В чем философичность лирики А. А. Фета?
В позднем творчестве Фета углубляется философское начало, очерчивается жанр философской “думы”, усиливается ее метафорический, ассоциативный характер. Более того, в стихи Фета поздней поры проникают учительские, назидательные интонации. Лирические строки приобретают афористичность: “Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо”; “Пора за будущность заране не пугаться, пора о счастии учиться вспоминать”.
Позднее творчество Фета во многом обнаруживает влияние философии
Шопенгауэра. Об этом свидетельствуют слова самого поэта, писавшего в 1879 году Льву Толстому: “Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источник моих последних стихов”. Действительно, работая над переводами Шопенгауэра, Фет использовал и переосмыслял философские темы его статей, они становились темами и мотивами лирических стихотворений. Среди этих размышлений – мысли о вечной мудрости природы, о низости обыденной жизни, о свободе творчества, о тщете человеческой суеты, бедности человеческого познания и т. д.
Интересно, например,
что у Фета, как и в философии Шопенгауэра, природа предстает как могучая, стихийная сила; в то же время она врачует душевные раны человека, приобщает его к простой естественной жизни:
Я рад, когда с земного лона
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ.
И рядом, куст родной смущая,
И силясь и боясь летать,
Семья пичужек молодая Зовет заботливую мать…
Очень часто внимание поэта направлено на живые связи человека с природой, лирический герой любуется окружающим его миром даже в минуты душевных волнений:
Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?
Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?
Травы степные сверкают росою вечерней,
Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.
Чувство близости человека и природы часто приобретает характер космизма. Отсюда появление в стихах позднего Фета символического образа звезд, звездного неба, в котором растворяется человек:
По литературе : Фет – человек и Фет-поэт. Проблематика автобиографизма ...
... как будто можно разделить на две: Фета-человека и Фета-поэта. Афанасий Афанасьевич известен нам как автор замечательных по красоте стихотворений. Природа под пером Фета оживала и очеловечивалась. Лирика Афанасия ... стихов русских модернистов. Как видим, в хронологических рамках его жизни происходит все развитие русской классической литературы XIX столетия. Обратимся к жизни писателя и к истории его ...
На стоге снега ночью южной Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Тот же образ звезд возникает в стихотворении-размышлении о природе человека, смерти и бессмертии:
Может быть, нет вас под теми огнями:
Давняя вас погасила эпоха, –
Так и по смерти лететь к вам стихами,
К призракам звезд, буду призраком вздоха!
Интересно, что К. Г. Паустовский считал Фета родоначальником космической лирики. По его словам, стихи Фета “вплотную приближали космос к нашему человеческому, земному восприятию”.
В философской лирике Фета перед нами предстает образ мыслителя, который мыслит “умом сердца” (определение Л. Толстого), образ человека, влюбленного в жизнь, красоту, человечность. Вот почему поэзия Фета – это наше духовное достояние.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (восприятие, истолкование, оценка)
... в «Смерти Поэта» под «сенью закона» лицемерно таятся злые силы — «свободы, гения и славы палачи». Вначале стихотворение заканчивалось ... Лермонтов, не случайно увидели в стихотворении «воззвание к революции», сочли его крайне опасным для «общественного спокойствия»: за «Смерть Поэта» Лермонтов ... аудитории, а не на спокойное домашнее чтение. Образ Дантеса создается по принципу антитезы. Это человек ...