Гордость за сыновей в повести Тарас Бульба, Гоголь

Сочинение

­>Сочинения по произведению Тарас Бульба

33 предложения/ 543 слова

Повесть «Тарас Бульба» впервые была издана в составе цикла «Миргород» в 1835 году, а затем, в 1842 году, вышла вторая редакция текста. Произведение рассказывает о храброй борьбе вольных казаков Запорожской Сечи с иноземными захватчиками (поляков и татар).

На фоне этих событий развиваются судьбы главных героев: Тараса Бульбы и его сыновей (Остапа и Андрия Бульбенко ).

Главным чувством, которое испытывает по отношению к своим сыновьям бывалый казак Тарас Бульба, является гордость. Именно поэтому сразу же после их возвращения из Киевской академии он созывает «всех сотников и весь полковой чин», чтобы показать им своих «молодцов». Далее с этой же целью он везет Остапа и Андрия на Сечь.

Тарас Бульба с нетерпением ждет, когда сыновья предстанут перед его «старыми, закаленными в битвах товарищами». Кроме того, старый казак мечтает поглядеть на первые подвиги Андрия и Остапа «в ратной науке и бражничестве», и это ему удается. На поле боя его сыновья сражаются «в числе первых». Младший — Андрий, имеющий чуткую натуру и живые развитые чувства, — с «бешеной негой и упоением», а старший — Остап проявляет в битве расчет и хладнокровие, а также демонстрирует «наклонности будущего вождя».

Но вот наступает время, когда романтический характер Андрия проявляет свою истинную силу. Молодой человек не может совладать со своими чувствами к прекрасной «панночке». Когда Андрий узнает, что она оказалась заложницей в осаждаемом казаками городе, он, не раздумывая, вытаскивает мешок с едой из-под головы спящего брата и направляется к девушке по подземному ходу. Увидевшись со своей любимой полячкой, Андрий уже не желает расставаться с нею, и потому он отрекается от своих родных, а также от всего казачества и христианской веры. Таким образом, из сына, бывшего предметом гордости для своего отца, Андрий вмиг превращается в предателя.

Известие о поступке молодого человека становится серьезным ударом для Тараса Бульбы. Он долго не решается поверить в то, что Андрий перешел на сторону поляков, и до последнего считает, что его «принудили» надеть «чужое одеянье». Лишь только увидев своими глазами, как юноша сражается на стороне врага, Тарас Бульба решается на страшный поступок — сыноубийство.

Старый казак, конечно, сожалеет о смерти Андрия и о том, что так бесславно пропал достойный казак, но все же у него остается еще один сын. И Остап не подводит своего отца, а, наоборот, дает ему все новые и новые поводы для гордости. Он настолько отважно сражается в битвах, что боевые товарище выбирают его атаманом. Став предводителем казаков, Остап многократно доказывает, что действительно достоин этого звания.

10 стр., 4903 слов

Урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Андрий и Остап

... и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке. Тарас Бульба в роли отца Подготавливая мысли для сочинения, ... богатырями. Героическая смерть Тараса Бульбы – не так страшна, как казнь сына Остапа, но величественна, хотя бесчеловечна. Тарас Бульба как военачальник Нравственный облик Тараса Бульбы как военачальника ...

Заставляет отца гордиться собой Остап даже тогда, когда попадает в плен к «ляхам», и те приговаривают его к казни. На смерть он идет впереди всех, с «тихою горделивостию». Он молча, не издав ни одного крика, выдерживает все «адские муки», которым подвергает его палач. Лишь только перед самой смертью взывает молодой человек к отцу: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» И, получив желаемый ответ: «Слышу!» — умирает с честью.

Суровые нравы того времени и условия, в которых приходилось жить малороссийскому народу, породили таких людей, как Тарас Бульба и его сын Остап. У запорожских казаков были свои понятия о чести и доблести, и те, кто бесстрашно сражался за свою Родину и христианскую веру, пользовались большим почетом и уважением в их среде. Именно поэтому Тарас Бульба очень гордился своим сыном Остапом, и именно поэтому он сам также смог достойно встретить свою смерть, зная, что умирает за правое дело.

см. также: