Петербург в лирике Некрасова ( )

Сочинение

Петербург — один из сквозных образов в поэзии Н.А. Некрасова. Изображая этот город, поэт во многом продолжает традиции русской литературы XIX века: в его стихах прослеживается двойственность восприятия северной столицы. С одной стороны, перед нами великолепный город:

Всё свежо, всё эффектно: зимой,

Словно весь посеребренный, пышен

Петербург самобытной красой!

Живописуя Петербург в поэме «О погоде», Некрасов использует приём перечисления объектов, и в воображении читателя возникает отчётливая движущаяся картина:

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, красивы

Ореолы вокруг фонарей!

Это романтическое восприятие Петербурга. Но чарующая сказка — только фасад, скрывающий подлинную сущность города, где человек погружён в атмосферу хаоса, дисгармонии. Связь между личностью и окружающим миром утеряна. При изображении такого Петербурга в стихах Некрасова звучат мотивы бездуховности, социального контраста — подчёркиваются всесилие власти денег, соседство роскоши и нищеты. Поэт широко использует жанровые сценки, рисует городские пейзажи и интерьеры, исполненные мрачного колорита.

Некрасов изображает петербургскую бедноту, показывая уличные драмы, рисует образы «пасынков» жизни — мастеровых, рабочих, описывает быт трудовых окраин Петербурга:

Ты знаком уже нам, петербургский бедняк,

Нарисованный ловкою кистью

В модной книге, — угрюмый, худой,

Обессмысленный дикой корыстью…

Один из типично петербургских стихотворных циклов Некрасова носит название «На улице». Жанр вошедших в него маленьких стихотворений можно определить как городскую зарисовку, миниатюру. Несколько таких миниатюр объединены в цикл, напоминающий художественное мозаичное полотно. Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей. Объединение нескольких сценок придаёт стихам дополнительный смысл: речь идёт не о частных эпизодах уличной жизни, а о болезненном состоянии мира, зловещей и угнетающей атмосфере Петербурга.

10 стр., 4918 слов

Петербург — Петроград. Литературная жизнь города

... – фамилия бабушки. С 1890 года по 1916 жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге. В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева, который ... войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с ...

В стихах Некрасова о северной столице важным символом, вбирающим в себя многие мотивы (голода, нищеты, болезни), предстаёт петербургский климат. Ещё один мотив — бесправие и страдания беззащитных людей. Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» построено на противопоставлении «маленького» человека значительному лицу. Поэт сатирически обличает социальные верхи города. «Маленькие» люди — бесправные крестьяне, «мужики, деревенские русские люди». Петербургский пейзаж соотносится с волжским, озвученным вековым «стоном» русского крестьянства.

Прогулка по Петербургу — один из стержневых мотивов некрасовской лирики. Наиболее ярко он представлен в поэме «О погоде». Лирический герой в деталях знает быт и нравы города, постоянно пребывает в специфической петербургской атмосфере. Прогуливаясь по Петербургу, он одновременно путешествует но лабиринтам своей души, не находя в ней ничего светлого, утешительного.

Таким образом, тема города, Петербурга представлена в лирике Некрасова многогранно. Он предстаёт в творчестве поэта метафорой, исполненной глубокого смысла: это жизненная среда лирического героя и в то же время символ его сознания.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004