих об этой эпохе. Недаром в архитектуре собора присутствуют изображения химер, от которых неотличима уродливая фигура Квазимодо. Недаром в народе идёт о соборе недобрая слава, а его архидьякон Клод Фролло слывёт колдуном, вступившим в сговор с самим дьяволом. Для простолюдинов собор представлял собой загадку, которой во избежание греха лучше не касаться.

И только два очень разных, но едва ли не кровно связанных с собором человека чувствовали его возвышенную красоту, гармонию его линий — сам Клод Фролло и его воспитанник Квазимодо. Характер этих героев невозможно понять вне их отношения к собору.

Для Квазимодо собор, несомненно, представлялся живым, поскольку «заменял ему не только людей, но и всю вселенную, всю природу». Горбун молился мрачным статуям его святых, изливал душу каменным чудовищам. Здесь никто не преследовал его, никто над ним не смеялся. Пожалуй, только в соборе Квазимодо чувствовал себя человеком и был бесконечно благодарен ему за это. Музыка соборных колоколов окрыляла его страдающую душу, заставляла забыть о реальности, в которой ему не было места. Квазимодо называл колокола человеческими именами и всякий раз, раскачиваясь на верёвке вместе с ними, испытывал, наверное, лучшие минуты в своей жизни.

12 стр., 5835 слов

Образ Клода Фролло в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

... Где тот прежний Клод, угрюмый монах, обитающий в келье главного парижского собора? Не оставив камня ... песнопения, то, что дает человеку способность чувствовать душа покоилось глубоко. Фролло умнел не мудрел, не ... успех! Победа! Гренгуар ничего не заметил, Квазимодо не подозревает, ОНА, пусть глупышка, но ... обрубленными крылами, страдающая, жалкая душа. Ни в чем не повинный ребенок. Она умерла. ОНА ...

Не умея высказать свои чувства, Квазимодо любил собор за красоту, за стройность, за ту гармонию, которую источало это великолепное целое. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что прекрасное способно изменить, облагородить даже и неразвитую душу — точно так же, как поразила Квазимодо красота Эсмеральды, которую он укрывает от расправы именно в соборе. Правда, в конце концов никто из героев не обрёл спасения, что, как мне кажется, позволяет говорить о связи собора с темой рока, судьбы.

С таким же благоговейным трепетом относился к собору и Клод Фролло, хотя и воспринимал всё по-иному, любя в нём «его внутреннее значение, скрытый в нём смысл, связанную с ним легенду, его символику, таящуюся за скульптурными украшениями фасада, подобно первичным письменам древнего пергамента, скрывающимся под более поздним текстом, — словом, любил ту загадку, какой извечно остаётся для человеческого разума собор Парижской Богоматери». Загадочность собора не страшит Клода Фролло, а вызывает в его душе восхищение.

С такими же чувствами относится к древнему храму и сам автор романа. Описанию собора Парижской Богоматери посвящены лучшие страницы произведения. Образ величественного здания незримо присутствует за каждой строкой, так что с полной уверенностью можно сказать, что роман Виктора Гюго назван именем главного героя этой бессмертной книги.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004