Школьное сочинение: Женские образы в произведениях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В произведениях А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.С. Пушкина «Евгений Онегин» особое внимание уделено изображению женских образов. Главной героиней комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова, а главным женским персонажем «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. И Софья, и Татьяна молоды, прекрасны, любят и любимы. Обе хотят быть счастливыми. Но, эти два персонажа имеют совершенно разные характеры. Характер Софьи настолько противоречив, что ее образ весьма сложный для восприятия читателей. Гончаров, говоря об образе Софьи, отметил, что в ней присутствуют «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения.
В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное». Образ Татьяны более простой и, соответственно, более понятен. Вообще, Татьяна Ларина является женским идеалом для Пушкина: «Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!» — так говорил о своем персонаже великий поэт. Татьяна своей простотой и душевностью, близостью к народу, симпатична всем читателям. Ей ближе природа, деревенская жизнь. В светском обществе Татьяна не может найти себя, ей непонятно такое общество: «Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь, она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок…».
Софья Фамусова, наоборот, стала настоящей светской дамой и ее место только в обществе. Но Софья, будучи светской дамой, отличается от других женщин, которые ее окружают. Прежде всего это выражается в ее любви к Молчалину. Ведь Софья могла выбрать себе совершенно другого спутника жизни, который полностью соответствовал бы требованиям ее отца: «кто беден, тот тебе не пара». Софья имеет свою точку зрения, она будет ее отстаивать, даже если придется противопоставить себя окружению. Но, к сожалению, общество, в котором она жила, ее окружение, в котором «Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны», не дали развиваться положительным качествам героини Грибоедова. Софья становится как все, впитывая весь негатив своего окружения. Все это приводит к тому, что она не находит общего языка с Чацким, не понимает его мыслей, действий, стремлений.
Она разочаровывается в Молчалине, который выбрал Софью «по должности». Пушкин, рассуждая о женском образе, созданном Грибоедовым, считал, что Софье присущи абсолютно несовместимые качества. Она одновременно может быть мечтательной и практичной, наивной и расчетливой. Софья умеет страдать сама и в тоже время жестоко насмехаться над страдающим человеком, как в случае с Чацким. Общей чертой Татьяны и Софьи является их любовь к чтению различных сентиментальных романов. Под их влиянием, обе девушки мечтают о возвышенном чувстве, о прекрасной, чудесной любви: «Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна в романе «Евгений Онегин»
... многие признали этот идеал. Потому образ Татьяны Лариной — один из ярчайших не только в «Евгении Онегине», но и во всей русской литературе. ... чувства вперед мужчины. Не изведав, в достаточной мере, настоящей жизни, героиня считала, что книжный мир «Ричардсона и Руссо» реален, и ... незыблем, она ни за что не обманет даже любимого человека. Пушкин видел в этом образе черты собственного характера, а его ...
* Татьяна любит не шутя
* И предается, безусловно,
* Любви, как милое дитя…».
И Татьяна, и Софья умеют любить. Их чувства настоящие, искренние. Поэтому Софья чувственно рассказывает Лизе о свидании с Молчалиным:
* «Возьмет он руку, к сердцу жмет,
* Из глубины души вздохнет,
* Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
* Рука с рукой, и глаз с меня не сводит».
Любовь Софьи сильна и поэтому она очень страдает, когда узнает настоящую сущность своего возлюбленного. Татьяна также сильно переживает, когда ей открывается другой Онегин, после посещения его усадьбы:
* «Кто ж он? Ужели подраженье,
* Ничтожный призрак, иль еще
* Москвич в Гарольдовом плаще,
* Чужих причуд истолкованье,
* Слов модных полный лексикон…
* Уж не пародия ли он?».
Татьяна и Софья теряют романтическое восприятие любви, жизни. И Грибоедов, И Пушкин в образах главных героинь своих произведений сумели показать душу истинно русской женщины.