Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов»
Родион Раскольников является главным героем бессмертного философского и социального романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Все основные проблемы произведения построены вокруг главного героя и его судьбы.
На протяжении всего романа мы узнаем характер Раскольникова, но без его «двойников», а именно Петра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова, картина внутреннего мира героя не была бы полной.
Лужин и Свидригайлов являются «двойниками» Раскольникова прежде всего потому, что так же, как и главный герой, считают, что им «все дозволено», а точнее, они думают или хотят испробовать на себе теорию вседозволенности.
Обратите внимание
В самом начале романа мы знакомимся с теорией Родиона. Он считает, что люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Последние властны над первыми и способны проливать кровь ради осуществления своих целей, причем безнаказанно.
Эту теорию Раскольников решил проверить на самом себе. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы украсть у нее деньги, которые принесли бы благо и самому Родиону и его сестре, Дуне. Родион считает, что ради благого дела можно пожертвовать жизнью ничтожных людей.
Однако, в лице «двойников» Раскольникова эта теория претерпевает некоторые метаморфозы.
Лужин – это человек, главной ценностью в жизни считающий деньги. Тот, у кого они есть, волен делать все, что захочет. Главная черта Петра Петровича – огромное себялюбие. Он тшеславен и корыстолюбив. Даже жену он хочет себе «честную, но без приданого», так как «жена должна считать своего мужа благодетелем».
На тех, кто ниже его, Лужин смотрит с презрением и отвращением. Он считает себя выше других людей, и что «всё на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя.
Собственное себялюбие полностью поглотило его.
Еще один двойник Раскольникова – это Свидригайлов, развратник и шулер. Он сразу представлен как отрицательный персонаж. Для него не существует нравственных законов.
Его не задевают муки совести, и он никогда не задумывается о тех грехах, которые совершил, считая, что ему «все дозволено». В то же время, он и Раскольникову говорит: «мы одного поля ягоды».
Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского
... ждать подлости и предательства. Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Несколько интересных сочинений В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. ... Раскольниковой – молодой, красивой и образованной, но очень бедной девушке, которая соглашается выйти за него замуж лишь ради призрачного благополучия своего брата. Раскольников, как и впоследствии Дуня, считает, ...
Однако, в отличие от Свидригайлова, Родион Романович является человеком с глубокой душой. Раскольников, совершив свое преступление, переживает глубокие муки, в отличие от Аркадия Ивановича, на счету которого не одна смерть.
Важно
Тем не менее, в конце произведение в Свидригайлове просыпаются человеческие качества. Он заботится о сиротах Катерины Ивановны и о Соне. В конце, поняв, что его жизнь бессмысленна, Свидригайлов застреливается.
Таким образом, теория Раскольникова, используемая его двойниками, показывает свою несостоятельность. Ни один человек не может жить так, чтобы все было дозволено.
К концу произведения Раскольников перестает бороться с этим. Он признает свою неправоту. И только к концу произведение мы видим полный портрет героя, который формировался на протяжении всего романа.
Во многом этому способствовали его двойники – Лужин и Свидригайлов.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/169-sochinenie-na-temu-dvojniki-raskolnikova-luzhin-i-svidrigajlov.html
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание”
1. Теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-что общее.
Теория Раскольникова
Теория Лужина
Экономическая теория Лужина “о целом кафтане” гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес – это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Разумихин приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные, преступления во имя личного блага:
Теория Свидригайлова
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая).
Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова: В результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.
2. Преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Среди этих трех персонажей Лужин является самым “мелким” преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей:
Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в “темных” уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестру Лизавету.
3. Подлецы
Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом:
Противоречия теории раскольникова, в чем противоречия
... на душу Раскольникова. И в этом есть трагедия Раскольникова. В конце романа Раскольников Но такие «необыкновенные» люди становятся простыми негодяями и заканчивают свою жизнь подобно Свидригайлову. Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Сочинение Противоречия теории Раскольникова . Это ...
О Лужине:
“…подлейший из подлецов…” (Катерина Ивановна о Лужине)
О Свидригайлове
:
О Раскольникове:
Это были материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского.
Смотрите:, Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/03/svidrigajlov-luzhin-raskolnikov-dvojniki.html
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Удивительное рядом для 6 и 7 класса
Я часто думал о том, что скрывается совсем рядом, ведь идя по дороге многие люди и не подозревают что за слоем кирпича и штукатурки от них может быть что угодно
- Сочинение Мой город (1, 2, 3, 4, 5, 6 класс)
Город, в котором я живу не очень большой. Здесь всегда очень чистый воздух, так как в городке нет очень крупных заводов и производств. В городе очень много деревьев.
- Сочинение Так поступают друзья 3 класс
Наверное, каждому человеку хочется отыскать верного и лучшего друга, который никогда не предаст, и всегда будет выручать из любой и даже самой сложной ситуации. Вот только отличить хорошего от плохого друга бывает сразу очень сложно
Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольникова? – Сочинение
Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольникова?
Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.
Родион Раскольников, главный герой романа, — недоучившийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его.
Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» — желание этот мир изменить.
Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидригайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?
Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого человека «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.
Но может ли быть высокая цель, которая руководит помыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».
Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «освободителю человечества»: он не прав.
Последующее убийство старухи-процентщицы — шаг математически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Совет
Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» — с тоской восклицает Родион.
Двойники раскольникова
... на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя. ... Собственное себялюбие полностью поглотило его. Еще один двойник Раскольникова – это Свидригайлов, развратник и ...
Лужин и Свидригайлов двойники Раскольникова
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей.
Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников.
Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них “все дозволено”, хотя и по разным причинам.
Обратите внимание
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это “отлично сохранившийся человек” лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то “ужасно неприятным”.
Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова “как-то слишком тяжел и неподвижен”.
В романе он самая загадочная фигура:прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет.
Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны.
Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила жизнь самоубийством “жестоко оскорбленная” им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым “какую-то общую точку”, говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”.
Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову.
Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.
Важно
В лице его, “осторожном и брюзгливом”, было нечто “действительно неприятное и отталкивающее”. Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые “всякими средствами”, так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе.
В нравственном отношении он руководствовался теорией “целого кафтана”. Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются “наполовину голы”.
ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. “Преступление ...
... на уверенность в собственной правоте, что значительно важнее. Даже когда Раскольников защищает Авдотью Романовну от Лужина и Свидригайлова, ... оказались слабее голоса совести. Преступление задумывалось Раскольниковым как доказательство того, что ... так бесцеремонно обманывать себя. Тем более, что настоящий ... преступление. Но лихорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на ...
Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, “ибо все на свете на личном интересе основано”.
Все поступки Лужина – прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и “людей можно резать” ради собственной выгоды.
Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, “бонапар – тизма”.
Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.
Loading…
Лужин и Свидригайлов двойники Раскольникова
Источник: https://schoolessay.ru/luzhin-i-svidrigajlov-dvojniki-raskolnikova/
Готовые школьные сочинения
Ноя 01 2010
Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей.
Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников.
Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Совет
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным».
Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен».
В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет.
Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны.
Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды».
Мое отношение к роману преступление и наказание кратко. Моё отношение ...
... как тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди. Сочинение мое отношение к роману преступление и наказание Реальный поступок все переворачивает с ...
Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову.
Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.
Обратите внимание
В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе.
В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы».
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика)
Раскольников и Свидригайлов — герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников
убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как «сильные» личности. И это действительно так.
Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно понимают, что по сути своей они чрезвычайно близки.
И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого.
Свидригайлов нарочито откровенен с Раскольниковым и даже находит удовольствие в том, чтобы рассказать ему о самых постыдных фактах своей биографии. Но Свидригайлов — человек загадочный. Он очень скрытен и хитер. Несмотря на свое шутовство, очень умен. Свидригайлов кажется ужасным злодеем.
Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов , Автор публикации:
Суконка О.И.
Дата публикации:
11.10.2016
1
2
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
4
5
6
7
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…» Д. С. Мережковский
Почему Лужина и Свидригайлова называют двойниками Раскольникова ...
... том, что Свидригайлов и Раскольников – двойники. Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского Лужина писатель представляет как делового преуспевающего человека, юриста средних лет, ценящего каждую минуту, имеющего собственную экономическую теорию, заключающуюся в превалировании личного ...
8
Образовательные: Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты), Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами), Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.
Развивающие: Формировать логическое мышление путем сопоставления героев, Развивать речь учащихся, Развивать творческое мышление.
Важно
Воспитательные: Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству, Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).
9
Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
10
Тема, которая присутствует в романе «Преступление и наказание» : а) жизнь маленького человека б) судьба мечтателя, живущего в мире иллюзий в) тема утраченной любви и бесплодной мечты г) любовь, спасающая человека
11
Что собирается купить целых два года для своей комнаты Раскольников? а) диван б) лампу в) замок г) занавески
12
Герой романа живёт в С-м переулке. Достоевский хорошо знал город Петербург и не случайно Раскольникова поселил именно сюда. Назовите переулок. а) Слесарный переулок б) Столярный переулок в) Соловьиный переулок г) Смольный переулок
13
В какое время предстаёт перед читателем Петербург в романе? а) в мае б) в июле в) в августе г) в сентябре
14
Кто принял на себя вину Раскольникова в романе «Преступление и наказание» до его признания? а) Соня Мармеладова б) Красильщик Миколка в) Мать Раскольникова г) Сестра Раскольникова
15
Главная причина, по которой герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи – процентщицы а) нищета и бедность б) стремление проверить свою принадлежность к разряду людей, которые «право имеют» в) психическое заболевание г) необходимость спасти мать и сестру
16
Задание 1 Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании».
17
Совет
Задание 2 Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
18
Задание 3 Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом фрагменте. В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.
Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу.
И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
19
Раскольников и свидригайлов одного поля ягоды
... зла. Руки Раскольникова тоже в крови. Однако, мне не хочется верить в то, что Раскольников и Свидригайлов абсолютные двойники. Аркадий Иванович вызывает только антипатию своим отношением к людям, он ... признаться в своей жестокости. Да, Свидригайлова можно назвать двойником Раскольникова. Но на каком-то этапе нравственного развития они выбирают разные пути, поэтому один сводит счёты с ...
ПЕРСОНАЖИ А) Лужин Б) Порфирий Петрович В) Разумихин ХАРАКТЕРИСТИКА 1) Студент 2) Мелкий чиновник 3) Надворный советник 4) Следователь А Б В
20
Задание 5 Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку (каморка героя, похожая на шкаф)?
21
Задание 6 Укажите название города, в котором разворачивается действие «Преступления и наказания».
22
Обратите внимание
Задание 7 Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином оно обозначается?
23
24
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. – Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?
25
26
одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
27
Часть I, гл. 3. Часть II, гл. 5. Часть IV, гл. 2, 3 Часть V, гл. 3.
28
Внешность: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый , с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно – нескрываемым удивлением и как будто спрашивая глазами : «Куда ж это я попал?» Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.
29
Характер: Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.
30
Жизненная позиция: Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.
31
Отношение к любви: Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее.
Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни.
Важно
Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.
32
Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.
33
Часть I, гл. 3. Часть IV, гл. 2. Часть VI, гл. 5.
34
Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках.
Раскольников есть истинно русский человек
... ума», написанной А.С. Грибоедовым, также смогли испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя ... любовь Соню Мармеладову. Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На картине Кожина Семё ... послушно принять судьбу, как она есть…». В уме его рождается необычная теория: желая усовершенствовать мир, создать ...
Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво, губы алые.
Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…
35
Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами.
Основная идея произведения Ф. М. Достоевского
Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.
Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».
Тест по произведению
Произведение Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.
Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную , отмечая их сходства и различия.
Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и в содеянном. В этом большая . Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.
Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем , был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.
Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.
Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.
Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика
А какую оценку поставите вы?
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник» Сравнительная характеристика Онегина и Ленского в романе Евгений Онегин
Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек. Также в романе есть еще один образ – это Свидригайлов. Если проводить сравнительный анализ двух этих героев, то с первого взгляда может показаться, что это две совершенно разные личности, с абсолютно разными взглядами на жизнь, убеждениями и ценностями, но приглядевшись поближе можно увидеть массу сходств.
Во-первых, что Свидригайлов, что Раскольников, переступили черту нравственного и человеческого закона. Разница лишь в том, что у Раскольникова была определенная теория, цель, он совершил преступление, исходя из пытливости ума, побуждения его не несли характер причинения вреда. Свидригайлов же совершал подобные деяния в связи с желанием удовлетворить свои плотские прихоти и нелепые потребности. Но он не так прост, как кажется на первый взгляд. Это далеко не глупый человек. Он также склонен здраво рассуждать, но желание вести разгульную жизнь и придаваться страстям в его характере превалирует.
Во-вторых, оба эти героя, раскаиваются в содеянном преступлении, их мучает совесть, им трудно справится с осознанием того, что они совершили. Свидригайлов выбирает более легкий путь и сводит счеты с жизнью, а Раскольников борется до самого конца.
Конечно, между этими героями существует и великое множество отличий. Во-первых, это положение в обществе. Раскольников – это бедный студент, Свидригайлов – помещик. Ценности у них также совершенно противоположные. Свидригайлов готов идти на все ради того, чтобы удовлетворить свои низменные потребности, он лишь культивирует в себе черты, присущие животному. Раскольников же идет по нравственному пути, он не желает людям зла, заботится о сестре, о матери, пытается пробиться и выбиться в люди самостоятельно, презирает образ жизни Свидригайлова, а убийство для него это было лишь, своего рода, проверкой теории.
Лужин и Свидригайлов
Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”.
Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, революционную, и самую преступную.
Значит, делать жизнь по теории нельзя.
И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя.
Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”, “заблуждения”.
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – Лужин и Свидригайлов, которые являются “двойниками” главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о “избранных” и “тварей дрожащих”. “Мы одного поля ягоды”, – говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения.
Важно
Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно.
Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов – человек без совести и чести – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.
Свидригайлов – самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.
Свидригайлов – это своеобразный “черный человек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил.
Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством.
Смерть для него – освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Совет
Другим “двойником” Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
Лужин – деловой человек со своими “экономическими теориями”. В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов.
И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, “помрачение ума”.
Лужин – прямолинейно-примитивный человек. Он – сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.
Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах “двойниках” – Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как “кровь по совести”. Писатель дальше развил эту теорию.
Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду – всё это логическое завершение мыслей Раскольникова.
Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.
В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Глаза – зеркало души
Главным принципом, которым руководствовался Достоевский в своем творчестве, была достоверность. Раскольников представляет собой собирательный образ студентов-разночинцев 60-х годов. Главный герой романа чрезвычайно беден, живет в маленькой комнатушке, плохо одет и даже голодает. Облик Свидригайлова, напротив, указывает на то, что этот человек не привык себе отказывать в чем бы то ни было.
Следует сказать, что великий русский писатель уделял огромное значение описанию глаз героя. У Раскольникова они «прекрасные и темные». Глаза Свидригайлова смотрят холодно и пристально. Но, дабы не забегать вперед, стоит сказать несколько слов об этих персонажах. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова предполагает предварительный анализ каждого из этих героев.