Герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского проходит через череду самых разных внутренних состояний.
Человек неординарно мыслящий и остро ощущающий несовершенство окружающего мира, Родин Раскольников в начале романа пытается найти выход из нестерпимой ситуации, в которой находится он сам и его близкие.
Душевное состояние героя, приведшее его к преступлению
Пагубная роль теории Раскольникова
Попытки выбраться из нищеты и беспросветности, стремление помочь родным заставляют его задуматься о своем месте и роли в этой жизни и приводят к рождению собственной теории. На первый взгляд, она кажется герою логичной и оправданной.
Разделив людей на две категории: «тварей дрожащих», чьей жизнью можно с легкостью пожертвовать и «право имеющих», к которым он отнес себя, Родион тем самым признает за собой право лично распоряжаться чужими судьбами и даже жизнью.
Выбор жертвы
Предметом его внимания оказалась старуха-процентщица, существо мерзкое, жадное и отвратительное. Она не только никому не приносит пользы, но и губит чужие жизни.
Раскольников уверен, что уничтожив ее, совершит доброе дело, избавив мир от гадкой старухи и использовав ее богатства на благие цели.
Но, совершив преступление, герой попадает в ловушку не сбывшихся надежд и утраченных иллюзий.
Мучительные сомнения Раскольникова
Разочарование в своем праве сильной личности
Прежде всего, Раскольников разочарован в самом себе. Оказывается, он не годится на роль «сверхчеловека», не получается у него переступить и забыть весь тот кошмар и ужас, который пришлось пережить, лишая жизни старуху и ее сестру.
Родион понимает, что оказался обычным человеком, которого ужасает совершенное преступление, мучают сомнения и страхи. Внутреннее напряжение героя настолько велико, что приводит его на грань безумия.
Эмоциональное опустошение героя
Но в этот момент раскаяние еще не пришло к герою. Он не сожалеет о том, что лишил жизни двух человек. Причина его переживаний в нем самом. Родион не может избавиться от отвращения, гадливости, страха.
Три жизни Владимира Дубровского» (Как меняется герой)
... от мести. Любовь к Маше преображает героя. Читая эпизоды о жизни Дубровского в доме Троекурова, мы впервые узнаем ... умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять свое право быть бедными и честным ... три года, роста среднего, глаза карие, волосы русые, нос прямой. Но больше внимания уделено его храбрости и хладнокровию. Эпизод с медведем является ярким тому подтверждением. Герой ...
При этом продолжает считать, что должен гордиться совершенным поступком и жить дальше. Вот только сделать этого не может.
Страх осуждения и осмеяния
Еще больше пугает Раскольникова возможная реакция окружающих. Даже в ночных кошмарах он слышит смех умирающей жертвы и ему кажется, что все вокруг смеются над ним, несостоявшимся Наполеоном.
Моральная гибель и духовное возрождение героя
И даже добытые драгоценности не радуют Раскольникова. Нет в нем больше порыва помочь кому-то, употребить деньги на благие дела.
Все потеряло смысл. Родион чувствует себя настолько опустошенным, что перестает ощущать вкус жизни. Ярче всего его состояние отражают его же собственные слова: «Разве я старушку убил? Я себя убил!»
И лишь в самом конце романа автор дает надежду герою и читателю на духовное возрождение Раскольникова через раскаяние, веру в бога и любовь.